Пленэр - отличный повод вспомнить про рисование с натуры, достать любимые краски и отправиться в городской парк навстречу вдохновению. Но многие начинающие художники, выйдя на улицу, пребывают в полной растерянности - что рисовать, как рисовать природу и город, с чего начать рисовать на пленэре?
Да и состояние дня меняется быстро - солнце выходит и заходит за тучи, тени от объектов появляются и исчезают, цвет неба, травы и воздуха меняется прямо на глазах. Да и краски окружающего ландшафта совсем непохожи на цвета из тюбиков. Что делать?
Для начала, не паниковать, а сосредоточиться на самом важном - выбрать простой, небольшой по масштабу сюжет в спокойном, не людном месте, разложить материалы и инструменты, быстро, в нескольких точных линиях выполнить подготовительный рисунок.
Разумеется, к пленэру лучше подготовиться заранее: поделать быстрые и точные наброски с натуры - это поможет не тратить много времени для первичного рисунка под живопись, написать пару этюдов натюрморта в разном состоянии дня или в разном освещении (я писала о значении света в живописи в статьях: https://jotto8.ru/blog/znachenie-sveta-v-zhivopisi-chast-1-kak-osveschenie-vlijaet-na-tsvet-i-formu и https://jotto8.ru/blog/znachenie-sveta-v-zhivopisi-chast-2-kak-osveschenie-vlijaet-na-tsvet-i-formu ). Кроме того, стоит определиться с минимальным набором цветов, необходимым для живописи на пленэре. Не стоит брать с собой весь арсенал цветов и оттенков сразу, ограничьтесь небольшой, но богатой в смесях гаммой (я ещё расскажу для цвета красок для пленэра ниже).
Опишу основные тонкости и особенности работы с цветом на пленэре.
Цвет намешанный, а не из тюбика.
В природе все цвета взаимосвязаны и находятся в единой гармонии. Обилие воздуха на пленэре и общее освещение ещё создают дополнительные рефлексы, отражения, блики. Особенно это заметно у водоёмов, где воздух обогащён влагой. Все эти изменения усложняют цвет, делают его хотя и насыщенным и в меру светлым, но ни в коем случае не чистым.
Как не существует спектрального цвета в реалистической живописи в мастерской, так не бывает его и на пленэре. Смешивая оттенки краски друг с другом в разных пропорциях, можно получить богатую по оттенкам палитру цветов для любого состояния дня. Помните, что важны не оттенки сами по себе (жёлтое красим жёлтым, а синее - синим), а их соотношения друг с другом и качественная разница по цветовому тону, светлоте и насыщенности. Например, залитая солнцем первая травка может выглядеть желтовато-салатовой, а небо над ней, хоть нарисованное серыми красками - сиреневым.
Цвет не должен выглядеть краской.
Один из показателей мастерства живописца - цвет в картине не просто красивый, чистый и разнообразный, но и соответствует точному оттенку природного цвета. Это нарабатывается трудом, постоянными этюдными упражнениями с натуры. Рисование с натуры не заменит ни одна фотография, даже если вы сами её сделали, а не воспользовались обработанным в фотошопе снимком из интернета. Любая камера искажает натурный цвет в какую-либо сторону - теплит, холоднит, добавляет серых и т.д. Каким бы качественным ни был снимок, часть полутонов и оттенков исчезнет, а изображение выглядит плоским, по сравнению с живой натурой. Кроме того, личное впечатление художника может сильно отличаться от документального фотосвидетельства. Особенно это важно для начинающих художников и художников-самоучек.
Иллюзия реалистичности в живописи достигается не детализацией и объёмом, а точным соответствием цвета его природному эквиваленту. Это хорошо видно в этюдной пленэрной живописи русских художников-пейзажистов. Именно рисование на пленэре, совершенствование мастерства намешивать нужный цвет и класть его в нужное место даёт эту удивительную и убедительную свободу живописца в изображении пейзажа маслом.
Например, если внимательно посмотреть и проанализировать на соответствие живописной правды цвета картины Бато Дугаржапова, одного из самых известных современных русских художников-импрессионистов, можно с уверенностью заявить, что цвет там точен и сложен. Он выглядит, действительно цветом объектов, а не краской, даже несмотря на кажущуюся “нарядность”, сочность и цветность оттенков. То же самое можно наблюдать в пленэрных этюдах Серова, Коровина, Левитана, Поленова, Саврасова и других мастеров.
https://jotto8.ru/blog/znachenie-sveta-v-zhivopisi-chast-2-kak-osveschenie-vlijaet-na-tsvet-i-formu .
Цвета в этюде гармоничны - нет “радуги” и случайных по цвету мазков.
Подбираем замесы друг к другу тщательно, чтобы не получилось цветового разнобоя или во избежание соблазна применить все цвета спектра одновременно в одном этюде, лучше ограничить количество используемых красок до 5-7, не считая белил и чёрного цвета. Смешивая этот минимальный набор цветов для живописи можно получить самые разнообразные, гармоничные друг другу оттенки и полутона.
Хорошо выглядят колористически выдержанные этюды с натуры на пленэре, основанные на простых цветовых гармониях. Есть два пути для тех, кто не готов пока погружаться в основательное изучение теории искусства. Первое - гармония на основе одного доминирующего цвета (например, зелёного или голубого). Она хорошо подойдёт для панорамных композиционных решений в живописи и для несложных по рисунку и освещению сюжетов. Второе - цветовая гармония, основанная на 2 дополнительных цветах. Гармония контрастных цветов (красный-зелёный, жёлтый-фиолетовый, синий-оранжевый) хороша для передачи яркого контрастного солнечного освещения, что особенно выразительно в пленэрной живописи. В дополнение к контрастным цветам можно использовать их производные, например, синие, лиловые, голубые, серо-голубые, цвета морской волны и т.д. хорошо сочетаются с оранжевыми, жёлто-оранжевыми, терракотовыми, охристыми, золотистыми, тёплыми и холодными коричневыми.
Цвета в картине на пленэре передают состояние дня и особенности места.
Выходя на этюды, обратите внимание, какие цветовые оттенки преобладают в этом конкретном месте, есть ли какие-либо цветовые особенности природы, архитектуры, объектов и предметов вокруг (важен и размер их, и силуэт, и характер, но цвету в живописи на пленэре - особое внимание). Особенно хорошо заметна такая цветовая доминанта при переезде из региона в регион - меняется и цвет и глубина неба, оттенки почвы, характер зелёного в цвете травы и листвы и т.д.. Эта разница видна даже обычному человеку невооружённым глазом, имеет значение и влажность, и структура почвы, и породы деревьев, и степень каменистости и состав воды в водоёме. Наложите на всё это особенный свет в разное время дня и сезона, погодные условия, облачность и другое - огромное разнообразие цветов и оттенков.
Время дня также накладывает свой оттенок на все окружающие цвета - утром пейзаж выглядит более холодноватым, с преобладанием изумрудных, голубых, холодных салатовых оттенков; днём цвета и оттенки более ярко выражены, более чисты и теплы, сильно высветленные; вечером в силу вступают фиолетовые, синие и лиловые оттенки цвета, обогащающие предметные локальные цвета.
Также хорошо заметны в пленэрной живописи изменения цвета в соответствии с географией. Обычно, чем южнее расположено место для пленэра, тем более яркие, сочные краски преобладают в природе, а соответственно и в палитре художника. В больших городах цвета окружения подёрнуты сероватой дымкой и слегка замутнены. За городом, в деревне, оттенки цвета чище, свежее. Это тоже стоит учитывать, начиная занятие живописью на пленэре.
Время для расписывания на пленэре.
Выходить на улицу, чтобы порисовать время от времени или пару раз за сезон - пустая трата сил, времени и красок. Чтобы писать на пленэре хорошо, реалистично, грамотно и технически точно, придётся посвятить этому занятию не один месяц. Дело в том, что глаз художника привыкает к замесам и оттенкам цвета, которыми он пользовался в живописи в мастерской и совершенно не готов к восприятию и созданию на палитре цветовых замесов, характеризующих поток чистого цвета, света, ярких рефлексов и отражений, прозрачного цветного воздуха пленэра. Чтобы увидеть и научиться передавать в живописи состояние дня точно, придётся выполнить большую подготовительную работу.
Первые 3 недели пленэра - разминочные. Это самое важное время для живописца, когда он перестраивается на светлую цветную летнюю палитру. Писать с натуры в это время нужно много - по 3-4 небольших этюда в день (минимум!). Небольшой размер этюда - от 10х15 см до 20х30 см. Рисовать на пленэре первое время стоит каждый день, даже если совсем не хочется или ничего не получается в живописи - помните, что это подготовительный этап, без которого невозможна полноценная работа с натуры на пленэре. Выполненные этюды остаются как рабочий материал, они редко используются художниками в будущем.
Первые рисунки маслом на пленэре будут получаться не очень выразительные и малосимпатичные - это нормально. Можно даже не использовать для них дорогие холсты, а писать просто на загрунтованной бумаге. Для этого бумага или картон натягивается на планшет-основу и грунтуется акриловым грунтом, клеем ПВА на 2 слоя или желатином. Можно предварительно покрыть бумагу слоем цветной гуаши, чтобы создать цветовое настроение для будущего этюда. Отлично подойдёт грунтованный картон из художественного салона.
Краски тоже стоит взять на первую неделю - бюджетные. На второй неделе расписки постепенно можно ввести в рабочую палитру привычные и любимые качественные краски, чтобы привыкать рассчитывать необходимые замесы точно. По мере расписывания, этюды маслом будут получаться всё более и более точные, образные, гармоничные.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)