Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

НАТЮРМОРТ.

Натюрморт - от франц. nature, итал. natura morta - дословно “мёртвая природа”; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life - дословно “тихая жизнь”.

1). Натюрморт - это жанр изобразительного искусства, демонстрирующий изображение предметов, вещей, иногда растений, цветов и др., окружающих человека в реальной жизни. Как и любое преимущественно станковое произведение искусства, натюрморт строится по законам композиции с учётом особенностей зрительского восприятия, то есть предметы не переносятся на лист или холст механически с натуры, а соотносятся, подбираются друг к другу, организуются в единый ансамбль по размерам, цвету, смыслу, фактурам и т. д. при помощи постановки и композиционных законов и правил.

2). Картина, фотография, иллюстрация, изображающая неодушевлённые предметы.

  Помимо “неживых” объектов: предметов быта, элементов одежды и аксессуаров, предметов культа или научной деятельности, в натюрмортах часто изображают битую дичь, растения и цветы, изолированные от живой природы (срезанные или в горшках). Реже дополняют изображения натюрмортов фигуры людей, животных, птиц и насекомых (например, Жан Батист Симеон Шарден “Натюрморт с рыбой, устрицами и кошкой”).
   Часто натюрморт имеет символическое истолкование - предметы символизируют некоторые философские категории, христианские или любовные условно-знаковые обозначения, например, стекло олицетворяло хрупкость, зеркало - тщеславие и т.д.. Таким образом, художник в натюрморте не просто фиксирует знаки реального мира, но и включает зрителя в своеобразную интеллектуальную игру, пряча одни смыслы за другими, а натюрморт имеет несколько содержательных уровней.

  Жанр натюрморта специфичен обилием деталей, повышенным вниманием к структуре, объёмам, фактурам. Цель искусства натюрморта не только символическая загадка, точная фиксация реального мира или декоративно-украшательская функция - посредством натюрморта художник создаёт яркий многослойный художественный образ со сложным смыслом.
  Характер предметов в натюрморте, а также композиционное, цветовое, стилистическое, символическое решение картины данного жанра выражает характерные черты эпохи и передаёт авторскую идею.

История натюрморта. Натюрморт в истории искусств


Натюрморт в Древнегреческом искусстве.

Натюрморты включены в сюжетные изображения (росписи Помпеи).
Искусство Древнего Востока.

Натюрморт присутствует как часть композиции.

Натюрморт в Эпоху Возрождения.
Появление натюрморта как самостоятельного жанра. Это связано с вниманием художников к материальному миру. Появляются так называемые “обманки” - “trompe l'oeil” - жанр иллюзорно точно воссоздающий предметы (Якопо де Барби).

Натюрморт в XVII веке.

Натюрморт распространяется как жанр в конце XVI - начале XVII веков. На это повлияло развитие естественных наук, повышенное внимание к бытовой составляющей жизни людей (нидерландец П. Артсен, фламандец Я. Брейгель Бархатный и другие).
В XVII веке натюрморт получает наивысшее развитие в мировой живописи - становление национальных реалистических школ живописи и влияние ведущих художников эпохи (например, Караваджо в Италии и Испании) способствуют развитию жанра. Появляется множество типов и форм натюрморта.

  Особенно выделяются в станковой живописи этого времени голландские и испанские натюрморты, в которых излюбленными темами стали цветы, фрукты, овощи, кухонная посуда, рыба и морепродукты. В испанских натюрмортах предметы особо строги и значительны (П.П. Бонци, М.Кампидольо, Дж. Рекко и другие).

   Голландские натюрморты характерны особой интимностью, тщательной передачей освещения предметов, богатством живописных фактур, изяществом цвето-тональных отношений. Композиционный строй голландских натюрмортов разнообразен, а сюжеты и типы жанра разноплановы: от ограниченных по колориту завтраков В. Хеды до мощных, насыщенных по цвету десертов В. Калфа, от изображения рыб А. Бейерена до битой дичи Я. Венике, от “цветов и фруктов” Я. Д. де Хема до аллегорического “vanitas” М.Б. де Стомме. Характерные отличия голландского натюрморта - малый формат (картины покупали бюргеры, аристократы и даже зажиточные крестьяне для украшения сравнительно небольших домов), повышенная детализация, тщательность прописки, малофигурность. Только в голландских натюрмортах присутствует изображение карманных часов, олицетворяющих ход времени.
  Фламандский натюрморт разительно отличается от голландского. Для фламандских натюрмортов характерно - декоративная выразительность композиции, пышность (такие натюрморты писались для украшения парадных залов, монастырских трапезных (Амброзиус Босхарт Старший, Питер Пауль Рубенс, Франс Снейдерс).

  Также получает развитие жанр натюрморта в Германии (Г. Флегель, К. Паудис), Франции (Л. Божен, Ф. Депорт, Ж. Б. Моннуайе). Выдающимся мастером натюрморта эпохи Классицизма является Жан Батист Симеон Шарден. Его работы отличает характерная строгость и элегантность композиции, изящество колорита и особая “человечность” художественного образа.

Натюрморт в XVIII веке.

   В середине века складывается академическая иерархия жанров и натюрморт отходит на второй план по отношению к историческом, батальному жанру и портрету, предпочитаемым художниками.
  В России натюрморт появляется в виде картин-”обманок” Г.Н. Теплова, П.Г. Богомолова, Т. Ульянова.

Натюрморт в XIX веке.
“Воскрешают” жанр натюрморта в своих картинах художники, пишущие сюжетные композиции (Франциско Гойя, Эжен Делакруа, Густав Курбе, Эдуард Мане). Признанными мастерами натюрморта ХIХ века являются А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США).
  Второе своё рождение натюрморт получает в искусстве художников-постимпрессионистов, для которых мир человеческих вещей становится основой понимания бытия (Ван Гог, Гоген, Сезанн).
     В России искусство натюрморта проявляется лишь в начале ХIХ века в картинах И.Т. Хруцкого, акварелях Ф. П. Толстого и художников школы А. Г. Венецианова. Позже натюрморт лишь эпизодически появляется в творчестве художников И.Н. Крамского, И. Е. Репина, В. А. Поленова и других, нося скорее этюдный характер. Как самостоятельный жанр натюрморт не востребован в художественной системе передвижников, отдающих предпочтение сюжетной картине.

Натюрморт в XX веке.
  С появлением и развитием множества художественных течений натюрморт претерпевает изменения, связанные с поисками новых художественных форм и средств выражения (Анри Матисс, Жорж Брак, Пабло Пикассо и другие). Социальный характер носят натюрморты Диего Риверы, Ренато Гуттузо, Альфаро Сикейроса.
  В русском искусстве натюрморт становится самостоятельным жанром, благодаря творческим поискам Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова. Расцвет искусства натюрморта в России приходится на период существования объединения “Мир искусства”. Художники объединения и ближнего круга - К. А. Коровин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь - работающие на границе исторического и бытового жанров, придают натюрморту особую атмосферность, лёгкость, импрессионистическую выразительность.

  Художники объединения “Голубая роза” - П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян создают особо выразительные декоративные натюрморты. А мастера “бубнового валета” - И. И. Машков, А. В. Куприн, П. П. Кончаловский - объединяют в своих картинах линии натюрмортов Сезанна с традициями русского народного творчества. Их натюрморты колористически богаты и насыщены.

Натюрморт в советском искусстве.
Метод социалистического реализма нашёл своё отражение и в жанре натюрморта. Это философские натюрморты Петрова-Водкина, наполненные революционной патетикой натюрморты Ф. С Богородского. Появляются экспериментальные по цвету и фактурам натюрморты Н. И. Альтмана, Д. П. Штеренберга. Тонким колористическим построением и новизной сюжетов выделяются натюрморты Ю.И. Пименова, В. В. Лебедева, Н. А. Тырсы.
Повышенной материальностью отличаются натюрморты А. Ю. Никича, В. Ф. Стожарова. Крупные мастера натюрморта союзных республик - М. А и Е. А. Асламазян (Армения), Т. Ф Нариманбе (Азербайджан), Л. Свемп, Л. Эндзелина (Латвия), Н. И. Кормашов (Эстония).
Характерен повышенный интерес художников 70-80-хх годов к жанру натюрморта. В их картинах основное внимание  сосредоточено на повышенной эстетизации мира вещей, окружающего человека (О. В. Булгакова, Я. Г. Анманис и другие).

Литература:
1. Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”;

2. Сокольникова Н. “Краткий словарь художественных терминов для учащихся 5-8 классов”.

3. “Популярная художественная энциклопедия.” Под редакцией Полевого В. М.; - Москва: “Советская энциклопедия”, 1986.

4. “Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.” Под редакцией проф. Горкина А. П., Москва: Росмэн, 2007.

5. Большой энциклопедический словарь. 2000;
6. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. 2003.

7. Большая советская энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия. 1969-1978;

8. Б. Р. Виппер. Проблема и развитие натюрморта (Жизнь вещей), Казань., 1922.

9.  Ю. И. Кузнецов. Западноевропейский натюрморт. -Л.-М., 1966.

10.  Ю. Я. Герчук. Живые вещи. - М., 1977.

11. М. И Щербачёва. Натюрморт в голландской живописи. -Л., 1945.
12. В. И. Пушкарёв, И. Н. Пружан. Русский и советский натюрморт. -М.-Л., 1971.
13. К. С. Кнабе. Язык бытовых вещей// Декоративное искусство СССР, 1985. № 3. -С. 743.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин