Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Как рисовать на пленэре красками? Пленэр маслом и не только. Часть 2.

6). Пишем этюд, а не картину.
 Пленэр - это возможность улучшить мастерство, обогатить или сменить палитру, научиться у природы фактурам, цвету, объёму, визуальным цветовым и пространственным эффектам. Но это не способ написания картины.

Картину пишем в мастерской, а на пленэре рисуем этюды. Это краткосрочные живописные нашлёпки, выполняющие одну задачу или ухватывающие первое впечатление от натуры. Эти этюды служат основой для будущей картины, которую художник создаёт, отбирая самое важное и интересное, основываясь на увиденных и запечатлённых в этюдах фрагментах реального мира. Этюды - это рабочий материал художника, не более.

   Картина создаётся воображением художника с использованием заранее проведённой работы: изучение темы (литература, документы, история и т.д.), поиск решения подобной темы в живописи (первоисточники), работа с натурой (поиск характерных персонажей и их окружения в натуре, зарисовки, наброски, рисунки, этюды с натуры с учётом поставленных задач), поиск композиционного решения (эскизы), создание подготовительного рисунка в натуральную величину и прочее.
  К тому же картина подразумевает большой формат - от 1 метра по большей стороне - а на пленэре это вряд ли возможно.
   Один мой знакомый художник пробовал писать на большом холсте на пленэре, сразу реализуя собственную идею пейзажа. Он уходил рано утром с тремя здоровенными холстами в лес, а возвращался на закате с недописанными сырыми работами, уставший и недовольный. Конечно, чтобы доработать начатое, ему потом пришлось много визуализировать и фантазировать. А фантазия художника и реалистическая живопись с натуры - это всё же разные вещи.

7). Избавляемся от зелёных красок.
  Большой соблазн для начинающего художника писать зелёное зелёным. И даже если глаз различает 2-3 оттенка зелени, намешать их на палитре, основываясь на готовом фабричном зелёном цвете, очень сложно. Использовать любую зелень: кобальт зелёный тёмный (а светлый, тем более!), изумрудную, фц зелёную, виридоновую, окись хрома и другие краски на пленэре не рекомендуется.
  Выход один - учиться намешивать оттенки зелёного из смесей жёлтых и синих, жёлтых и чёрных или обогащать этими оттенками охры или “земли”, в зависимости от общего цветового настроя этюда.

   Для пленэра подойдут следующие краски - кадмий жёлтый светлый, кадмий жёлтый тёмный, лимонная, кобальт синий средний, ультрамарин, церулеум или бирюзовая, хром-кобальт сине-зелёный, сажа газовая, белила цинковые (титановые белила, на мой взгляд, слишком холодны для пленэра), охра светлая, сиена натуральная, умбра натуральная ленинградская. Для зелени - более чем достаточно, ведь можно смешивать краски попарно или по 3, замутнять смеси, менять пропорцию красок в замесе, добавлять или не добавлять белила в разном количестве.
  Особенно это касается русского пейзажа, где краски не ярки, а разница оттенков зелёного по темноте, тепло-холодности и насыщенности ощутима. Про то, как рисовать траву и деревья на пленэре я уже подробно писала в статьях:

https://jotto8.ru/blog/kak-pisat-zelen-zelenaja-zelenaja-trava-chast-i  и

https://jotto8.ru/blog/kak-pisat-zelen-zelenaja-zelenaja-trava-chast-ii .

8). Минимум деталей - изображаем только самое главное.
  Времени на раздумья, сравнение и рассматривание на пленэре нет. Да и незачем перечислять все детали, увиденные в натуре - можно легко запутаться, какая из них важнее и нарушить общую концепцию этюда. Обилие деталей отвлекает от главного, а их нагромождение не только усложняет восприятие изображения зрителем, но и уплощает объёмы предметов и объектов и пространство. Получается, вместо того, чтобы улучшить работу, неопытный художник может её только ухудшить большим количеством деталей.

  Кроме того, работа над этюдом требует большой концентрации и тщательного отбора того, что и как будет изображено именно в этом этюде. Состояние дня меняется каждые 10 минут, солнце по разному освещает объекты на рассвете, утром, в полдень, в дневные часы, ранним вечером, на закате - меняется не только длина и направление теней, но и их цвет, интенсивность, силуэт, характер… А на следующий день, даже прийдя в то же самое место, сложно уловить то настроение, которое было вчера. Новый день - новые решения, новое вдохновение, новые краски.

  Поэтому, чтобы не создавать себе лишних проблем и неразрешимых задач, а также, чтобы сэкономить время и силы (ведь на пленэре ещё и много отвлекающих факторов - то комары, то прохожие с вопросами, то есть захотелось), лучше использовать маленькие форматы для этюдов. Это удобно в переноске и хранении, быстро рисовать (любая задача выполнима в течение 30-120 минут) и можно легко сделать перерыв в работе, не думая о том, что солнце уйдёт и вся визуальная картина поменяется.
  В этюде стараемся передать состояние дня, отношения цветов друг к другу, характерное освещение и глубину пространства - выбирайте одну задачу для одного этюда. Детали или тонкие мелочи можно не прописывать или наметить условно.

  Как использовать этюды для написания картины я расскажу в одной из следующих статей. И, пожалуйста, не рассчитывайте на помощь фотоаппарата, если всё же планируете писать на пленэре большую картину. Камера, конечно, зафиксирует объекты и условные цвета, но точно не передаст все необходимые нюансы цвета и детали. А в живописи именно они имеют значение.

9). Следите не только за цветом, но и за фактурами на пленэре.
  Иногда, чтобы точно передать состояние и объекты, которые впечатлили и вдохновили, одного цвета не достаточно. Опытные художники знают, что фактура мазка имеет не меньшее значение, чем цвет. А иногда фактуры задают настроение и характер всей работе и выявляют основную задумку художника.
  Выбирая место на пленэре, обратите внимание, что листья на деревьях, трава и кусты не только разного зелёного цвета, но и разные по фактуре. А значит, писать их стоит по-разному. Рисовать маслом траву, например, можно вертикально, боковой частью мастихина, деревья - жёсткой кистью короткими мазками по форме, кусты сирени - прикладываясь острым краем мастихина, а лес на дальнем плане - мягкой синтетической или щетинной кистью мелкими, едва различимыми вертикальными мазками или затиркой, небо и облака - горизонтально,  в противовес множественным вертикалям на земле.
  Хорошо передать разницу в фактуре листьев разных деревьев в этюде маслом - у ивы листья острые, тонкие, наклонены почти вертикально; у яблони - круглые, торчат в разные стороны. Соответственно, кисти для каждой из пород деревьев можно использовать разные. Не забывайте и про многообразие возможностей в использовании мастихина - им можно рисовать и плашмя, и боком, и самым кончиком и набирать краску на мастихин можно по-разному, и проскребания использовать в свою пользу.

10). На пленэре много воздуха, поэтому воздушная перспектива выражена сильнее.
  Это стоит отразить в этюде. Если в помещении пространство обычно не глубоко, то на улице расстояние между объектами и предметами может достигать нескольких метров. В картинной плоскости глубину пространства будем передавать при помощи изобразительных средств живописи - цвета (изменение цветового тона, насыщенности и светлоты), света (степень и характер освещения) и перспективных сокращений. Для передачи характерного состояния дня в природе художник изображает не столько сами предметы и объекты, сколько их изменения под воздействием среды: толщина воздушных слоёв добавляет объектам дальнего плана светлоты и меньшей насыщенности, делает их голубее, по сравнению с первым планом (особенно это важно, если вы рисуете пасмурный, дождливый пейзаж или туман). Но на всякое правило есть исключение - наблюдайте натуру внимательнее и тщательно анализируйте то, что рисуете. Подробнее о явлении воздушной перспективы можно почитать здесь: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/vozdushnaja-perspektiva .
  Особое внимание уделите распределению цвета и тона предметов по мере их удаления в глубину, как в натуре, так и в этюде. Следите за тем, чтобы предметы и объекты не влипали друг в друга и фон за ними  - анализируйте, как выглядит объект пейзажа в среде.

  Разумеется, любые советы по рисованию красками не работают без связи с практикой, да и консультации учителя живописи никто не отменял. Надеюсь, вы сумеете разобраться в пленэрной живописи и за летний сезон сможете нарисовать пейзажи с натуры,  много удивительных и прекрасных вдохновляющих этюдов, обогатить и расширить свою живописную палитру и просто отлично провести время на свежем воздухе, занимаясь творчеством. Выходите на пленэр смело, больше экспериментируйте, пробуйте что-то новое, изучайте живопись современных художников и классиков. Ведь пленэр - прекрасное дополнение к традиционному академическом подходу в обучении рисованию.
  Свежих красок и ярких впечатлений вам, дорогие художники!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин