Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

20 советов медлительному художнику. Часть I.

  Как учитель, я знаю, что время, выделенное на выполнение рисунка или этюда, не всегда соответствует скорости рисования конкретного ученика. В любой среднестатистической группе всегда найдутся те, кто справляется с задачей быстрее остальных и те, кто рисует медленно. Это нормально. Дело ведь не в скорости рисования, а в его качестве.

Но есть такие медлительные художники, которые сами страдают от того, что не успевают нарисовать во время тот или иной рисунок, упускают важные мелочи из-за того, что провозились с чем-то не самым важным в рисунке, оставляют работы незавершёнными и не чувствуют удовлетворения от занятий рисованием. Особенно остро этот вопрос встаёт, если такой, слишком основательный и не расторопный художник рисует на заказ, где сроки исполнения важны не менее качества рисунка.

  Друзья, всё поправимо, если подойти к делу с умом и оптимизировать свои занятия по рисованию. Подойдём к делу создания рисунка и увеличения скорости рисования осознанно, понимая свою природу и используя на благо особенности собственного темперамента и характера. Бонусом - мои собственные наработки в ускорении работы над рисунком, потому что нас, медлительных художников, достаточно много и все мы часто наступаем на одни и те же грабли, не общаясь друг с другом и не учась на ошибках других.

Как рисовать быстрее? Долгая работа над рисунком: советы.

 

  1) Ведите работу над рисунком последовательно. Не игнорируйте классическую последовательность рисования - это, как минимум, экономит время, затраченное на исправления. Кроме того, рисование от общего к частному, начиная с компоновки и определения параметров ширины и высоты основных элементов рисунка и заканчивая тщательной отделкой деталей и прорисовкой мелочей в классической последовательности не даёт сбиться с курса, увлечься чем-то одним. В противоположность этому методу, рисование “от куска” постоянно провоцирует художника на изменение масштаба целого изображения по отношению к детали. Например, нарисовали ухо, а нос, по сравнению с ним, оказался маленьким; увеличили нос - глаза “уехали” на переносицу - пришлось расставлять их по местам (то есть перерисовывать заново) и укрупнять весь овал лица и голову в целом. А из-за таких внезапных изменений портрет переезжает в листе с места на место и может совсем выйти за край листа - опять придётся всё перерисовывать. Об основном методе рисования от общего к частному, от крупных элементов к маленьким, я уже писала в статье “Последовательность работы над рисунком”. Всё-таки не дураки придумывали классическую академическую систему обучения рисованию!

  2) Чаще проверяйте нарисованное. Ошибки в рисовании неизбежны, но лучше их выявить на раннем этапе, чтобы не перерисовывать всё заново ближе к завершению рисунка. Особое внимание уделяйте пропорциям - их стоит выявить как в начале работы над рисунком, так и в процессе рисования (особенно в начале каждого нового сеанса). Рисунок в процессе создания меняется, это нормально, но основа его, каркас, не должен страдать и кривиться. Восстановление правильных линий, форм, тонов и пропорций в рисунке отнимает слишком много времени и сил, лучше сразу держать их “в узде”.

  3) Не старайтесь нарисовать сразу идеально какой-то отдельный кусок. Разрабатывайте весь лист одновременно, сравнивайте участки рисунка друг с другом, переключайтесь на соседние зоны, если понимаете, что “топчетесь на месте” и перерисовываете одно и то же несколько раз, но результата нет. Такое “замыливание глаза” художника часто встречается, особенно, когда художник трудится над рисунком несколько долгих сеансов. Порисуйте соседний кусок в рисунке, потом вернитесь к предыдущему. Передохнёте, отвлечётесь и нарисуете несостоявшийся пока кусок изображения лучше: легко и просто. Как говорил П. П. Чистяков - знаменитый учитель русских художников - “Когда рисуешь глаз, смотри на ухо”.

  4) Если что-то не получилось в этот раз, получится в следующий - не тратьте много времени на перерисовку.

Иногда, вместо того, чтобы переделывать, перерисовывать, постоянно исправлять и улучшать рисунок, полезнее отложить в сторону одну законченную работу, как бы она вам ни не нравилась, и начать рисовать рисунок другой, с учётом предыдущих ошибок и исправлений. Получится быстрее и качественнее, вот увидите, вы уже стали умнее, опытнее, грамотнее в рисовании. Чем больше повторений, тем выше скорость рисования.

  5) Не нужно заботиться о точности всего и сразу - есть шанс вообще не закончить рисунок. Определитесь, что главное в вашем рисунке (это следует прорисовать точно и тщательно), а что можно лучше наметить более небрежно и менее основательно. Рисунок от этого будет только эффективнее и интереснее, живее. Ведь даже просто глядя на один главный предмет, мы видим его чётко, ясно, со всеми подробностями, а вот всё что находится вокруг, нас мало волнует - там зрение расфокусируется, линии становятся менее геометричными. А чем ближе ваш рисунок будет к реальному положению вещей, тем больше в нём будет реалистичности, правды, обаяния жизни. И время на рисование значительно экономится.

 6) Помните, в рисунке вы выполняете конкретную задачу, а не создаёте идеальное произведение искусства. Как только поставленная цель и соответствие задачам в рисунке проявились, работу можно считать законченной. И не важно, прорисованы ли цветочки на обоях на дальнем плане или направлены два волоска над ухом - счастье и успех в рисовании не в них. Да их зритель и не заметит совсем, ведь самое важное в своей работе вы уже сказали. Зачем пояснять какие-то мелочи?

  7) Думать меньше - рисовать больше. Изобразительное искусство - занятие практическое, в первую очередь. А развивает практику в рисовании сам процесс вождения карандашом по бумаге и кистью по холсту, а не знания, почерпнутые из книг и философствования. Рисуйте, практикуйте, пробуйте. Это не значит, что голову можно совсем “отключить”, но сразу применять знания на практике, тренироваться в рисовании важнее, чем просто сидеть и размышлять. Времени на просто размышления у вас нет, только в тесной связке с практическим рисованием они работают.

  8) Скетчинг каждый день. Хотите рисовать быстро - рисуйте много. Качество в начале творческого пути вторично, в самых первых попытках рисовать количество даже важнее. Хотя бы одну зарисовку в день, хотя бы пять набросков в неделю, не важно, какого формата и чем именно нарисованных. Важно просто рисовать. Постоянно. В любую свободную минуту. Просто выработать привычку постоянно рисовать быстрые рисунки. Тогда и серьёзные многочасовые рисунки с натуры и композиции с авторской идеей будут получаться лучше и, конечно быстрее. Особенно это актуально в начале обучения рисованию, как я уже сказала выше, и после длительной паузы в изобразительном творчестве. Помогает, проверено на себе многократно.

  9) Устранение отвлекающих факторов: уведомления, телефонные звонки, разговоры. Иногда мне кажется, что если бы мои ученики в классе убрали телефоны на два часа рисования, они, наверное, уже создали бы новую Сикстинскую капеллу, а пока выходят только учебные рисунки…

  Чтобы рисование продвигалось не в час по чайной ложке, а стабильно, быстро, планомерно, конечно, нужно посвящать ему всего себя. Хотя бы на 2 часа, пока длится урок в художественной школе или 30-40 минут самостоятельного урока рисунка. А для того, чтобы вас совершенно никто не беспокоил и не отнимал драгоценные минуты, посвящённые любимому делу, и заметно увеличивающие время исполнения рисунка, стоит установить на телефоне режим полёта, засечь строго отведённое для урока рисования время и предупредить домашних о времени вашей работы с просьбой не беспокоить. Важна концентрация. Отвлекающие факторы, сама перестройка на другую деятельность и обратно воруют ваше время на творчество, приходится снова и снова возвращаться мысленно к тому, что рисуешь в настоящий момент… Долгие “копания” - не скорый рисунок.

  10) Удобство рабочего места. Все инструменты и материалы художника лучше иметь под рукой сразу. Об этом стоит позаботиться заранее, тогда не придётся бросать начатый рисунок и бежать на поиски срочно необходимого цвета маркера или острого карандаша нужной мягкости. А многие ведь, параллельно поискам, и уборку успевают сделать! Так можно и совсем не вернуться к рисунку. Удобство рабочего места и грамотная организация деятельности художника - половина результата и бонус к скорости создания рисунка.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин