Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Как писать зелень. “Зелёная, зелёная трава”. Часть II

Возможно вам будет интересна первая часть статьи: "Как писать зелень. “Зелёная, зелёная трава”.  Часть I"

4) Травы и деревья не одинаковые.

Есть масса оттенков и вариантов.

  Сравните цвет зелени листьев ландыша и одуванчика, листву берёзы и тополя, хвою ели и кедра, английский газон и луга под Воронежом. А если сравнить всё это между собой? Красок не хватит, придётся изобретать и намешивать самим новые зелёные цвета и оттенки. 

Именно поэтому многие учителя рисования не разрешают своим студентам пользоваться готовой зелёной краской. Когда художник намешивает цвет, он сравнивает между собой каждый мазок, каждый цветовой нюанс, каждый элемент будущей картины. Давайте вместе посчитаем, сколько оттенков зелёного, предположим, вот в этой картине. Убедительное многообразие, правда?

5) Значение колористического единства этюда: цельность и гармония.

Когда художник рисует, он не просто “списывает” с натуры цвета и оттенки (хотя срисовать тоже нужно уметь), а создаёт у себя в листе или холсте гармоничное живописное произведение. Каждый цветовой оттенок подбирается к уже положенным на холст цветам, анализируется, в соответствии с основными цветовыми характеристиками (см.статью), подчиняется определённому цветовому строю. Обычно выбирается 1 или 2 доминирующих цвета: 1 - проникающий во все основные цвета, главный, структурирующий, выравнивающий цветовые вибрации. Или 2 контрастных, дополнительных, образующих гармонию противоположностей, цветового оттенка. Все остальные цвета картины, вносящие разумное разнообразие, яркий акцент, освежающие колорит, лишь едва намечаются, слегка проглядывают, еле различимы. Только так картина выглядит цельной, полнозвучной, гармоничной.

  Поэтому, чтобы не скатиться в китч, все оттенки зелёного в пейзаже следует систематизировать и структурировать, опираясь на основное колористическое решение. В некоторых случаях их стоит “пригасить”, замутнить; в некоторых - добавить сочности, насыщенности; в некоторых - подмешать необходимый оттенок ( чуть голубее, рыжее, желтее, чем в натуре) или высветлить - затемнить. Именно обилие полутонов, умение использовать сложные, смешенные цвета, а не просто выдавленные из тюбика, и их гармоничное сопоставление отличает картины профессиональных художников от дилетантов.

6) Художественное видение: если хочется передать эмоцию, настроение, цвет выбирается соответствующий.

Цветовая эмоция, особенно в пейзаже, так же важна, как и разнообразие фактур и приёмов. Глупо, например, писать ярко-зелёной радостной краской дождливый день, если, конечно, это не тёплый летний ливень. Или буро-зелёная поляна не передаст ощущения светлого солнечного дня с его искристой радостью и теплом.

  Блестящий мастер русского пейзажа А. Рылов создавал чудеснейшие, совершенно зелёные пейзажи, изображал абсолютно разные состояния природы и настроения. Сравните его знаменитые “Зелёный шум”, “Полевую рябинку”, “Буйный ветер”, “Летний этюд(Тихий вечер)”, “Глушь”, “Лесную речку”. Это же целая зелёная Вселенная!

  А теперь проследуйте по всем пунктам нашего списка - в его картинах они присутствуют, без преувеличения, все. И в каждой работе свой настрой, своя энергетика, своё единство колорита, своя правда. И небо тоже не выкрашено одной голубой краской - в каждой картине оно своё, особенное, подстать зелени, отображающее мельчайшие нюансы настроения: от восторженной радости до угрюмой тоски. Это называют художественным образом пейзажа. К этому мы стремимся, занимаясь пейзажной живописью.

  Надеюсь, теперь вы сможете объяснить озадаченному покупателю картины, почему небо иногда рисуется жёлтым, а лес голубым. И уж, конечно, справитесь с множеством оттенков зелёного в живописи пейзажа. Но одной техники простого механического намешивания красок будет маловато для правды. Нужно ещё чувствовать, сопереживать, ценить торжество момента, а главное, суметь всё это передать в картине. Есть такой рассказ, уже не помню, кто его автор, но в завершение нашей темы он будет кстати.

  Мальчик очень любил рисовать. Как-то он любовался видом из раскрытого окна. Так впечатлился, что захотел всё это великолепие изобразить. Нарисовал он на листе бумаги цветы, яркое синее небо, кусты сирени, деревья окрестного леса, полянку, освещённую ярким летним солнцем, огромные, как корабли с белыми парусами, облака… Показал мальчик свой рисунок родителям, друзьям, соседям, знакомым - всем нравится, а ему самому нет. Как-будто не живая природа нарисована, как-будто чего-то не хватает.

  И тогда мальчишка написал большими буквами под рисунком “А ещё пели птицы”. Вот, что видит, чувствует, передаёт в картинах настоящий художник. Это не всем дано. Такой большой талант даётся лишь избранным: Васильеву, Левитану… Помните картины этих прекрасных пейзажистов?

  Поэтому, понимая законы живописи, оперируя множеством зелёных оттенков, изображая предельно конкретно уголок природы, попытайтесь изобразить и трепет осиновой веточки, и щебетание птиц, и стрёкот кузнечиков, и всплески воды в реке, и запах цветов, и всё-всё многообразие и прелесть жизни, её торжество, её полнокровие.


  • Сайт
  • Магазин