Традиционно художники рисуют на пленэре красками - это знают все, даже в детских мультфильмах и книгах художник изображается в лесу на поляне с кистями и красками. Но не всегда живопись важна и удобна. Пленэр карандашом, например, не менее полезен и важен. Если пленэр не является самоцелью, то для современного художника рисунки с натуры на улице будут не меньшим подспорьем в работе над картиной.
Например, мой учитель почти всегда ехал на пленэр налегке - с папкой и карандашом - и нас, студентов, ругал за то, что тащим с собой гору тяжёлых и неудобных в работе на свежем воздухе масляных красок. Используя свои натурные зарисовки, он позже, в холодное время года, сидя в мастерской, писал картины с чётко продуманным цветовым решением и узнаваемыми сюжетами. Чем не оригинальный творческий метод! Расскажу про летние рисунки с натуры на улице подробнее.
1). Минимум средств - максимум выразительности.
Рисовать на пленэре можно чем угодно, и чем проще материал и техника исполнения, тем лучше. Поэтому, идеальным решением для пленэра будет бумага и простой (лучше механический, но я люблю обычный) карандаш. Умея быстро передать основную идею увиденного в рисунке и понимая возможности графических изобразительных средств, можно легко и быстро создавать не только рисунки-впечатления, но и продумывать заранее варианты решения будущей картины. Например, наложить на рисунок колористическую основу из двух контрастных цветов не составит особого труда (белое - голубое, чёрное - коричневое, к примеру). А обогатить строгую сухую цветовую гамму можно самыми разнообразными оттенками выбранных цветов, для этого просто меняем их насыщенность, светлоту, цветовой тон (незначительно, за счёт примесей). К слову, все мои “придуманные” картины именно так и создавались. И не нужно напрягаться и рисовать из головы - природа и окружающий мир сами подскажут, что и как рисовать, главное - научиться видеть и интерпретировать реальные объекты по-своему.
Основные задачи при работе с натурой решаются уже в самой зарисовке - что будет объёмным, а что плоским; что фактурным, а что гладким; что важное, а что второстепенное и т.д. И не нужно переписывать всё с натуры один в один, доля творчества при таком подходе остаётся. А для настоящего художника, в отличие от мастеровитого ремесленника - это самое важное. Точное соответствие натуре, а авторское решение сюжета, отношение художника к изображаемому, интересный композиционный или сюжетный ход - вот, что отличает подлинно качественное, профессиональное произведение, картину или графический лист.
2). Легко переносить с места на место и использовать инструменты и материалы для графики.
Согласитесь, вес художественных материалов имеет значение, особенно во время поездки, когда приходится брать с собой и одежду, и личные вещи, и хотя бы небольшой запас еды и гаджеты со всеми сопровождающими кабелями, зарядниками и т.д.. Даже просто дойти до городского парка с целым этюдником масляных красок сложновато. А положив в рюкзак скетчбук и набор карандашей или шариковую (чернильную, гелевую) ручку можно бродить по городу в поисках интересных сюжетов хоть весь день. С таким инструментарием можно передвигаться с места на место быстро, не привлекая к себе лишнего внимания прохожих, легко начинать и заканчивать работу (не нужно долго раскладывать краски и готовить холст). А если устали и проголодались - не составит труда зайти в любое кафе или просто перекусить принесёнными с собой бутербродами - минимум нежелательного внимания, лишних вопросов и неудобства.
Немаловажна также чистота работы с графикой: рисовать карандашом и красками - совершенно разные вещи. Если после рисования карандашом или маркерами руки можно просто протереть салфеткой, то после рисования маслом приходится отмываться серьёзно, причём мыть придётся ещё и инструменты и материалы и не только водой, но и разбавителем. А это уже характерный запах и специфическая одежда для пленэра (в нарядном платье или светлых брюках писать маслом на природе вряд ли получится).
3). Простые и понятные изобразительные средства.
Штрих, линия и пятно, а также точка, клякса и т.д., помогают художнику, даже совсем неопытному, изобразить увиденное и задуманное быстро и легко. Намешивать нужный цвет на палитре и укладывать его в нужное место - достаточно долгая и кропотливая работа, требующая некоторого опыта и мастерства. Да и, увлекшись красотой оттенков и игрой света и тени в цвете, на пленэре можно забыть о первоначальном впечатлении и задачах. Графика - более категоричный, сухой и логичный вид изобразительного искусства. Она позволяет сосредоточиться на самом важном, концентрирует внимание художника на основной идее или задаче, скупыми средствами выявляет главное.
Но изобразительные средства графики универсальны, многоплановы и очень выразительны. Проводя линию, художник может изобразить и силуэт, и границу форм, и объём, и деталь и пространство. Главное определиться, какую именно линию провести и где её расположить в листе.
4). Скетчбук или отдельные листы - выбор художника.
Очевидное удобство использования альбома для зарисовок часто игнорируется художниками-графиками для достижения определённых результатов. Например, многие любят рисовать на тонированной бумаге, причём тонированной самостоятельно в нужный цвет. А некоторые художники предпочитают рисовать на листах разного размера и формата (не понесёшь же с собой на пленэр несколько блокнотов для рисования сразу). И разбирать альбом на листки для дальнейшей работы над картиной не придётся - отдельные листы бумаги можно и на стену рядом с мольбертом повесить, и на полу разложить. В таком случае, для рисования на улице потребуется стопка листов бумаги, лёгкий и прочный планшет и зажимы для бумаги (лучше разного размера и побольше).
В альбоме для скетчей рисовать тоже удобно (дело вкуса: долгое время я предпочитала отдельные, собранные в стопку листы, теперь рисую в блокнотах и альбомах разного формата и качества бумаги). В соответствии с техникой, особенностями рисования и задачами можно использовать блокноты с разной бумагой - цветной, тонкой писчей, толстыми листами ватмана, акварельной, тонированной, для пастели и прочие варианты.
Но удобнее всего на пленэре классическая белая бумага средней и высокой плотности. Она позволяет рисовать достаточно экспрессивно карандашами повышенной мягкости (а для рисунков на пленэре удобнее использовать карандаши мягкостью от В и выше). Такая бумага не мнётся и не развевается на ветру, даже если альбом большого размера, и выдерживает интенсивное внедрение ластика. А такое случается очень часто - времени на рисунок на улице, как правило, не много.
5). Ластик используется по желанию.
Если цель вашего пленэра - приучить себя рисовать быстро и точно, то ластик лучше не использовать совсем, а вместо карандаша применять маркеры, ручки и линеры сразу. Но для живописного карандашного рисунка и подробной тональной (свето-теневой) проработкой ластик обязателен. Он помогает создавать удивительные, разнообразные фактуры и облегчает процесс рисования.
Обычный в меру жёсткий ластик не только способен исправить ошибки в рисунке и вычистить лист от потёртостей и ненужных отпечатков, но ослабляет тональность в рисунке за счёт светлых штрихов, выявляет контрасты, передаёт текстуры листьев, травы, камня в рисунке.
Для художника-графика и художника-скетчера важно собирать альбом фактур - коллекционировать самые разнообразные фактурные возможности излюбленного материала. И ластик не исключение. Весь этот арсенал фактур и текстур облегчает и ускоряет работу с натурой, что особенно важно для пленэра.
6). Скорость рисования.
Разумеется, рисовать красками и графическими материалами можно с разной скоростью, умелые живописцы очень быстро, минут за 20, могут написать этюд с натуры, а начинающий художник три линии будет вырисовывать два часа. Но ведь именно для начинающих и в меру опытных художников я и пишу все свои статьи. Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что с графикой, действительно проще и быстрее управляться. Схватить в рисунке движение ветвей деревьев на ветру, фактуру речных потоков, тональную разницу между лесом, полем и небом быстрее, чем в красках. А если что-то пошло не по плану, можно вытереть неудавшееся место ластиком или просто перевернуть страницу альбома и начать всё заново.
Проводить линии, сразу характеризующие движения форм, характер контуров или границу теней, наносить пятна тушёвкой или штрихом, вводить дополнительные фактуры карандаша, ластика и прочих инструментов и материалов достаточно быстро и точно может даже совсем начинающий художник. Это не значит, что нужно непременно торопиться и накидывать линии, фактуры и пятна как попало. Рисунок на пленэре может выполняться от нескольких минут до часа, в зависимости от формата и степени прорисовки деталей. Да и степень проработки и индивидуальная манера художника помогает корректировать время, затраченное на рисование.
Но, в любом случае, скорость рисования в графике намного выше, чем в живописи. Хотя бы потому, что графические средства осваиваются художником проще и знакомы с самого детства. Кстати, о том, как повысить скорость рисования, я уже писала в статье:
https://jotto8.ru/blog/20-sovetov-medlitelnomu-hudozhniku-chast-i и
https://jotto8.ru/blog/20-sovetov-medlitelnomu-hudozhniku-chast-ii .
Разумеется, выбор между живописью и графикой нелёгкий и каждый художник его делает, исходя из собственных желаний и возможностей. И моя задача - не переориентировать живописцев на более “скучные” творческие эксперименты, а показать возможности использования графических рисунков. Рисунки, в этом случае, могут быть не только самостоятельными произведениями или фиксацией момента реальности (скетчбук, как альтернатива фотоальбому, например, в путешествии), но и серьёзной, качественной подготовительной работой к продуманному крупному произведению - картине или серии композиционных графических листов. А это уже ответственная, интересная творческая работа.
Удачного вам пленэра и красивых рисунков!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)