6). Основная прописка форм и объёмов.
По просохшему слою краски, который задал основные отношения в холсте, начинаем рисовать маслом поэтапно каждый из элементов картины. На этой стадии тщательно прорисовываем объём предметов в свету и полутенях. Чем светлее предметы, тем более укрывисто кладём краску с белилами.
На стадии прописки можно рисовать мастихином, это придаст фактурности, экспрессивности и плотности основным частям картины. Но мастихин следует использовать аккуратно, не повсеместно, прорабатывая им только отдельные части картины. Хорошо выглядят изображения, где первый план решён фактурно, средний - традиционно, а дальний - мягко, гладко.
Именно на этой стадии лучше класть мазки краски по форме, вне зависимости от того, какие кисти вы используете. Можно прописывать предметы и объекты плоской квадратной щетинной кистью, тогда мазки будут ложиться на холст в виде цветных пастозных квадратиков, или накладывать мазки круглой кистью в виде полумесяцев на нужные участки.
Здесь можно и нужно использовать полулессировочные и укрывистые краски, активно применять белила (но сохраняя уже решённые на первых этапах прозрачные тени и некоторые полутени). Смысл послойного рисования маслом именно в том, чтобы, во-первых, тщательно соблюсти технологию масляной живописи (что сказывается на качестве живописи и её долговечности). А во-вторых, послойная живопись маслом позволяет одновременно сохранять уже созданные участки картины и уточнять и дорабатывать те, что пока не прорисованы в полной мере.
Ни в коем случае не следует переписывать заново одни и те же места только для того, чтобы правильно построить ход работы над картиной. Если времени на занятия живописью не много, а опыт, темперамент художника и задачи в живописи позволяют, можно писать маслом а-ля Прима, то есть сразу, за один сеанс, не учитывая классическую последовательность. Но такой этюдный характер живописи больше подходит для пленэра и сохранность таких работ маслом в неизменном, первоначальном виде никто не сможет гарантировать, а все изменения, происходящие с картиной во времени будут, к сожалению, необратимы.
7) Длительная просушка.
Разумеется, плотный, укрывистый слой краски нужно просушить перед тем, как продолжать работу над картиной. Просушка основного слоя занимает около месяца (наберитесь терпения!). Этот слой должен высохнуть, если не полностью, то до середины красочной поверхности (масло сохнет сверху вниз, внутрь - от верхней фактурной корочки по мере приближения к поверхности холста), то есть после просушки он не будет проминаться, разрываться, царапаться.
Ещё раз повторюсь, что сушить картину маслом следует в хорошо проветриваемом помещении естественным образом, без использования нагревательных приборов.
8). Прописка деталей.
Детализовать изображение и его части художник старается аккуратно, легко и смело. При этом, соблюдая баланс между излишней детализацией и слишком общим, состоянием работы. Одной двух выразительных деталей вполне достаточно. Излишняя детализация не является показателем мастерства художника (как думают многие зрители), она сбивает зрителя с толку, отвлекает от главного, перегружает картину излишней информацией и мешает тем самым её адекватному восприятию.
Детали прописываются тонкими кистями краской средней консистенции.
Самые важные детали в картине располагают в основной зоне (композиционный центр) ближе к переднему плану (первый и второй планы). Они подчёркивают объёмность основных частей, плановость, создают ощущение реальности, ясности. Кроме того, при помощи детали художник нередко раскрывает суть всего произведения зрителю. В классической картине деталь - это ключ к пониманию произведения. Такой знаковой деталью являются и пятки блудного сына в полотне Рембрандта, и красный платок человека, машущего кораблю, в “Плоте “Медузы”” Жерико.
Обычно ключевая деталь - самый сильный контраст во всей картине, ей уделяется особое внимание. Причём, деталью может служить не только складка или веточка яблока - деталь, это и поворот головы, и жест (вспомните “Боярыню Морозову” Сурикова), и выразительный силуэт и яркое пятно. Но об этом поговорим подробнее в статье о композиции.
Основная деталь прописывается тщательно, подробно, точно, остальные (по мере удаления от главного элемента или персонажа картины, менее качественно.
9). Обобщение.
Этот этап, обязательный как для учебной, так и для творческой картины, помогает подчеркнуть важное и отвлечь зрителя от случайного и ненужного. Именно списывание дальнего плана, смахивание излишних деталей, обобщение второстепенных форм, упрощение объёмов предметов и объектов, не являющихся основными помогает сохранить цельность, глубину планов, ясность мысли художника в картине.
Приёмами, обобщающими части картины, могут служить лессировки (жидкая прозрачная краска красиво затекает в бороздки, оставленные кистью и создаёт дополнительные фактуры и эффекты одновременно углубляя визуально пространство в картине), которые наносятся строго по хорошо просохшему слою краски. Можно использовать для этой цели технику затирки или “сухую кисть”. Иногда художники просто смахивают только что написанное изображение тряпкой в нужных местах - например, так поступал Серов, когда считал, что подробно написанные руки отвлекают от лица портретируемого.
Особое внимание при обобщении следует уделить краям картины (2-3 сантиметра от края при небольшом - до А2 - размере холста - “слепая зона”, куда внимание зрителя ни в коем случае не должно распространяться, если, разумеется, у художника не было соответствующей задумки). Также лишние детали и фактуры стоит сместить в сторону от геометрического центра картины (пересечение вертикальной и горизонтальной серединных осей) и ярко выраженных диагоналей (это правило не действует для симметричных и декоративных композиций!).
10) Просушка до полного высыхания.
Когда все части картины гармоничны в соответствии друг другу, удовлетворяют художника и соответствуют основной тематической, композиционной, стилистической и т.д. идее, картина отправляется на полную просушку. Обычно это занимает от 1 недели до 1 месяца. На этом этапе ставится авторская подпись художника на лицевой стороне и на обороте холста (как это сделать правильно, я уже писала здесь: https://jotto8.ru/blog/kak-podpisat-kartinu-podpis-pod-kartinoj-kak-sdelat-pravilno и здесь: https://jotto8.ru/blog/podpisi-k-kartinam-kak-podpisat-neobychnuju-kartinu ).
После просушки поверхность картины стоит внимательно рассмотреть и проверить на наличие технологических дефектов живописи - замутнение красок, потемнение, пожухлости и т.д. Если краски картины потеряли блеск и яркость, а слой краски стал тусклым и сухим, матовым, прожухлые участки можно протереть тряпочкой, смоченной льняным маслом. Если потребуется, эту процедуру можно повторить 2-3 раза с перерывами в неделю.
Просохшую картину тоже стоит протереть маслом для живописи, а потом убрать излишки масла сухой чистой хлопчато-бумажной тряпкой. Это освежит краски и поможет сохранить картину в неизменном виде до первого покрытия лаком. Будьте осторожны, лишнее масло при высыхании кристаллизуется на поверхности картины и создаст грязноватый липкий слой, который трудно очистить. Также к толстому слою масла может прилипать пыль и частицы бытового мусора, что вредит сохранности картины.
11) Покрытие лаком.
Покрывать картину лаком можно только после полной просушки, то есть, в соответствии с технологическими особенностями масляной живописи, - через год, не раньше. Лак в живописи выполняет не только эстетическую функцию (характерный блеск, случается, что художники покрывают лаком не всю картину полностью, а только части изображения - это придаёт живописному полотну особый фактурный эффект, комбинируя глянцевые и матовые поверхности). Также лак защищает красочный слой от механических деформаций, пыли и мелкого сора, делает поверхность картины более гладкой и ровной, что важно при очистке поверхности во время уборки. Лак консервирует краски под тонким прозрачным слоем, поэтому если краски не просохли полностью, а химические реакции смесей красок не самые технологически верные, под лаком начинаются необратимые изменения, потемнение, изменение цвета, растрескивание и т.д.). Исправить всё это уже невозможно - лак счищается только в ходе реставрационных работ специальным составом очень аккуратно - это целая профессия, требующая знаний и умений в области реставрации.
Для покрытия картин используется специальный покрывной лак (не для живописи, не ретушный). Он наносится на поверхность картины мягкой синтетической кистью тонким слоем. Излишки лака могут привести к растрескиванию картины и особой хрупкости полотна (обилие лака не позволяет холсту “дышать”, то есть усиливать и ослаблять натяжение волокон при изменении температуры и влажности в помещении, а это разрушает красочный слой. Именно поэтому картины в музеях экспонируют при особом температурном режиме и периодически осматривают и реставрируют.
1-2 тонких слоёв лака вполне достаточно для картины на протяжении всего её существования.
Конечно, масляные краски требуют особого внимания художника, понимания и беспрекословного подчинения технологическим основам и специфических знаний. Когда мы пишем маслом, важно не только вдохновение и соответствие идее, но и вполне логическое обоснование и расчёт своих действий. Все техники живописи маслом подчинены этой идее, приёмы живописи маслом применяются последовательно, соответственно этапу создания картины. Именно эта последовательность и особенности рисования маслом, которые я описала выше, делают классическую живопись такой интересной, богатой по способу и манере рисования и ценной. Думаю, что рисовать маслом, понимая его специфику и следуя поэтапному описанию будет легче, удобнее, результативнее и интереснее.
Пусть ваши картины маслом рождаются легко и хранятся долго!
Творческих успехов!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)