Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Видеть цвета и оттенки.

  В Японии есть такая национальная традиция-фестиваль - любование цветущей сакурой - о-ханами. Он не официальный, конечно, но всё же. Целую неделю все японцы, от мала до велика, идут в парки и созерцают эту великолепную красоту, рассматривают внимательно каждую веточку, каждый розовый цветочек.

Они наблюдают жизнь цветка: от раскрытия бутона до нежного, похожего на снегопад опадания лепестков. Нам, художникам, тоже частенько случается заниматься совместным разглядыванием, любованием, созерцанием, описанием, анализированием какого-то объекта или предмета. Словно внимательный японец, застывший у небольшого вишнёвого деревца весной, художник тщательно исследует объект, вдохновивший его. И это не пустое рассматривание - это серьёзный интеллектуальный процесс. Давайте рассмотрим одну из его составляющих - динамику изменения цвета.

  На наших курсах живописи в Екатеринбурге, я обращаю внимание учеников на изменение оттенков цвета на одном и том же предмете в разных его частях. На первых порах, начинающим художникам очень сложно их заметить, но постепенно, если достаточно много тренироваться: писать этюды красками, без пропусков посещать все уроки живописи, выполнять домашние задания, то количество визуально воспринимаемых оттенков будет становиться всё больше и больше. И это касается не только умения их увидеть: частая практика, усердие в занятиях, помогают быстро намешивать эти нюансы и точно попадать в цвет изображаемого предмета или объекта. Другого варианта научиться это делать, к сожалению, нет. Видеть и передавать цветовые оттенки помогают только уроки живописи под руководством педагога. Любые книги и попытки самостоятельно научиться рисовать будут бессильны, хотя бы потому, что начинающим художникам сложно самостоятельно оценить результат, отследить прогресс в творчестве и наметить чёткий, методически верный путь к цели. В незнакомом лесу нужно идти по тропинке только с проводником, если вы, конечно, хотите прийти к конкретной цели, а не пережить необыкновенное приключение со специфическим финалом.

Вам может понравиться статья "Как намешать цвет лица в портрете."

  Видеть много оттенков цвета в окружающей действительности необходимо - это помогает создавать уникальные, лично ваши, цветовые гармонии в листе и холсте, моделировать объём, форму, освещение предметов в живописи и влияние этих предметов друг на друга, то есть вместо детской раскраски у вас начнут проявляться реальные, видимые человеческим глазом, цветовые ситуации. Начинается цветная жизнь, живое письмо (ЖИВО-ПИСЬ).

  Помните, в фильме “Девчата”, главная героиня - Тося - перечисляла блюда из картошки: картофель варёный жареный, картошка фри, оладьи из картофеля и так далее? Профессиональный художник точно так же может перечислить, да что там перечислить - изобразить, превеликое множество оттенков одного цвета. Этому можно и нужно научиться тем, кто желает заниматься творчеством, кто не безразличен к современному и классическому искусству. Для начала, давайте попробуем сравнить пару тройку оттенков одного и того же предмета, например, в свету, в тени и в той части, где в нём отражается соседний предмет. Покажу это наглядно на одной из работ нашего ученика. Только взгляните, какое разнообразие! Сразу предупрежу, что такое упражнение стоит проводить на реальном, живом предмете, рассматриваемом с натуры во время рисования, потому, что фотография, всё же, искажает реальность (как нибудь подробно поговорим об этом).

  Чтобы лучше почувствовать разницу в оттенках, можно применить сравнения с другими цветами: например, зелёный, как майская зелень, или зелёный, как хвоя ели, или фисташково-зелёный или болотный. Я заметила, что “на ура” всегда идут кулинарные, гастрономические ассоциации: морковный цвет, чайный, баклажановый, вишнёвый, горчичный, молочный, персиковый, ежевичный, и так далее. Такие подсказки облегчают цветовое видение, помогают, различать и запоминать оттенки. Вот попробуйте сами.

  Допустим, мы научились видеть разницу в оттенках цвета, например, тёмно-томатный от свекольного отличим, что дальше? Все оттенки пока только в нашей голове, как их перенести на лист бумаги перед собой? Может быть, нужны какие-то волшебные краски? Конечно, хорошие краски гарантируют примерно, 30% успеха, тут не стоит экономить, но и суперновомодные дорогие наборы покупать тоже не стоит, достаточно стандартного набора из 12 цветов гуаши, на первое время. На первых порах, стоит научиться смешивать их между собой, обходиться малым для достижения результата, чтобы глаза не “разбежались” и ваше творческое занятие не превратилось в раскраску. Начинающему художнику лучше использовать гуашь для обучения живописи: она достаточно дешёвая, простая в применении и технологии, не аллергичная и без запаха. В то же время, по вязкости и укрывистости она очень похожа на всеми любимое масло, и с неё будет очень удобно перейти на более серьёзный материал.

  Итак, смешивая между собой цвета из набора гуашевых красок, можно писать вполне реалистичные натюрморты, пейзажи, портреты, изучая и закрепляя своё видение цвета и его оттенков. Тут действует только одно правило: не стоит смешивать цвета, лежащие друг напротив друга в цветовом круге, чтобы не получилась жуткая грязь. Всё остальное - поле для вашего эксперимента. Ну, и не стоит жадничать и вбухивать в один этюд всю цветовую радугу - обозначьте для себя цветовой минимум, которым можно оперировать, ведь некоторые цветовые оттенки можно получить смешиванием, например, оранжевый, фиолетовый и самый коварный для новичков - зелёный цвета.

  До сих пор художники пользуются для написания портрета “репинской палитрой”: белила, краплак, чёрный, охра, английская красная, киноварь или кадмий красный светлый. Всего шесть цветов для идеального портрета! А сколько цветовых замесов из них можно получить! Давайте рассмотрим несколько портретов мастера, для вдохновения.

  Очень многому учат нас классические мастера, природа во всех её проявлениях. Главное: научиться видеть и принимать эти подсказки. И учиться, и практиковаться, по возможности, ежедневно, всю жизнь.


  • Сайт
  • Магазин