Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Убить искусствоведа или зачем художнику голова. История из жизни.

   Чего только не бывает в студенчестве! И весёлые праздники, и дружные компании, и сложные экзамены с бессонными ночами подготовки к ним, и лекции, не всегда интересные, но безусловно важные - чего только не случается в эти самые динамичные и яркие годы обучения.

У студентов-художников годы учёбы особенно впечатляющие и запоминающиеся, ведь в это время ещё и индивидуального творческого становления, поиска своего пути в творчестве, первых выставок, проб и ошибок. Вот об ошибках как раз и расскажу.

    В Академии у нас была замечательная искусствовед - настоящая леди, всегда элегантная во внешнем виде и манерах, Галина Леонидовна читала лекции с таким неповторимым шармом, интеллектуальным юмором, особой утончённо-образной манерой говорить и любовью к искусству, что просто невозможно было отвлечься даже на минуту. “Не надо мне рассказывать про внебрачного сына нотариуса, давайте суть”, - сбивала она с толку любителей пересказов душещипательных историй из разряда “родился - женился - написал - умер”. “Это же не изба-читальня! Давайте своими словами: основная идея в контексте времени” - и любители читать заранее заготовленный конспект выпадали в осадок.

Именно поэтому семинары по истории искусств были особенно интересными - нужно было не просто начитать биографию художника и выучить основные названия произведений и даты, но и быть полностью “в материале”, то есть понимать, откуда “растут ноги” того или иного течения, почему картина написана именно в такой манере, чем она отлична от аналогичных сюжетов других художников и почему… А ещё ведь есть скульптура, архитектура (каюсь, тут мне было совсем тяжко), графика. Словом, нам очень повезло учиться у замечательного увлечённого своим делом, по настоящему творческого педагога. Невероятно повезло.

   Но, как водится, не все йогурты одинаково полезны - не все студенты готовы понять и принять учебный материал. Поэтому случалось всякое. Как этот раз, например.
В преддверии празднования Нового года, всему факультету было поручено оформить учебный корпус. По группам распределили участки: кому-то досталась часть коридора, кому-то рекреация, кому-то входная группа. Особо ответственные оформляли пространство возле деканата и преподавательской. Каждый год для праздничного оформления задавалась своя тема, интерпретировать которую можно было по своему желанию (например, сказки Пушкина, маскарад и т.д.). В этот год была задана тема “Искусство”. Разумеется, для будущих художников - это возможность вдохновиться художниками прошлого или создать свои, оригинальные арт-объекты.

Сказано - сделано. В день приёма новогоднего оформления факультета, как всегда царила особая атмосфера - беготня туда-обратно, дорисовывание, доклеивание, вывешивание отдельных гирлянд, элементов, объектов. То тут, то там мелькали озабоченные студенческие физиономии и ничего не понимающие во всей этой кутерьме лица преподавателей и сотрудников, многозначительно таращились друг на друга и снова разбегались по своим делам. Занятия на факультете никто не отменял, поэтому приходилось комбинировать учебные пары и перемены, на которых успевали довести всё до ума. В предновогодней горячке посмотреть, как оформляются другие участки, было почти невозможно, поэтому все ждали официальной приёмки, когда уже точно всё будет готово.

    Прямо перед временем приёмки нашего празднично оформленного коридора в расписании стояла лекция по истории искусств. Пробравшись через белоснежные облака вырезанных из писчей бумаги и прикреплённых к потолку 100000 лебедей, аккуратно огибая картонные супрематические конструкции, мы разместились в аудитории в ожидании лектора.
    Галина Леонидовна, всегда педантично пунктуальная и положительно расположенная к продуктивной совместной со студентами работе, разъярённой фурией ворвалась в аудиторию с почти истошным криком: “Кто это сделал!? Кто-о!!!”. Мы, студенты, озадаченно затаились - не каждый день такое увидишь. Всклокоченная и негодующая она продолжала неистовствовать: “Кто? Кто поставил гроб напротив преподавательской?! Я хочу видеть этого человека!”

   Студенты в аудитории медленно сползли под парты, ошарашенно пуча глаза на исходящего эмоциями искусствоведа. Для нас всё происходящее было уж совсем непонятным, требовались пояснения.

   Наконец, бессильно рухнув на стул, наш педагог изрекла: “Нет, это же надо додуматься, сделать праздничное украшение в египетском стиле… Египетский культ смерти! Как можно было ТАКОЕ соорудить к Новому году!”

   Мы выдохнули, по крайней мере стала понятна причина этого светопреставления. Еле отсидев лекцию мы бросились к преподавательской. Точно, прямо напротив входной двери - картонный саркофаг в иероглифах, на стенах нарисованные фигурки фараона и слуг, символы власти правителя, аккуратно перерисованные из книжки. “Ну, мы подумали, что раз рядом сграффито в египетском стиле, то оформим в нём всё пространство, искусство Египта же по теме,” - мычала впечатанная в это самое сграффито возмущением педагогов староста группы, - “Мы не это имели в виду”. “Вы чем вообще думали?”, - горячились педагоги. Одна декан факультета, подошедшая в самый разгар “битвы при Кадеше” смотрела на ситуацию философски и с юмором: “А чего тут поставили, а не напротив деканата?”

   Этот урок студенты запомнили надолго: прежде чем создавать что-то своё, оригинальное, конечно, стоит изучить историю вопроса. Но здравый смысл терять не нужно. И стоит не один раз подумать, уместно ли будет выглядеть работа, стилизация, деталь в том месте, ситуации, времени, где она подразумевается. Ведь важна не только внешняя форма, визуальная эстетика, но и смысл изображаемого. Сама идея важна. А уж про единство формы и содержания в искусстве я не раз писала. Поэтому, прежде чем браться за кисти и краски, стоит “включить” голову, она ведь нужна не только за тем, чтобы есть.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин