Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Основные характеристики цвета. Шпаргалка по живописи.

   Моя учительница по истории в школе каждый раз придумывала какие-нибудь новые, забавные способы запоминания самой скучной информации, иногда даже совсем абсурдные, прямо по Хармсу.

   Например, чтобы запомнить маршалов ВОв она сама постоянно повторяла и просила повторять нас в любую свободную минуту во время подготовки к экзамену: ”Жуков, Конев, Рокоссовский! Жуков, Конев, Рокоссовский!”. Видимо, я очень старательный ученик, потому что даже сейчас, если меня разбудить среди ночи и задать такой вопрос, я, не задумываясь, выпалю заученную фразу.

   Если применить этот эпизод к нашей теме, изучению изобразительного искусства, то он может быть вполне эффективным для запоминания, на первый взгляд ничего не значащих, трёх основных характеристик цвета.  Это - цветовой тон, светлота и насыщенность. Давайте разбираться по порядку.

  Цветовой тон: грубо говоря, это само название цвета, в которой предмет окрашен (красный, фиолетовый, изумрудный, салатовый или мой любимый, серо-буро-козявчатый).  Обычно, это цвет, соотносимый с цветами цветового круга (красно-оранжевый, лиловый и т.д.) и проявляется он на самом предмете где-то на границе между светом и тенью, так как из-за цвета освещения этот цвет меняется. Например, при желтом свете, тени на предмете становится сине-фиолетовыми, а к оттенку цвета предмета визуально примешивается легкая желтизна (поговорим об этом подробно в одной из следующих статей).  Итак, цветовой тон - основной цветовой оттенок, без примесей (рефлексы и отражения тоже не в счет).

   Светлота - самое простое свойство цвета. Мы легко можем заметить разницу, например, между бордовым и розовым, правда? Однако, в данном случае, к цвету спектра относится близкий к ним красный, а розовый и бордовый уже измененные его оттенки по светлоте (высветленный - розовый; затемненный - бордовый). Цвет один - красный, а светлота его разная. Надеюсь, понятно.

   Осталась насыщенность. Эту характеристику цвета я уже начинала разбирать в статье про зелёных котов.  Для наглядности рассмотрим цвет неба в разное время года: оно меняется от ярко-бирюзового до мутно-серого, то есть цвет может быть чистым или “замутненным”. Это изменение и называется насыщенностью.  Когда к чистому, открытому цвету примешивается равный ему по светлоте оттенок серого, цвет теряет насыщенность (замутняется). Например, когда вы выбираете джинсы, подыскиваете для себя оптимальный оттенок: от ярко-голубого до почти бесцветного серого, от синего до индиго, кроме светлоты, это также изменение насыщенности. Таким образом, цвет может быть насыщенным - близким к цвету спектра или малонасыщенным -  серым, чёрным, белым  с лёгким цветовым оттенком.

   Для лучшего усвоения всего материала, расскажу еще одну историю. Шила я себе как-то белый пиджак (лет 20 назад это было очень модно!). Выбрала ткань, которая меня устраивала по качеству и оттенку, скроила, сметала, сшила, подогнала по фигуре. Осталось дело за фурнитурой. Обычно, подбирая пуговицы, я беру с собой кусочек материи, из которой сшито изделие, чтобы тщательнее подобрать оттенок. “А тут, чего подбирать?  Пиджак-то белый”, - подумала я и смело отправилась в магазин без образца ткани. Когда я подошла к витрине с пуговицами, то ахнула: все белые пуговицы были разных оттенков: от серовато-сиреневых до почти охристых. Пришлось вспоминать, какой оттенок цвета был у моего пиджака и выбирать на свой страх и риск.  Стоит ли говорить, что в оттенок я совсем не попала, и на моём нежно-нежно розовом пиджаке чуть не оказались тёмно-желтоватые пуговицы.

   В моей истории и цвет одежды и цвет пуговиц были малонасыщенные, но имели разный оттенок цветового тона и светлоту:  фурнитура оказалась темнее ткани и ближе к желто-оранжевому цвету,  по сравнению с розоватым, почти до нейтрали разбелённым цветом ткани.

  Так, по всем трем характеристикам можно разобрать любой цвет. Именно этим мы и занимаемся на уроках живописи. Именно это позволяет создавать реалистичные изображения, а не просто раскрашивать объекты готовыми цветами из набора красок. И, если  вы непременно решили заниматься живописью на практике, без этой  теоретической подсказки будет сложновато. Дерзайте, изучайте цвета и их взаимодействия, наблюдаете и анализируйте. И,  конечно, не забывайте время от времени повторять скороговорку: ”Цветовой тон, светлота, насыщенность!  Цветовой тон, светлота, насыщенность!”.

Если вам понравился эта статья, сделайте следующее…

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин