Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Нарисовать большую картину маслом с нуля. Почему это плохая идея? Часть 2.

7). Для большой картины требуются знания композиции.
  Я уже писала в одной из статей, что перерисовка с фотографии - это ещё не картина, а обычное копирование фото. Картина задумывается, создаётся, просчитывается художником. В ней нет ничего случайного, всё выверено и имеет свой смысл: каждый цвет, каждая форма, каждая деталь и персонаж.

Какое впечатление будет производить картина на зрителя - радостное, печальное, возвышенное, ужасающее; каково отношение художника к изображаемому на картине - он восхищён героями, он сочувствует героям, он поражён красотой и изяществом или хочет передать силу духа персонажей… Всё это решается при помощи композиции.
    Не путайте композицию и компоновку: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/komponovka и https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/kompozitsija. Это очень разные вещи. Владение композицией позволяет художнику не только грамотно располагать предметы и объекты в листе, но и сделать это так, чтобы внимание зрителя распределялось на картине особым образом, выявлять главное и подчинять ему второстепенное, при помощи цвета, формы и пространства в картине передавать авторскую идею, для выявления основной идеи художника использовать подходящую стилизацию и многое другое.

   Композиционная грамотность говорит о профессионализме художника, а картина написанная маслом с учётом композиционной структуры и принципов композиции мощна по своей энергетике, особо привлекательна для зрителя и не надоедает, даже если висит на одном и том же месте долгие годы - это уникальные секреты мастерства, делающие картину настоящим произведением современного искусства, а не просто банальной перерисовкой понравившегося сюжета один в один с фотографии. Чем крупнее формат картины, тем важнее и обязательнее владение основами композиции. Без них картина будет вялой, полной неудачных случайных пятен и деталей, маловыразительной и неприятной для рассматривания.

8). Начинающему художнику сложно рассчитать свои силы, время на рисование картины, энергозатраты.
    Даже взрослые мужчины, выходя после урока живописи, говорят, что на написание небольшого этюда пришлось потратить почти все силы, они устали, вспотели, им было сложно, что уж говорить про девушек и подростков (надеюсь, вы прочитали в прошлой статье, почему детям нельзя рисовать маслом: https://jotto8.ru/blog/narisovat-bolshuju-kartinu-maslom-s-nulja-pochemu-eto-plohaja-ideja-chast-1). Да, живопись, особенно живопись маслом, очень энергозатратна. Это работа художника, а любая работа требует вложения сил, времени, энергии. Энергии особенно. Ведь даже физически заполнить краской большой холст не такое уж лёгкое занятие, а если наносить краску на холст особым образом, осознанно, продумывая и просчитывая каждый мазок?

   Только со стороны (в фильмах и книгах) кажется, что рисовать маслом - это так легко и романтично. Чтобы картина получилась красивой, яркой, реалистичной, придётся постараться, выложиться, ведь именно вложенной энергетикой, интересной идеей, мастерским исполнением привлекают зрителя шедевры живописи со всего мира. В написании собственной, даже первой картины важно то же самое.
    А если сразу рисовать маслом на большом формате, можно и вообще не закончить картину, устав, испугавшись, расстроившись. Может не стоит искушать судьбу и начать с чего-нибудь попроще? Ведь в школе ученики не сразу начинают читать “Войну и мир”: сначала изучают буквы, учатся складывать их в слоги, затем в слова, потом читают небольшие тексты в несколько предложений, сказки и короткие повести, а через несколько лет упражнений и повторений, приступают к рассказам и романам. В изобразительном искусстве так же.

9). Большой размер картины требует обобщений, а в масле это делать нужно особым образом.
  Завершая картину, художник несколько раз проверяет и обдумывает, соответствуют ли авторской идее все её части. Нужен ли тот или иной фрагмент, не отвлекают ли детали от главного. Ни одна красивая мелочь не должна разрушать общую концепцию, каждый элемент картины обязан находиться строго на своём месте и не мешать рассматривать картину зрителем.
    Масляными красками обобщения делают соответствующими приёмами: лессировка, сухая кисть, смахивание (когда сырая краска просто смахивается тряпкой). Делать это стоит умеючи, прекрасно понимая, что без подчинения второстепенного главному никуда.
  Как правило, начинающие художники перенасыщают холст деталями. Они считают, что мастерство художника кроется в точном, детальном, скрупулёзном копировании натуры. Это не так. Такие супердетализованные картины рассматривать очень тяжело, особенно неподготовленному зрителю. Когда каждый кусок картины, каждая деталь (цветочки, веточки, камушки, веснушки и прочее) написаны с одинаковым вниманием, одинаково тщательно, они вступают в конкурентную борьбу друг с другом за внимание зрителя. Сложно определить, что было важным, что именно хотел показать художник своей картиной в первую очередь.
    Кроме того, начинающим художникам бывает просто жаль убирать или ослаблять красивые удачные места на картине для подчинения главному деталей. Так случается часто, с этим просто нужно смириться. Важен не удачный кирпич на стене, а положение этой стены относительно всей архитектуры, не отдельный цветочек в букете, а общая форма букета и ощущение цветочного аромата, не реснички на глазу, а выразительный, осмысленный взгляд портретируемого.
  На большой картине всё это заметно особенно.

10). На картине важны не сами предметы и объекты, а пространство между ними, чередование плоских и объёмных форм и прочие профессиональные тонкости.
  Да, именно изобразительная грамота даёт понимание внутренней конструкции, объёма и формы, изменения цвета в зависимости от освещения, среды и положения объекта относительно художника (и зрителя), ракурсных сокращений, перспективы, в том числе и воздушной, соразмерности, цветовой гармонии и прочего, прочего, прочего. Без неё любое произведение, даже нарисованное профессиональными масляными красками выглядит детским рисунком.

   Художник думает, осмысливает увиденное, а не просто располагает на плоскости холста то, что имеет конкретное название (руки, ноги, деревья, облака, фрукты, цветы и многое другое). Как мелодия состоит из нот и звуков, кино состоит из череды продуманных кадров, а рассказ из особым образом сложенных в предложения слов, картина складывается из набора задач и идей, преломлённых через компетенции художника. Этому нужно учиться, последовательно и точно. В двух словах не объяснишь. Поэтому, за одно-два занятия живописью нарисовать большую картину маслом не то что бы невозможно, но маловероятно. В любом случае, результат может оказаться не тем, каким ожидался.
  Чтобы построить дом, придётся изучить основы строительства, чтобы сочинять музыку, следует освоить нотную грамоту и композицию, чтобы связать свитер, помимо спиц и пряжи нужен навык расчёта петель и рисунка, умение равномерно распределять ряды. Для того, чтобы создать что-либо, нужно получить знания, умения и навыки в этой сфере, а это требует времени, сил, финансовых затрат и терпения. Изобразительное искусство не исключение. Для начала разбираемся что здесь и как, а потом уже претендуем на шедевр.

    Писать маслом, безусловно, очень интересно и заманчиво. Но не нужно торопить события и бросаться в омут живописи с головой, рассчитывая только на врождённые способности и удачу. Хотя бы начальные, базовые знания, умения и навыки необходимы художнику, как впрочем, и грамотный наставник, помогающий успешно пройти через дебри профессиональных терминов, понятий, ситуаций и задач. Не зря в начальных и средних художественных учебных заведениях сначала обучают рисованию простым карандашом (основы формообразования, объёма, компоновка и прочее), а затем водорастворимыми красками - акварель, гуашь. И формат рисунков предлагают не большой - от А4 до А2 (на старших уровнях). Осваивать, изучать законы смешения цветов, получения цветовых гармоний и колористического единства, умение намешивать необходимый оттенок минимумом цветов, показывать изменение цвета предметов под воздействием цвето-воздушной среды удобнее на более дешёвых и менее сложных технологически художественных материалах. 250 лет академического художественного образования в России тому подтверждение.
  А масляные краски и огромный холст просто подождут своего часа. Придёт и их черёд. Всему своё время.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин