Красный достаточно часто появляется в картинах современных и классических художников. Он как-то особо любим разными поколениями живописцев за свою силу, энергию, красивые сочные акценты и рефлексы. Но, в то же время, обильно красные картины не так уж часто встречаются. В большинстве случаев красные пятна и акценты занимают до 30% поверхности картины.
Безусловно, это связано с особой магией красного цвета и особенности работы с ним. Живопись в красной палитре максимально энергетически насыщена, хорошо передаёт конфликтные эпизоды драматически насыщенные моменты, остросоциальные сюжеты. Этим приёмом активно пользовались художники прошлого, изображая красные плащи героев, мантии священнослужителей и аксессуары в одежде кровожадных тиранов.
Цвет, ассоциирующийся с кровью, мощью и правдой, органично, композиционно грамотно вводили в свои полотна последовали соцреализма 50-60-х гг. Также оттенки красного помогали изображать радостные народные праздники, торжество духа простого, из народа, человека. Образцом таких сюжетов можно считать картины Малявина, Архипова, Рябушкина. В современной европейской традиции красный, ассоциирующийся с пылкой любовью, страстью, красотой, не менее любим художниками: прекрасные портреты женщин в алых и рубиновых платьях, ярко-пунцовые акценты напомаженных губ, розово-лиловые оттенки деталей роскошных интерьеров…
Но тонкостей при рисовании красным тоже большое многообразие. Давайте разберёмся, в чём заключено коварство этого цвета, так любимого многими поколениями художников.
КРАСНЫЙ В ЖИВОПИСИ.
1) Множество оттенков.
Красный, соседствующий как с тёплым оранжевым, так и с холодным фиолетовым в цветовом круге, подвержен серьёзным изменениям как по светлоте, так и по тепло-холодности. От этого диапазон красных просто неимоверно богат: от ярко-красного цвета, через насыщенный алый к огненно оранжевому, до насыщенных кармина и киновари и, следующих за ними, розово-бордовых, свекольных, сиреневатых оттенков. При замутнении и высветлении красный даёт множество разнообразных розовых: от фуксии до розово-персиковых и бурых оттенков: английская красная, шоколадный, капут-мортуум.
И каждому из этих оттенков в живописи своё время и место, в зависимости от идеи художника. Как тут не запутаться начинающему живописцу? Написать закатное небо тревожным тёмно-красным или жизнерадостным красно-оранжевым? Драма или лирический оптимизм? Решать и выбирать автору.
2) Кричащий сочный красный цвет, помимо всего перечисленного в начале, так же достаточно агрессивен.
А даже минимальными дозами агрессии нужно уметь управлять. Поэтому, для уравновешивания этого непростого цвета, художники и дизайнеры сочетают его с более нейтральными и диаметрально контрастными цветовыми оттенками: зелёным, белым, серо-голубым. Вспомните Врубелевского “Демона” - яркое синее пятно энергетически успокаивает динамику розово-лиловых. А логотип “Кока-кола”? Как умело дизайнер “освежил” красный белым, да ещё и шрифт выбрал курсивный, округлый, лирический, во избежание излишней драматичности.
3) Из-за насыщенности красного цвета сложно передать объём в живописи.
Красный - достаточно светлый цвет, поэтому начинающим художникам часто не достаёт диапазона светлоты от тёмного к светлому, особенно, если пишут ярко-алое или бледно розовое. Особенно, в случае высокой насыщенности, форма предметов бывает не очень выразительной. Выход здесь один - больше писать, ставить разные живописные задачи, наблюдать и учиться передавать мельчайшие оттенки цвета в разном освещении и разного цветового тона. Справиться с этой задачей хорошо помогают натюрморты на родственные и контрастные отношения.
>>>Чтобы прочитать подобную статью "Самый сложный цвет. Жёлтый" перейдите по ссылке<<<
4) Красный сложен для колористического единства.
Чтобы удержать красные детали “в узде”, художнику приходится многократно их повторять в картине, создавать перекличку деталей и акцентов, ритмику рефлексов, элементов композиции, “отражающих частей”. Посмотрите на картины художников и вам всё станет ясно.
5) Красный “глушит” другие цвета.
Также как и жёлтый, в сочетании, особенно с более сложными, составными оттенками, чистый красный и его производные выглядят резковато. Поэтому художники применяют некоторые хитрости: либо дополняют чистое красные первичными цветами - жёлтым и синим, с которыми они вполне могут конкурировать; либо сочетают по принципу контраста - подходящие зелёные, бело-серые, цветные и категорично-графические чёрные. В таком случае, красный уравнивается в правах с другими цветами. В любых других сочетаниях красный доминирует, это стоит учитывать и подчёркивать, распределять красные детали только на 1-2 планах.
6) Слишком “тяжёлый” цвет.
Говоря о несобственных свойствах цвета в статье о жёлтом, я уже начинала разговор о восприятии цвета человеческим глазом. Если углубиться в этот вопрос посильнее, то можно найти массу информации. подтверждающей, что тёплые оттенки “тяжелее” холодных, а чистые “тяжелее” дополнительных. Таким образом красный - один из самых “тяжёлых”, “весомых” цветов, и уравновешивать его в картине приходится либо очень чистыми, либо очень тёмными оттенками и цветами. В противном случае он окажется основным, абсолютно непререкаемым господином в картине, подчиняя себе всё, что бы вы ни нарисовали. В некоторых случаях это даже отлично, вот только, к сожалению, не во всех.
Вот и получается, что чтобы научиться рисовать, не достаточно просто купить краски. Теория живописи и практика стоят рядом, бок о бок, дополняя творческий и образовательный процесс. А известные художники, прошедшие этот этап и на себе убедившиеся в значении сочетания теории и практики, помогают в этом нам, современным художникам, иллюстрируют правила в рисовании и их исключения. Картины художников тому подтверждение. Уроки рисования не могут существовать отдельно от теории, не забывайте об их единстве. Рисуйте, пишите, изучайте книги по искусству и ваши рисунки будут становиться лучше, реалистичнее, правильнее день ото дня.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)