Давайте разбираться. Простые карандаши, графитные карандаши, черно-графитные, как их правильно называют, существуют разные. На рынке их много, производители самые разнообразные. Нас будут интересовать профессиональные простые графитные карандаши.
Помимо них существуют ещё, например, детские. Для художников они не подходят: по качеству не годятся для профессиональных рисунков, в них графит более низкого качества: для детского творчества не нужна тонкая шкала твёрдости, пластичность грифеля, не нужна однородность самого стержня, поэтому детские карандаши использовать не стоит. У меня такие есть, я их использую для пометок, например, в книгах люблю черкаться, и, если рисую какие-то интеллект-карты, такие карандаши удобнее: они дешевые, износостойкие, если их купить много, они всегда будут под рукой. Детские, непрофессиональные карандаши - первый из видов по качеству.
Следующий тип — это профессиональные простые карандаши. Они разительно отличаются от детских, потому что, во-первых, грифель в них тонкий сам по себе, он хорошего тонкого помола, глины там максимальное количество. Внутри в стержне графит непосредственно перемешан с глиной в разных пропорциях. Это дает возможность производителю создавать карандаши разные по твердости. Эта степень помола имеет значение. При рисовании важно, насколько сама карандашная пудра тонко измельчена. У профессиональных карандашей она на несколько раз перетерта, глина там замешана без комков, без камней. Возможности таких карандашей более обширны по сравнению с теми же детскими.
Профессиональные карандаши тоже бывают разных типов, я расскажу о них ниже. Но сначала выделим ещё один вид: канцелярские карандаши, которые используют офисные сотрудники. У меня в ходу такие карандаши марки Erich Кrause, они неплохие, я их использую для школы, для каких-то дел с документами, где надо метки поставить, для рабочих записок.
Многие дизайнеры используют такие карандаши. Обычно это производители такие как BIC, Erich Кrause и другие. Koh-i-Noor тоже специализируется на карандашах непрофессиональных, для канцелярского использования. Во-первых, линейка мягкости у них не большая, во-вторых, качество склейки может быть не такое крепкое, как у профессиональных, потому что они в процессе использования не подвергаются механическому натиску, там не нужно такого мощного качества и дерево у них чуть похуже.
Это такие карандаши Koh-i-Noor, которые продаются поштучно в канцтоварах: это не подделка, это действительно карандаши Koh-i-Noor, они предназначены для использования в работе офисных сотрудников, для документооборота, для заметок. Они не профессиональные не художественные.
Художественные профессиональные карандаши тоже бывают разные, например, в деревянной рубашке, классические. Я использую разные, у меня их очень много, целый пенал. Их нужно определенным образом заточить. По заточке я делала видео, можете посмотреть по ссылке: https://jotto8.ru/blog/kak-tochit-karandash-professionalno-kak-hudozhnik
Для профессиональных карандашей в дереве, используют специальную древесину, обычно это кедр, потому что нужно именно мягкое дерево, которое будет хорошо резаться канцелярским ножом, резаком. Для классического рисунка нужна именно длинная заточка: 2 см дерева (лучше длиннее), 1 см грифеля. Это классика. Я сама люблю работать именно так заточенными карандашами. Такая заточка универсальная, она позволяет создавать хороший удобный угол карандаша при рисовании, наносить линии и штрихи в разных направлениях.
Отдельно выделю механические карандаши, они могут быть и профессиональные художественные и канцелярские. У меня их несколько, марок Мегаполис, BIC, которые специализируются на ручках и канцтоварах. Это карандаши, сердечник которых - маленький двигающийся стерженек, который фиксируется зажимом. Стержень бывает разной толщины 0,5-0,7 мм, и до 1,5 см. кто-то предпочитает тонкие грифели, кто-то потолще, толстыми тоже очень неплохо рисовать.
Вообще для художественного творчества эти карандаши не очень подходят, потому что они не передают нажим и не изменяют качества штриха при рисовании. Также ими очень сложно корректировать мягкость: мягкость, обычно, либо стандартная, либо около стандарта HB, B и не более того. Бывают и твёрдые. А в диапазоне художника может быть и 4H, и 8B и даже 16В. Но некоторые мастера используют и механические карандаши.
Например, сейчас очень популярный автор Ефрант Мало (Efrain Malo) (@maloart в инстаграм), художник. У него практически все сделано именно вот таким механическим карандашом, все линии в рисунке одинаковые, но сеточка линий и штрихов разная. Есть особая прелесть в таких рисунках. Но я точно не советую их использовать начинающим художникам, разве что дизайнерам, которые создают эскизы, небольшие почеркушки для дальнейшей разработки уже в компьютерной программе.
Я механические карандаши беру в отпуск, потому что, сами понимаете, пока доедешь до нужного места, багаж будет кидаться, перекладываться, перевозиться не очень аккуратным образом, поэтому карандаши ломаются, если их, конечно, хранить не в пенале. Тут механические карандаши выручают: положил в карман, пошел порисовал. Все прекрасно. Затачиваются, они тоже хорошо: у многих карандашей есть специальная точилка с обратной стороны. Но высокохудожественную вещь к сожалению, ими не создать.
И еще один вариант профессиональных карандашей - это сам грифель, например, грифель в лаке. Такие палочки или брусочки грифеля бывают разной толщины, разного размера: очень широкие до 2 см, и стандартного карандашного диаметра. Такой кусочек графита вообще бывает ничем не обернутый, ни лаком, ни бумагой, просто выточенный и все. Если графитный широкий стержень покрыт лаком, он руки не пачкает, рисовать удобно.
Можно и боковой стороной рисовать, если нравится длинная заточка. Это такой хороший вариант для свободного рисования, особенно если нужно перекрыть какие-то большие поверхности, большие плоскости. У меня такие грифели марки Koh-i-Noor. Они качественные, мягкость и твердость разная, можно выбрать. Можно даже себе целый набор купить, очень удобно.
Карандаши, классические, которые в дереве, художественные карандаши, бывают не только разных производителей, но и разного диаметра. Ну вот у меня еще есть толстенькие карандаши, очень удобные для больших форматов, таких, где нужна экспрессивная линия. Обычным карандашом можно проводить только в меру широкие линии, а этим можно запросто задавать широкий намах, вплоть до полсантиметра, и даже сантиметра. Если художественный образ того требует, то очень даже рекомендую и такие графитные карандаши.
Производители карандашей. Есть марки, производители карандашей, которые существуют уже более двухсот лет, которые на рынке очень давно и являются такой своеобразной карандашной классикой. Например, марка Koh-i-Noor, которую знают все с советских времен. Я, как человек, выросший в период восьмидесятых-девяностых годов, когда еще был дефицит, в своё время гонялась за кохиноровскими карандашами, так как купить их было непросто. И для нас этот золотистый карандаш был своеобразным мерилом, золотым эталоном.
Сейчас и кохиноровские карандаши разные. Сама компания Koh-i-Noor, чешская, она существует с 1790 года. И вот это странное слово на карандаше Хандмут (на многих карандашах есть) - это фамилия основателя вот этого производства. Звали его Езев Хандмут. Сейчас марка развивается очень активно. У нее производство во многих европейских городах, в России в том числе, потому что они в свое время купили Сибирскую карандашную фабрику, которая выпускала, если помните, карандаши «Кедр». Они были очень мягкие, пахли хорошо. Вот сейчас это бренд Koh-i-Noor, то есть, они производят карандаши для продажи в России именно в России.
Кохиноровские карандаши бывают в наборах, они очень удобные для новичков и студентов, потому что в наборе большинство карандашей твердо-мягкие. Здесь 4 или 6, на сколько я помню, карандашей именно средней мягкости, то что требуется для академического рисунка или для каких-то простых зарисовок. Качество вполне себе хорошее, цена карандашей вполне соответствует качеству. Вполне себе такой среднестатистический вариант.
Обычно карандаши в металлических и в деревянных коробках, вне зависимости от производителя производителя, - это товар повышенного качества. Покупая такие наборы, вы платите не за коробку, вы платите за качество карандашей. Поэтому, если вдруг хочется как-то себя порадовать, что-то сделать супер-классным материалом, пожалуйста не экономьте, смотрите внимательно какие есть наборы. В наборах Koh-i-Noor в металлической коробке мягкость карандашей от 8B до 2H. Это то, что нужно для профессиональных художников, которые уверенно оперируют мягкостью карандаша, которые знают, как эту мягкость использовать, как давить, и все прочее, прочее.
Хороша компания, производящая профессиональные карандаши, Derwent. Это Английская марка, тоже достаточно старая, ей уже 230 лет. Выпускает разные карандаши, и угольные в том числе, и графитные. Но я сама их не использую, просто потому что мне не очень запах нравится. Хотя, карандаши очень прочные, хорошо точатся, дерево качественное, грифель тоже очень хороший. Есть разные наборы от 6 или 8 карандашей до 12. Их можно найти в канцтоварах, в художественных магазинах к сожалению, почему-то реже.
Компания-производитель Erich Кrause, которую я уже упоминала в основном работает с канцтоварами и товарами для офиса, но у них есть хороший набор профессиональных художественных карандашей, вот такой. Линейка линейка мягкости/жёсткости здесь достаточно большая от 5H до 5B. В принципе, она тоже подходит для ученических работ, но как профессионал знаю, что иногда нужны и очень твердые, и очень мягкие карандаши. Их придётся добавлять к основной линейке самостоятельно, покупать поштучно.
Lyra – немецкая марка. У них есть 3 основных направления: карандаши для детского творчества (эконом вариант – Lyra Osiris и Lyra Colors). Они дешевые и комфортные для начинающих художников (школьников). В средней цене есть Lyra Ferby, целая линейка, различающаяся по твердости и по дизайну. Есть цветные детские карандаши для более серьезных художественных работ. И есть профессиональная линейка, отличающаяся по цене.
У Lyra есть отличные угольные карандаши – Lyra Negra.
Я люблю карандаши производителя Hatber, у них хорошее соотношение «Цена/качество», качество здесь не уступают карандашам Koh-i-Noor. Бренд кампании Hatber немецкий, но производство расположено в Китае, тем самым удешевляется себестоимость товара, оставляя то же качество. Немцы присматривают и полностью контролируют производственный процесс, поэтому за небольшие сравнительно деньги (1 коробка карандашей стоит от 100 до 150 руб.) можно получить очень хорошие карандаши.
Есть ученическая серия средней мягкости (упаковка красного цвета), в каждой упаковке несколько карандашей, так же, как и в пластиковом наборе карандашей Koh-i-Noor. И более профессиональная серия (упаковка чёрного цвета) с твердостью до 8В. В каждой коробке 12 карандашей.
Если сравнивать производителей Hatber и Koh-i-Noor, то Koh-i-Noor – линейка более твёрдая. То есть, если взять карандаши одинаковой маркировки 2В, то у Hatber цвет будет на 2-3 тона темнее, чем у Koh-i-Noor. У Hatber вся линейка чуть мягче, чем среднестатистическая.
Производитель Faber-Castell – у него есть 3 линейки: зеленые – для студентов, это более бюджетная версия; красная линия - школьные карандаши; и чёрная линия – для профессионалов с максимально мелким помолом графита. На сегодняшний день – это самый удачный и комфортный вариант для профессиональных художников. У них есть и бюджетная линия, за счёт производства в Бразилии снижается цена. Грамотная маркетинговая кампания делает даже таких производителей-гигантов очень близкими к народу.
Русские марки карандашей существуют, но не могу сказать про них ничего хорошего. Есть завод имени Красина, они выпускают линейку карандашей «Красин» и у них есть в производстве знаменитые советские карандаши «Конструктор». Карандаши этого производителя продаются как поштучно, так и наборами. Качество у них не очень хорошее: дерево бывает с сучками, чуть-чуть попадает смола, скалывается, точится не очень комфортно, попадаются крошки в графите.
Производитель Berlingo – английская марка, их производство тоже в Китае. Они на российский рынок только заходят, поэтому цены достаточно приятные.
О производственных особенностях карандашей.
Любой деревянный карандаш состоит из двух частей: на производстве грифель отливается отдельно и потом режется, само дерево делается из двух половинок, которые потом склеивают и наносят поверх дерева краску или лак. Поэтому характерно, что сколы идут именно по линии склейки двух деревянных фрагментов, карандаш также может развалиться на две половины, либо стержень графита не очень хорошо держится внутри. Это всё дефекты. Такие дефекты замечала у поштучных карандашей Koh-i-Noor и «Конструктор», поэтому обязательно обращайте внимание при выборе карандашей.
Теперь давайте посмотрим, как это все применимо на практике. Сегодня у нас будет детская тема. Все линии и пятнышки, которые здесь есть, сделаны карандашом одной мягкости. Это говорит о том, что карандаш очень пластичный, что грифель очень качественный. Карандаш может работать как жирной линией, так и мягкой, едва касаясь бумаги, может давать насыщенное пятно, может давать острую линию (это дает заточка).
Видно, что на щечках, например, линии мягко сделаны, карандаш бумаги чуть-чуть касается, и за счет распределения нажима на карандаш щечки как раз выявляются. А вот на обводке руки видно, что линия проведена несколько раз уверенным нажимом, при этом карандаш ведет себя органично (не царапает, не шершавит, не растирает бумагу) и дает красивые равномерные штрихи, если нужно – с наполнением тона.
Правильный карандаш даёт одинаково хорошо и тушёвку, и штриховку. Посмотрите внимательно на лицо и волосы ребенка, кое-где используется тушёвка мягкая, а где-то жесткая штриховка, при этом карандаш работает в обоих случаях одинаково хорошо. Также в ноге есть немного тушёвки (первый слой положен рыхлым штрихом). Это тоже сделано карандашом одной мягкости.
Если мы возьмем диапазон разной мягкости, то представьте какой шедевр можно сделать. Именно так ведет себя качественный карандаш, и, конечно, он не оставляет глубоких борозд на бумаге, от которой тоже много зависит. Но обычно художники, в основном используют ватман плотностью 200-250 г/м. Если хотите эфир по бумаге, мы можем сделать отдельный обзор по бумаге: чем она отличается, насколько важны плотность, рыхлость, цвет и прочее.
Хотите эфир по бумаге? Поставьте плюс если хотите, минус если не хотите. Вот то что делает собственно рисунок уникальным.
И давайте еще глянем на карандашный рисунок «тональный». Вот, смотрите, здесь карандаши разной мягкости использованы. Будет сейчас бликовать, прошу прощения, на сколько я могу показать на столько показываю, у меня камера к сожалению, снимает только таким образом.
Вот смотрите здесь примерно диапазон, на сколько я помню, от H до 5 или 6B. Карандаши разные были, и они дают и вот этот бархатный серый, серебристый, что характерно для простых карандашей, серебристый тон, который тяжело передается в видеозаписи и на фотографии. Мягкий нежный переходы из тона в тон, и вот эту равномерную сеточку штрихов, которая моделирует форму с нажимом, с толщиной, с утемнением.
И, конечно, если у вас диапазон карандашей большой, лучше использовать разные наборы для разных целей, может быть, и сочетать их в одном рисунке, и использовать разные карандаши, разной мягкости в одном рисунке. Поэтому, комбинировать, конечно, стоит и качественные карандаши они делают свое дело. Смотрите на сколько глубина тона хороша, неравномерно, нерадикально черная, красивая темная, не выглядит черной дырой. Это значит будет большое богатство и серых, и темных, и средних, и светлых, что для рисунка конечно очень важно, особенно для рисунка академического, о котором мы будем говорить в субботу.
Приглашаю, пользуясь случаем, кто сейчас смотрит эфир и взрослых, и подростков, которые собираются поступать в эту субботу будет в час эфир по академическому рисунку, отличия его, возможности его, требования к нему, все что касается его. На экзамене сдаем именно академический рисунок, и в ВУЗ, и в училище, и в художественную школу даже уже теперь тоже.
Вот мои дорогие друзья, собственно, все, что я хотела рассказать по карандашам. Сейчас хорошая идет выставка в галерее «Стены». Она в центре находится на Мамина- Сибиряка, сейчас точно адрес не скажу, поищите, или я могу где-нибудь написать у себя. А давайте я на нее схожу и сделаю отчет и вас зазову туда. Очень классная выставка академического художника современного Николая Блохина. Там представлена и живопись, и графика. Графика в области рисунка, именно карандашного рисунка и рисунка углем.
Там можно посмотреть, как мастер обращается с профессиональными карандашами и какими средствами он это все отображает. Художник крутейший, у нас в стране не много таких мастеров, как один преподаватель говорил «мастерюг», которые умеют это делать. Он вообще, чтобы доказательство моих слов какое-то было, это не вкусовщины, это общепризнанный, много лет преподавал в Академии имени Репина в Санкт-Петербурге. Это Академия художеств, старейшее учебное заведение у нас в стране, которое именно культивирует академическую грамоту, сохраняет ее. Ему более 250 лет.
Групповой поход нужен? Не вопрос. Надо договориться и сходить.
Я видела анонс, очень впечатляет. Если будете смотреть в интернете кто это такой там есть два художника Блохина: Валерий и Николай, это разные авторы, они не родственники. Так что нам нужен сейчас, в контексте нашей беседы, Николай Блохин. Смотрите обязательно и в живую, потому что графику надо смотреть в живую. Не все листы фотогеничны, не все передает наша техника, которая нас сегодня подвела.
Художников, мастеров графита их много. Из современных авторов, помимо Блохина, ну как современных, кто-то уже ушел в мир иной, но считаются светского периода, считаются классикой и все адаптировано для современного зрителя, в сравнении с классикой 19 века: Петр Митурич, замечательный автор, у него много карандашных рисунков, именно графитом выполненных. Очень мощных, энергетически заряженных, знаковых. Там не столько академизм, где форма в пространстве, пробует технические разные способы рисования.
Очень здорово, я настоятельно рекомендую, поищите в интернете много. У него сын, Май Митурич, крупный художник, иллюстратор детский и жена у него такая интересная, творческая. Обязательно посмотрите. Настоятельно советую. И конечно художников графиков можно посмотреть. Рисунки Репина банально, его знает каждый со школы и с садика. Но технически рисунки, которые он карандашом выполняет совсем не то чему нас учили, что в нас закладывали с детского возраста классическими картинами, где Иван Грозный убивает своего сына или запорожцы, или бурлаки знаменитые. Рисунки живее интереснее, эмоциональнее, советую.
Из моих учеников, из всей моей базы педагогической, много было звездочек, которые графической техникой владели. Сейчас очень люблю работать с Викторией Кулебякиной, мне очень интересно как она развивается. Я даю азы, а Вика делает еще по-своему и какой-то авторский замысел закладывает и помимо хорошего качественного выполнения учебного задания, она еще очень много работает дома и у нее интересные работы получаются авторские.
Что мне нравится, что не смешивается школа и творчество, сильного сплава нет, и школа не влияет на ее мышление художника, хотя делает его сильнее лучше и мастеровитее. Если вам интересно, то я покажу после эфира в сторис пару работ. Вика, надеюсь вы мне разрешите это сделать. Правда с такими звездочками работать очень интересно, в каждом стараюсь углядеть что-то индивидуальное свое и это свое развивать помимо того, что мы осваиваем академическую грамоту и азы постигаем.
А постигаем мы на курсе рисования с нуля, в первую очередь, хотя приходят туда уже бывает люди опытные не совсем нулевые, но даже для них курс является стартовой площадкой. И есть отдельный курсы по карандашу, где мы занимаемся исследованием разнообразных техник и возможностей карандаша, то что я вам называла какие требования должны быть, какие возможности могут быть, какие сами способы нанесения пудры карандашной, графита на лист, это мы все технически пробуем осознанно, разрабатываем, анализируем на занятиях на наших, все это применяем и работы получаются иногда очень прям выставочные, очень интересные.
Приглашаю на наши курсы «Азбука рисования простым карандашом», это курс для новичков подойдет вполне, или для тех, кто самоучки, удобный вариант, 10 занятий всего и там хорошая теоретическая база и много необычной практики, мы не сюжеты рисуем не яблочки, цветочки, котиков, а пробуем черным по белому, белым по-черному, линиями, пятнами работать. Такого плана курс. И есть курс «Техники рисунка», где глубинно техники современных мастеров смотрим и пробуем какие-то приёмы у них взять, манерность разную изучаем, способы рисования. Так что очень рекомендую, приходите.
Сейчас идет запись на вторую половину января, уже на месяц вперед мы записываем и мест все меньше становится. Я понимаю почему, людям очень хочется зимой заниматься творчеством. Поэтому успевайте, я буду рада вас видеть. Если какие-то вопросы остались пожалуйста мне напишите в чат, я на них постараюсь еще ответить.
Вижу вопросов пока нет. Видео в записи скорее всего будет, я очень надеюсь. И я его постараюсь сохранить и на Ютуб и в Инстаграм.тв, чтобы оно у нас было, и вы могли пересмотреть эфир. Всем спасибо за активность. Была рада увидеться. До следующего нашего свидания. Тему мы еще проговорим отдельно. Спасибо, Эдуард, я рада что вы с нами. Увидимся. До встречи. Творческих вам успехов.
Чтобы заказать курсы в Екатеринбурге или видеокурсы напишите нам в Whatsapp +79221157574 или на емайл jotto-brand@yandex.ru
Если вам понравилось эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. Покупайте у нас онлайн курс "Рисование с нуля до портрета" https://ekaterinakryukova.ru/shop/courses/videocourses/onlayn-kurs-risovaniye-s-nulya-do-portreta подробности по ссылке.