Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Хочу рисовать портреты: скажите, как? Портреты получаются плохо, что делать? Часть 3.

13). Перерывы в обучении рисованию крайне нежелательны.
    В предыдущих статьях я уже писала о том, что научиться рисовать можно только последовательно, поэтапно, тщательно распланировано во времени, так как нужно время на усвоение и закрепление навыков. Именно поэтому, как только вы делаете перерыв - уезжаете в отпуск, уходите на каникулы, просто берёте паузу - навыки рисования перестают формироваться и всё наработанное ранее забывается.

    Плохи любые паузы - от 2 недель и более. Рисуя раз в месяц, качественного результата в рисовании достигнуть практически невозможно, тем более не научиться рисовать практикуя один месяц в году. В памяти не остаётся ровным счётом ничего, навыки теряются.

   Чтобы этого не произошло, не останавливайтесь - продолжайте рисовать. Даже если не получается ходить на занятия в художественную школу, рисуйте самостоятельно, вспоминайте уже изученное, закрепляйте усвоенный материал, пробуйте свои силы в новых сюжетах и задачах в рисовании. Не зря в художественных школах, училищах и Вузах существует пленэр. Он, помимо основной своей задачи, выполняет функцию плавного выведения начинающих художников на самостоятельную работу, которую они выполняют во время каникул - без неё учебный год начинать очень сложно. Подробно о пленэре я писала в статьях: https://jotto8.ru/blog/kak-risovat-grafiku-na-plenere-osobennosti-plenernogo-risunka-chast-i , https://jotto8.ru/blog/kak-risovat-na-plenere-kraskami-plener-maslom-i-ne-tolko-chast-1 , https://jotto8.ru/blog/graficheskij-plener-osobennosti-vygody-plenera-karandashom ).

14). Рисование портретов из головы - пустая трата времени для начинающего художника.
    И не только потому, что знаний о строении головы и пропорциях лица человека мало. В каждом конкретном случае важно передать в рисунке конкретные отношения цвета и тона лица и фона, лица и волос, степень и качество освещения модели (откуда свет - сбоку, снизу, прямо? какой он, дневной или искусственный? насколько хорошо выражена форма: лицо выглядит объёмным или плоским, или чередует плоскости и объёмы? какого цвета лицо в свету и в тени?) и прочие тонкости. Это всё придумать невозможно, тем более, имея сравнительно небольшой опыт в рисовании.
  Не тратьте драгоценное время: рисуйте с натуры своих друзей и знакомых, тренируйтесь делать зарисовки в кафе или парке, используйте референсы для рисования (фото, видео, репродукции), изображайте самого себя в зеркало в разных ракурсах, поворотах, освещении, одежде и головных уборах. Такие упражнения очень занятны, увлекательны и, безусловно, полезны.

15). Изучение и понимание конструкции лица человека обязательно.
  Да, на ранних этапах обучения рисованию портрета важна не анатомия, а именно формообразование головы и лица человека - умение передавать объёмно на рисунке формы частей лица и связывать их воедино. Владение формой и умением передавать объёмы в рисунке разными способами (в зависимости от задачи и особенностей модели и постановки в целом) делает портреты не просто похожими, но и точными, реалистичными, правильными. Именно это качество отличает работу художника профессионала от дилетанта, именно оно говорит о мастерстве художника. О способах передачи объёма в рисунке я писала здесь: https://jotto8.ru/blog/kak-peredat-obem-predmetov-v-risunke-chast-i и здесь https://jotto8.ru/blog/kak-peredat-obem-predmetov-v-risunke-chast-ii .

   Если описать кратко, рисовать портрет следует так - изображаем не нос, ухо и глаза, а формы, из которых они состоят - коробки, шары, многогранники, призмы, сферы. Именно для этого обучение рисованию начинают с простейших геометрических форм, поэтому глупо их игнорировать и браться за сложные задачи, минуя азы. Это классическая система обучения рисованию, созданная более 250 лет назад. Лучше ничего не придумали.  Про важность рисования простейших форм есть статья: https://jotto8.ru/blog/zachem-nuzhno-risovat-prostye-geometricheskie-formy . Этапность в обучении рисованию важна, как ничто другое - если один из этапов не усвоен, переходить к следующему не стоит, результата не будет.

16). Сравниваем свои рисунки только со своими же, более ранними.
  Любое сравнение с другими художниками некорректно: способности к рисованию, опыт, возможности обучаться, количество затраченного времени и сил у всех разное. Особенно опасно сравнивать свои учебные рисунки с работами профессиональных художников - их можно только анализировать, изучать, копировать.  Ни в коем случае не старайтесь определить свой уровень развития как художника, путём сравнения с другими авторами! Это даёт ложное понятие собственного мастерства в моменте. Может быть, художник, с которым вы сравниваете свои рисунки, в момент создания произведения был в наивысшей точке своего творческого развития, а вы только начинаете свой путь в рисовании?
  Сравнение своих рисунков с более ранними собственными даст ясную картину: развиваетесь вы как художник или нет, есть ли прогресс в рисовании, что именно улучшилось/ухудшилось и почему. Именно ответ на вопрос почему поможет сориентироваться в дальнейшей творческой работе и спланировать свои уроки рисования максимально эффективно.

17). Не ждите “волшебной таблетки” от учителя.
  О важности совместной работы с учителем рисования я уже писала неоднократно - https://jotto8.ru/blog/s-chego-nachat-obuchenie-risovaniju , https://jotto8.ru/blog/nauchitsja-risovat-ili-chtoby-nauchili-risovat-proforientatsija-v-tvorchestvo-i-rabota-nad-soboj-i-chast , https://jotto8.ru/blog/kak-nauchitsja-risovat-samostojatelno . Но педагог может только корректировать и направлять вашу работу, рисовать придётся вам самим. А для этого нужно, как минимум, приложить желание и усилия. Лежать в направлении мечты - научиться рисовать портреты - мало, необходимы конкретные действия от вас непосредственно. Для начала, анализ и выполнение рекомендаций педагога, постоянные упражнения в рисовании, самодисциплина. Работа художника - это тоже работа, и над собой в том числе.
    Как сказала одна моя ученица: “Я не хочу работать, я хочу рисовать красивые картинки”. Без одного другое невозможно. Как и любой другой профессии, рисованию следует уделять время, силы, внимание, старание, осваивать новый, более сложный материал, находить связи между уже освоенным и новым, самосовершенствоваться, думать, пробовать… Хотите красивое здоровое тело - ходите в зал, правильно питайтесь, отказывайтесь от излишеств. Хотите быть умным - читайте книги, слушайте лекции, общайтесь с умными людьми, занимайтесь самопознанием. Хотите хорошо рисовать - приложите усилия к этому. Учитель поможет и подскажет, но инициатива должна идти от вас. Секретных приёмов не бывает - только осознанный труд, упражнения, осмысленность, дисциплина и капля способностей.

18). Рисуйте не только скетчи, но и длительные рисунки.
    Наброски и зарисовки учат схватывать и передавать главное в рисунке, длительные штудии - тщательности и точности проработки форм, выявлению объёма, пространства, пропорций осмысленно и точно, развивает целостность видения и способности анализировать и синтезировать увиденное и прочее. На пути совершенствования в рисовании портрета важны и краткосрочные, и длительные рисунки. Логичное и грамотное чередование задач в рисовании портрета помогает художнику усвоить изученный материал, наработать необходимый технический опыт, развить наблюдательность и остроту внимания вместе с методичностью и реалистичностью рисования.
    Для полноценного обучения рисованию портрета также хорошо сочетать рисование с натуры не позирующей и позирующей модели. Причём, позировать для портрета модели придётся от 4 часов и более (можно меньше, но результат будет другим). Именно за 4-6 часов рисования и более художник-ученик сможет внимательно проследить пропорции конкретного лица и головы в целом, точно и правильно построить голову человека на листе бумаги, разобрать все формы головы на главные и второстепенные, передать тоном основные отношения тёмного, светлого и серого в портрете, выявить объём и пространство в рисунке портрета при помощи штриховки, прорисовать характерные детали, сохранить цельность в рисунке и прочее. Тональный, точный, проработанный рисунок требует ещё и времени.

    При обучении рисованию портретов важны не только способности, но и дисциплина, последовательность, полнота и точность усвоения основных обучающих этапов, отсутствие длительных перерывов в обучении и повторение и закрепление изученного материала. Как и в любом другом виде искусства, в рисовании нужна сила характера, трудолюбие и выдержка, которые художник развивает в себе всю жизнь, начиная с первых простейших уроков рисования. Уже потом пригодятся конкретные, необходимые для развития знания - анатомия головы человека, формообразование, техническое совершенство художника, владение изобразительными приёмами и прочее.
  Мастерство художника-портретиста не зря совершенствуется и набирается годами - вспомните великих портретистов из истории искусств, их не так уж и много. Это колоссальная, серьёзная, поэтапная работа. Потому, капризы, вроде хочу рисовать красивые портреты, но не хочу учиться, только мешают делу. Психологическая сформированность, ориентированность начинающего художника на качественный результат и приложенные усилия сделают своё дело. Дорогу осилит идущий. Пусть ваш путь к заветной мечте будет интересен, полноценен и результативен!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин