Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Самый сложный цвет. Жёлтый.

   В профессиональной среде “сложными” цветами называют оттенки цвета, отличные от “чистых”, спектральных цветов. Поэтому, когда говорят о сложных цветах, имеют ввиду составные, намешенные оттенки. Но сегодня речь не об этом. Мы поговорим именно о цветах “труднодрессируемых” начинающими художниками, вызывающих затруднения при получении и комбинировании их оттенков и полутонов, тяжело встраивающихся в общий колорит этюда или картины.

В первую очередь это первичные цвета спектра.

  Начнём с того, что все цвета в живописи не однозначны и имеют массу оттенков и полутонов. Если вырезать фрагменты из картин художников, такие их участки, где мало деталей, где доминирует пятно одного цвета, то, при внимательном рассмотрении, это пятно окажется состоящим из множества цветовых нюансов. Богатство оттенков делает живопись, действительно, живой, вибрирующей, динамичной. Это и валёры - гармоничные, близкие по цветовому тону и светлоте оттенки цвета, и контрастные мазки, имитирующие тени объектов, и небольшая разница разнонасыщенных полутонов.

  Все 3 характеристики цвета (см. статью) имеют значение при создании живописного полотна, все 3 одинаково важны для получения точных, соответствующих замыслу художника и натуре замесов цвета. Светлота, цветовой тон, насыщенность создают множество вариаций.

  И всё-таки, какие цвета вызывают наибольшие сложности при создании богатой палитры оттенков и цветовых нюансов? Каких ошибок в живописи следует остерегаться? Как построить свои уроки рисования, чтобы освоить технику живописи и достичь профессионализма? на какие цвета стоит обратить особое внимание?

 

ЖЁЛТЫЙ В ЖИВОПИСИ.

   Наверняка, самые внимательные начинающие художники замечали, что жёлтый, в качестве большого, весомого цветового пятна, очень редко встречается в классической живописи. Под классической я подразумеваю именно тональную живопись, с ярко выраженной моделировкой формы, пространства и большим диапазоном оттенков цвета от светлого до тёмного. Почему так? Откуда такая нелюбовь к жёлтому? Именно жёлтый, самый светлый цвет спектра, наиболее интересен, необычен, особеннен. Так что в нём сложного?

 

1) В чистом виде жёлтый не употребляется в реалистической живописи.

   Жёлтый, из-за своей светлоты относительно других цветов спектра, одновременно с предельной насыщенностью, выбивается по контрастности и светоносности. Поэтому при “вписывании” его в цветовой строй картины, художники “гасят” насыщенность жёлтого, сводя его к сложным охристым, горчичным, зеленоватым оттенкам, одновременно затемняя его. Таким образом жёлтый приходит в гармонию с окружающими оттенками, , не “сияет жёлтым фонарём” и не давлеет над остальными цветами.

  В студенчестве я очень остро почувствовала эту проблему, когда писала натюрморт с жёлтыми цветами в традиционной, светотеневой манере. Усадить яркие, чистые жёлтые пятна в глухое тёмно-коричневое пространство практически невозможно. Пришлось “усложнять” самый контрастный оттенок, чтобы он стал органично воспринимаемым зрителем.

 

2) Из-за своей чистоты жёлтый усложняет намешивание оттенков.

   Жёлтый легко замутняется далёкими от него цветами спектра и даёт сияющие, очень чистые оттенки в смеси с лежащими рядом с ним цветами. Достичь золотой середины крайне проблематично. Приходится подмешивать в дополнительные цвета (зелёный и оранжевый) ещё что-то. А для начинающего живописца это крайне опасно: грязные цвета почти неминуемы. Именно поэтому в учебных академических постановках жёлтый используется как акцент или контрастное дополнение к доминирующему цвету, но не более 30% от общей палитры.

 

3) Даёт сильные рефлексы.

   Даже замутнённый жёлтый, высветленный или затемнённый, рефлексирует на предметы и объекты, часто нарушая их форму на картине. Для начинающего художника передать насыщенность рефлексов и отражений и, одновременно, полноту объёма - задача практически невыполнимая. Однозначно приходится чем-то жертвовать во имя результата.

 

4) Жёлтый сложен в смешении.

   Этот цвет даёт тонкие цветовые нюансы тёплых и холодных. В сочетании с двумя другими чистыми, первичными цветами (красный, синий), а также с близлежащими дополнительными (зелёный, оранжевый), жёлтый помогает создать тончайшие, красивые полутона. Сделать их ещё более рафинированными (но не грязными!) помогут оттенки, отличные от спектральных (например, охра) и применение разных по тепло-холодности жёлтых в смесях (лимонный, кадмий жёлтый средний, светлый, тёмный, палево-жёлтый, ганза и так далее) Во избежание недоразумений (грязь в живописи), стоит смешивать тёплые цвета с тёплыми, холодные - с холодными). Например, лимонную мешаем с бирюзовой и кадмием красным светлым, кадмий жёлтый - с ультрамарином и так далее.

 

5) Жёлтый практически не изменяется в пространстве.

  Оттенки жёлтого всегда “пробиваются” на первый план из-за своей светлоты и насыщенности, поэтому увести их в пространстве, распределить попланово сложновато. Обратите внимание, рекламные щиты жёлтого цвета всегда хорошо видны, даже в сумерки. Но это качество можно использовать с пользой для себя, расставляя жёлтые акценты именно на первом плане.

  >>>Чтобы прочитать подобную статью "Самый сложный цвет. Красный" перейдите по ссылке<<<

6) Процентное соотношение с другими цветами.

   Обилие жёлтого тяжеловато для восприятия человеческим глазом. Даже в природе его оттенков встречается не так уж и много. И. Иттен создал некую математическую пропорцию соотношения контрастных цветов. Жёлтому в ней уделяется самый небольшой процент. Жёлтый с фиолетовым, например, соотносится как 1:8. Получается, что для гармоничного восприятия картины зрителем, жёлтого цвета лучше использовать немного.

 

7) Особенности сочетания с другими цветами.

   С красным жёлтый создаёт тяжеловатое для восприятия человека сочетание, оно требует обязательного включения холодных акцентов, чтобы не “перегрузить” зрителя “горячей” силой цветовых тонов. С синим жёлтый создаёт резковатый контраст, утомляющий своей силой и категоричностью (например: портрет Ахматовой Н. Альтмана). А вот с дополнительными цветами, родственными ему по расположению в цветовом круге, жёлтый вполне сочетаем и создаёт приятные ассоциации.

  Конечно, в современном искусстве возможно всё. И, скажете вы, мало кто рисует в классической манере, чтобы применять все эти правила и учитывать нюансы. Но ведь, как говорит А. Кончаловский: “Все серьёзные художники знали мировую культуру. Знали традиции, а традиции - это же человеческая мудрость. А вот новаторство - это уже нарушение традиций. Прежде чем что-то нарушить, надо знать.” Теперь вы много знаете и понимаете. Горит жёлтый свет для вашего творчества: приготовьтесь, сейчас будет дан старт - и в путь!

  >>>Чтобы прочитать подобную статью "Самый сложный цвет. Красный" перейдите по ссылке<<<


  • Сайт
  • Магазин