Одна из моих учениц однажды спросила: “Почему у начинающих всегда получаются детские рисунки? Я искала ответ в Интернете, но не нашла”. “Интересная формулировка”, - подумала я, - “действительно, ведь в рисунках самодеятельных или начинающих авторов всегда есть что-то непосредственное, наивное, детское”.
Чтобы понять, в чём тут дело, давайте сравним рисунок ребёнка и работу художника (например, оба произведения - моих рук дела, но с разницей, лет в 20). Ведь, наверняка, вы тоже замечали нечто общее в картинах и набросках детей и непрофессиональных художников.
Итак, шедевр №1 “Осенний лес”, написанный в далёком 1988 году, автору 6 лет. Небо изображено голубым, солнце-жёлтым, земля горчично-коричневая зеленоватого цвета (естественно, опавшие листья и сухая трава, в основе своей именно такие). Юный художник изобразил окружающий мир таким, каким он будет при наиболее точном логическом обосновании, таким, каким его научили его воспринимать, но не таким, каким его увидел художник в эту минуту жизни.
Также вам понравится статья: "Основные характеристики цвета. Шпаргалка по живописи."
Чтобы было проще, вспомните какого цвета небо в июле в ясный солнечный день. А теперь представьте небо, окрашенное лучами заката вечером августовского дня. А теперь - в дождливое утро сентября. И (контрольный выстрел) - в январские сумерки. Это одно и тоже небо? Конечно, нет: яркое, бирюзово-голубое, совсем светлое небо летнего полдня отличается в разы от оранжево-малинового заката последних дней августа, также как от серо-дымчатого, лиловатого неба дождливой осени, также, как от насыщенного ультрамарина зимних сумерек. Поэтому профессиональные художники стараются передать в своих работах не тот условный, заученный, логически обоснованный цвет, а увиденный прямо сейчас, трепетный, изменяющийся от цвета света, окружающей среды, сезона, времени дня и так далее. Это видно по пейзажу маслом 2004 года, в котором всё перечисленное передано очень достоверно.
Также вам понравится статья: "Про яркие цвета. +несобственные свойства цвета."
Итак, мы поняли, что цвет предметов и объектов действительности изменчив. Всё стало ещё сложнее, “всё чудесатее и чудесатее”. “Но мы ведь понимаем прекрасно, что если кружка красная, её надо писать красным”, - скажете вы. И да, и нет. Дело в том, что в теории цвета есть такое понятие, как локальный цвет. Грубо говоря, это тот цвет в который предмет окрашен - именно его и используют дети в своих рисунках: очерчивают контур предмета и красят им всё внутреннее пространство этого контура, беря цвет из банки с краской. Для художника всё не так просто, как кажется.
Во-первых: художник отличает мельчайшие нюансы одного цвета и он, как минимум, намешает этот красный оттенок максимально соответствующим локальному цвету предмета, а не просто возьмёт готовый цвет из банки: насыщенный томатный, брусничный, малиновый, оранжевато-красный, холодный красный с фиолетовым оттенком, цвет фуксии, алый и так далее. Помните в фильме “Мимино” есть эпизод, где маляр, красящий стены в дирекции аэродрома, всё время заходил к своему начальнику и спрашивал: “А такой КОЛОР подойдёт?”. Он как раз пытался попасть именно в тот, нужный, единственный, задуманный цвет. А помните, как заказчик побежал уговаривать его продолжить работу, когда маляр отложил кисти и банку с замесом со словами: “Тогда сам разводи колор и крась, а меня здесь нет”? Лучше него никто бы не справился, потому что работал профессионал, художник, умеющий отличить друг от друга множество цветовых оттенков. В живописи то же самое: грамотное попадание в “колор”, в цвет изображаемого предмета, помогает достичь реалистичности, а не условности изображения.
Во-вторых: локальный цвет предмета не даёт полного представления о предмете в моменте. На предмет также влияет цвет освещения (уже говорили об этом в статье ”цвет света” https://jotto8.ru/blog/o-tsvete-sveta ), а благодаря ему, в тени предмет тоже изменяет свой локальный цвет на контрастный по тепло-холодности и более тёмный оттенок в сравнении с цветом света. Например, осветим нашу красную кружку тёплым светом: в освещённой части она станет алой или даже слегка оранжевой, а тень приобретёт оттенки фиолетового, а возможно и лилово-синего. Помимо всего этого, на предмет действуют рефлексы от фона и соседних предметов: посмотрите на фото и постарайтесь определить их цвет самостоятельно. Таким образом, от первоначального, локального цвета предмета, почти ничего не осталось - он едва проявляется в некоторых полутонах, да и то в разном качестве: где-то он насыщенный, сочный, а где-то более мутный.
Чтобы облегчить себе жизнь, при занятии живописью и изучении свойств цвета на практике (с основными свойствами цвета мы уже познакомились в статье Основные характеристики цвета. Шпаргалка по живописи. https://jotto8.ru/blog/osnovnye-harakteristiki-tsveta-shpargalka-po-zhivopisi ), учителя рисования рекомендуют писать предметы одним из трёх способов:
1) Намешать сначала локальный цвет предмета, максимально точно, затем к нему подмешивать другие цветовые оттенки, чтобы сохранить цветовое единство в этюде.
2) Намешать отдельно цвет предмета в свету и, контрастный ему, цвет предмета в тени, положив их на рабочую плоскость, а уже потом подмешивая оттенки, моделируя форму и избегая излишней плоскостности изображения.
3) Писать отношениями: положить мазок на предмете в свету - к нему подобрать мазок цвета фона именно в этом месте, затем то же самое в полутоне, потом в тени. Когда вокруг предмета начнёт проявляться среда, к уже положенным оттенкам подбираются следующие и следующие, как мозаика. Большой соблазн вызывает этот метод у художника вести живопись от куска, наполняя лист постепенно, от одного предмета к другому, от середины к краям, но этого желательно избегать, ведя весь лист одновременно, раскидывая мазки один за другим в разных частях наброска красками.
Такое пошаговое обучение рисованию мы практикуем и на художественных курсах в Jotto. Чем больше разнообразных этюдов напишет начинающий художник, тем точнее будут намешиваться цвета и их оттенки, тем реалистичнее будет изображение. С тоном в рисунке то же самое. А чем менее детским, более профессиональным будет восприятие цвето-тональных отношений и чем точнее их передача в листе или холсте, тем совершеннее техническое мастерство и умение художника. А ещё иногда важно подчинить цвет одного объекта общему колориту всей работы, раскидать вторящие ему, родственные ему цветовые оттенки в разных частях работы для её общей гармонизации. Главное, не перестараться с массой оттенков, чтобы сохранить общую цельность восприятия всей работы и отдельных её фрагментов, чтобы не получилось, как в анекдоте:
- Ах, какая замечательная картина: какое богатство оттенков, какая игра света, какая экспрессия мазка!
- Вам правда понравилось?! Но ведь это то самое место, о которое я вытирал лишнюю краску с кистей…
Желаю вам успехов в занятиях живописью и рисунком. Пусть мастерство художника растёт от этюда к этюду, от рисунка к рисунку, а многообразие и красота оттенков радуют глаз как художника, так и зрителя.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И покупайте у нас курсы рисования в Екатеринбурге и видеокурсы.