Однажды, я случайно услышала такой разговор своего брата с другом, весьма своеобразный, между нами говоря:
- Тебе какие коты больше нравятся?
- Мне дымчато-голубые
- Ну, да, они красивые. А мне почему-то нравятся простые, серые, такие полосатые, дворовые.
- Ага, они еще бывают такие, слегка зеленые.
- Точно, да, вот такие мне и нравятся.
Это же гениально! “Вот как”,- подумала я, - “оказывается на котах можно объяснять теорию цвета!” Оба парня говорили о серых животных, но обратили внимание, что этот серый бывает разным, у него тоже есть оттенки, близкие к спектральному цвету, синему или зелёному (видели цветовой круг - разноцветную радугу, замкнутую в единую окружность, это и есть цветовой круг). Значит, теория цвета достаточно проста и даже на бытовом уровне понятна. “Чудесно, значит будем изучать цветовую теорию на кошках”, - взяла я себе на заметку.
С самой теорией всё просто: есть нейтральный серый (смесь белого и черного) - ахроматический, бесцветный - такой “цвет” мы увидим, если распечатаем фото на чёрно-белом принтере. В реальной жизни мы видим мир цветным, и даже сложные серые, тёмные и светлые оттенки тоже разноцветные. Любой ученик художественной школы расскажет вам, что чёрную краску нежелательно использовать в живописи, потому что радикально черного в природе не существует. Но, существуют мало насыщенные оттенки, в которых, помимо самого цвета радужного спектра (жёлтого, красного, оранжевого - хроматических цветов), содержится оттенок нейтрального серого (смеси белого и черного). В результате их смешения мы имеем пудровые цветовые нюансы, разные оттенки грязновато-синего, сложные коричневые и песочные. Сравните эти две картинки: они обе серые, но одна графически ахроматична (бесцветна), а в другой используется малонасыщенные хроматические (цветные) оттенки (розовый, голубой, зеленоватый).
Вот так мы с вами и видим окружающий мир, как во втором варианте, только у начинающих художников глаз не подготовлен к серьезной цветовой работе. Он не привык наблюдать такие красивые, тонкие, рафинированные нюансы цвета из-за обилия ярких, чистых, спектральных (то есть относящихся к цветам спектра или цветового круга) оттенков. Задача живописца - не только научиться видеть, воспринимать такие богатые, сложные цвета, но и передавать их в своих работах. А для этого нужно изучать, рассматривать работы классиков. Например, мастером серого цвета, так называемого “серебристого” колорита по праву считается Диего Веласкес. Только посмотрите, с какой утонченностью этот гений живописи подбирает оттенки и цветовые нюансы, как неоднозначны краски его картин, какие изысканные цветовые вибрации исходит от его полотен!
Конечно, такой результат невозможно получить сразу: внимательность, наблюдательность и многие часы упражнений в мастерской - вот ключ к решению вопроса. Давайте будем тщательнее рассматривать то, что находится рядом, вот, котов, например.
Кроме шуток, вы когда-нибудь, хотя бы в далеком детстве, присматривались к старому деревянному забору? И что вы увидели, кроме жучков-короедов, старый облупившейся краски и не всегда печатных, написанных на нём выражений? А заметили красивые переливы цвета: от зеленоватого к небесно-голубому, от почти чёрного к ярко-рыжему? Как говорили, в свое время, нам, студентам педагоги, на занятиях :”Забудьте, что перед вами реальные предметы и объекты: это набор форм, цветов и фактур”. Как химик представляет реальность в виде формул, художник меряет действительность своими категориями. Давайте вместе погружаться в эту новую, удивительную реальность. Начнем с разницы в серых.
Если вам понравился этот пост, сделайте следующее…
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях.