Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Как писать зелень. “Зелёная, зелёная трава”. Часть I

То, что трава зелёная, а небо голубое знает каждый с младенчества, но не всё так однозначно, особенно у художников. Не зря говорят, что художественное видение дано не каждому. И чтобы создавать красивые нарисованные картинки, придётся об этом задуматься и учиться рисовать и видеть мир как художник.

Красота рядом, просто мы смотрим не внимательно. И красота в разнообразии, необычности, особенности. Так и с зелёным цветом в живописи. Какие прекрасные пейзажи созданы художниками! И во всех них зелень разная.

  Разница зелёных зависит от множества факторов, и эта разница колоссальна: от сине-изумрудных до горчичных оттенков, ведь зелёный цвет занимает едва ли не третью часть спектра. Получается, что это самый подвижный многоплановый, разнообразный цвет из всех спектральных.

  Так как же увидеть и замешать разные зелёные оттенки? Как нарисовать деревья, траву, кусты разнообразными оттенками цвета? Или лучше нарисовать их без зелёной краски?

РАЗНИЦА В ЗЕЛЁНЫХ ЦВЕТАХ В ЖИВОПИСИ.

1) Тёплые и холодные зелёные.

Взгляните внимательно на модель и убедитесь, что в одном сюжете присутствуют как тёплые (оливковые, салатовые, охристо зелёные), так и холодные (изумрудные, сочно-зелёные, иссиня-зелёные) оттенки. Это зависит от цвета освещения (уже была статья на эту тему) и от степени удалённости объектов от зрителя. Например, по мере удаления от зрителя, те же деревья становятся более холодными по цвету, как бы растворяясь в голубоватой дымке. Это явление воздушной перспективы хорошо описал в своих трудах Леонардо. Обязательно поищите его “трактат о живописи”, если хотите изучить это явление подробно и основательно. Итак, намешиваем отдельно тёплые и холодные зелёные и распределяем их в картине с учётом освещения и свето-воздушной среды.

2) Зелень разная в разное время дня и разные летние месяцы.

  Сравните картины художников, где изображены утро и последние вечерние лучи. В первом случае, холодноватый туман окутывает кусты, траву, верхушки деревьев, делая их светло-голубыми, серо-изумрудными, почти прозрачными. Во втором: густая тёмная коричнево-оранжевая, болотного цвета или ярко-рыжая зелень, освещённая последними лучами закатного солнца, разительно отличается от цветов первой картинки. Она темнее, значительно теплее и насыщеннее.

  Также ощутима разница между цветом первой листвы в мае и июльским разнотравьем. Мой учитель, Сергей Иванович Корьякин, когда водил своих студентов на летнюю пленэрную практику, заранее предупреждал об этом. “И пишите сразу, я пойму, что всё делали в последний день и оценка будет снижена”, - увещевал он, - “в конце мая зелень такого особенного цвета, успевайте это передать в этюдах, через 1,5 недели всё поменяется”. И правда, всего дней через 10, светлая, яркая, лимонно-зелёная листва и золотистая ярко-зелёная трава облачается в насыщенные, сочные, тёмные цвета зелёной палитры, сместятся в сторону волконскоита, окиси хрома и кобальта зелёного тёмного. Просто стоит больше тренироваться, рисовать с натуры, точное намешивать оттенки.

3) География влияет.

У каждой местности свои оттенки. Это зависит не только от степени увлажнения почвы и её состава в разных местностях, не только от количества и качества света. Например, в Крыму в июле трава уже сухая, рыжая, охристая из-за солнцепёка, в средней полосе России она насыщенная ярко-зелёная, под Сочи - разнообразная: от изумрудного до желтовато-палевого цвета. А у нас, на Урале, глубокого тёмного оттенка. Влияет также и цветочная примесь, например, цветущий луг может переливаться многообразием красок. Структура листа тоже имеет значение, особенно в ветренную погоду. Листочки ивы, к примеру, тонкие и длинные как иглы, с тыльной стороны белёсые, сероватые. Поэтому при порывах ветра ивовые заросли выглядят скорее серебристыми, чем зелёными.

  Расскажу в довесок историю из собственной практики. Однажды мы с подругой поехали на этюды в деревню на север Свердловской области. Было начало осени и зелень ещё не успела преобразиться в многоцветную феерию. Вечером, по-приезду, мы вышли к реке писать закат. Сосредоточились, разложили краски, намешали оттенки… А оттенки на палитре получились какие-то диковинные. На холсте всё хорошо, красиво, гармонично, но цвета и контрасты совершенно причудливые: небо золотое, трава красная, вода в реке пунцовая. Что за чудеса? Пейзажные зарисовки получаются совершенно неземные, как в романах Герберта Уэллса! Как нарисовать пейзаж реалистично, а главное, что мы делаем не так?

  Почему трава красная?!!

  Солнце заходит быстро и времени на размышления совсем не остаётся. Пришлось поверить своим глазам и подбирать гармоничные цвета, не задумываясь о логичности и правильности. У каждой из нас картинка получилась цветная, сочная, интересная. Закончив этюды, мы начали рассуждать вслух о необычной красочной палитре, медленно собирая вещи и прогуливаясь вдоль реки. И только тут мы заметили ярко-красные водоросли на берегу. Поток реки вынес на берег их семена, а брызги воды и небольшие, бьющиеся о берег волны, напитали их влагой. Водоросли размножались и заполонили весь луг у реки. Их яркий цвет смешался с бурой зеленью травы, освещённой ярко-розовым жарким закатным солнцем и усилился многократно. Вот они, чудеса природы в чистом виде!

И трава бывает красной от природы, если, конечно, это увидеть…

   Возможно вам будет интересна вторая часть статьи: "Как писать зелень. “Зелёная, зелёная трава”.  Часть II"


  • Сайт
  • Магазин