ALBRECHT DÜRER (1471-1528) 'Rhinoceros' 1515 (pen and ink)
Графика (от греческого graphike, от grapho - пишу).
Графика - это вид изобразительного искусства, подразделяющийся на оригинальную графику (рисунок в единичном экземпляре) и печатную графику (разные техники гравюры).
Оригинальные рисунки выполняются художниками разнообразными графическими материалами на бумаге или картоне: мягкие материалы (уголь, пастель, соус, сангина, сепия, мел), твёрдые материалы (карандаши графитные и цветные, ручки шариковые, гелевые и другие, линеры, фломастеры, маркеры, восковые мелки), жидкие материалы (тушь, акварель и гуашь в лаконичном графическом исполнении).
Albrecht Durer, The Expulsion of Adam and Eve, Woodcut
Печатная графика (гравюра, эстамп) бывает 3 видов:
* глубокая печать (офорт, меццо-тинто, сухая игла);
* высокая печать (ксилография, линогравюра, гравюра на пластике);
* плоская печать (монотипия, шелкография, литография);
встречаются и смешанные авторские техники. Иногда чёрно-белую гравюру подкрашивают акварелью.
Изначально термин употреблялся применительно к каллиграфии и письменности, но получил собственное распространение. Вплоть до конца XIX века графика использовалась в прикладных целях (как подготовительный этап работы над живописным произведением, строением или скульптурой. Лишь в начале XX века графика стала считаться полноценным самостоятельным видом искусства.
Графика, как вид искусства, характеризуется ярко выраженными визуально тональными контрастами (тёмное и светлое), а также такими выразительно-изобразительными средствами, как линия, штрих, пятно, точка. Основа графики - линия: изображение может быть полностью линейным, сочетать в себе линии и пятна разной конфигурации, насыщенности, фактуры или линия остаётся только границей между контрастными пятнами.
Основой графики чаще всего является бумага. В большинстве случаев, художники-графики используют белую бумагу, реже тонированную или цветную. Искусство графики не исключает цвет, но в отличие от живописи, цвет в графике лаконичен, условен, не имеет полутонов и множества оттенков.
Важную роль в графике играют отношения предмета и пространства в листе, при этом фон вокруг предмета может быть как цвета бумаги (пустым, не проработанным), так и лёгкого цветового тона, сквозь который просвечивает цвет листа (заполненным). Предмет в графической трактовке выглядит условным, степень пространственности и плоскостности может изменяться в зависимости от идеи художника.
Соответственно задаче, графическое изображение может носить характер:
* пространственного построения;
* тщательной моделировки тоном (штудия);
* выявления структурного объёма предмета;
* стилизованно-плоскостного изображения;
* передачи фактуры предметов;
* впечатления от предмета;
* описательно-повествовательного описания;
* авторской интерпретации.
Возможности графики иные, по сравнению с живописью - вместо реалистической трактовки среды, пространства и формы в полном цвете, в графических произведениях можно передавать гротескные, сатирические образы. На этом основываются отдельные жанры - карикатура, шарж, иллюстрация.
По назначению графика делится на:
1) станковую (самостоятельное произведение, без прикладной функции) - рисунок, эстамп (печатный оттиск);
2) книжную;
3) газетно-журнальную (иллюстрации);
4) прикладную (книжный знак, экслибрис);
5) плакат и афиша.
Rembrandt - Saskia Looking Out of a Window
Скупые и максимально-выразительные художественные средства графики придают рисункам и гравюрам особую ёмкость и точность образа, создают визуальные графические метафоры, развивая воображение зрителя. Именно поэтому особую ценность имеют не только законченные графические произведения, но и подготовительные рисунки (наброски, зарисовки, эскизы) художников к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры (Микеланджело, Рембрандт, Баженов и т. д.).
Широко применимы в графике неизобразительные мотивы - шрифт, орнамент, декоративные элементы. Современный графический дизайн включает в себя не только работу со шрифтами, но и символическо-знаковые изображения (логотип), часто геометризированные или стилизованные. Особой популярностью в искусстве современности пользуется компьютерная графика. В этом достаточно новом виде графики изображение создаётся художником при помощи компьютерных графических программ и выводится на печать посредством принтера.
ИСТОРИЯ ГРАФИКИ
Смотрите статьи: Рисунок (история рисунка), Гравюра (история гравюры).
Использовалась литература:
1. Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”;
2. Сокольникова Н. “Краткий словарь художественных терминов для учащихся 5-8 классов”.
3. “Популярная художественная энциклопедия.” Под редакцией Полевого В. М.; - Москва: “Советская энциклопедия”, 1986.
4. “Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.” Под редакцией проф. Горкина А. П., Москва: Росмэн, 2007.
5. Большой энциклопедический словарь;
6. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. 2003.
7. Большая советская энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия. 1969-1978;
8. Б. Р. Виппер, Статьи об искусстве, М., 1970.
9. Г. Земпер, Практическая эстетика, (пер. с нем.), М., 1970.
10. Н. Дмитриева, Изображение и слово, М., 1962.
11. “Анализ и интерпретация произведения искусства”: Учеб.
пособие/Н.А. Яковлева, Е.Б. Мозговая, Т.П. Чаговец и др.;
Под ред. Н.А. Яковлевой.— М.: Высшая школа, 2005.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. Покупайте наш курс "Рисование с нуля до портрета на заказ" в Екатеринбурге :)