Каждый третий ученик, приходящий в нашу художественную школу заявляет, что не хочет учиться рисовать долго, а желает сразу нарисовать большую картину маслом. Желательно за 1-2 занятия. Так, чтобы дома на стенку повесить и всем хвастать, что он это сам нарисовал. Ох, мои дорогие!
Невозможно сесть и написать симфонию для оркестра с нуля, невозможно создать художественный роман без опыта и соответствующей подготовки, невозможно изобрести механизм, не имея опыта. В живописи то же самое. Существуют мастер-классы по маслу для начинающих, но это скорее проба сил и материала, чем создание полноценной картины (чем отличается мастер-класс по живописи от курса рисования я писала в статье: https://jotto8.ru/blog/chto-vybrat-kursy-risovanija-ili-master-klassy-po-zhivopisi-zachem-nuzhny-master-klassy ).
Но на мастер-классе и формат работ небольшой, и технология масляной живописи подаётся примитивно (если вообще рассказывается), и знаний, умений, навыков практически не даётся - просто повторяй за художником, и время занятия ограниченно 3-4 часами (да и не высидит начинающий художник больше, тут привычка нужна). Словом, не всё так просто.
Я распишу подробно, почему большую картину маслом писать не стоит, по крайней мере, пока вы решили заниматься рисованием серьёзно.
1). Размер не имеет значения.
Большая картина - не значит, что она хорошая и ценная. Даже в собраниях музеев полным-полно истинных шедевров живописи, размером не более 40х50 см. Всё потому, что картина ценна не размером, монументальностью, масштабностью, а качеством самой живописи: умением обращаться с цветом, грамотно распределёнными фактурами, качеством гармонизации цветов и тонов в картине (не просто перерисовать с фотографии максимально точно, а создать приятную для глаз цветовую гармоничную среду на холсте), передачей настроения в картине, глубины пространства, точной реалистичной передачей объёмов, форм, пропорций предметов и объектов и прочее. Всё это называется изобразительная грамота.
Такой грамоте художника нужно учиться, долго и старательно. За один-два урока освоить азы рисования маслом не получится. А чем крупнее размер картины, тем лучше видны ошибки, недочёты и слабые стороны начинающего художника. Вы ведь хотите картину, а не просто красочную мазню? А если учиться рисовать, осваивать изобразительную грамоту неохота, то проще купить готовую картину у мастера. Проще, удобнее и дешевле, особенно если это не особо именитый и мастеровитый художник. Даже самый лучший учитель живописи тут не поможет, просто поверьте.
2). Масляная живопись сложна технологией.
Просто научиться смешивать цвета в масле - ещё далеко не всё. Каждая масляная краска имеет свой химический состав и не все краски возможно смешивать друг с другом. Существуют специальные таблицы смешения масляных красок - художники учат их наизусть, чтобы работать над картиной спокойно, продуктивно и осмысленно, не отвлекаясь на технические сложности. Нарушение технологии смешения красок ведёт к изменению цвета на картине со временем, потемнению и помутнению красок. В большинстве случаев, этот процесс необратим. Ко мне нередко приходят ученики после мастер-классов по маслу из разных студий и школ с просьбой помочь: картина почернела, потрескалась, стала тусклой, матовой и серой, позеленела и т.д.. Но, увы, если технология масляной живописи не соблюдалась изначально, то процесс изменения не остановить.
То же касается и использования качественных разбавителей для разведения красок - я писала о том, чем правильно разводить масляные краски здесь: https://jotto8.ru/blog/chem-razvodit-masljanye-kraski . А такой серьёзный подход требует правильной, долгой просушки каждого слоя картины, соблюдения порядка нанесения слоёв краски, где даже степень густоты слоя имеет значение (смотри подробно об этом в статье https://jotto8.ru/blog/posledovatelnost-v-zhivopisi-maslom-kak-risovat-masljanymi-kraskami-chast-1 ).
Способы нанесения масляной краски на холст тоже разные и многообразные - от густоты, прозрачности, фактуры мазка и характера наложения краски зависит то, как будет выглядеть конкретное место на картине. Этому тоже нужно специально учиться, пробовать, изучать и нарабатывать приёмы рисования маслом и их взаимодействие в картине. Это не так просто как кажется, за раз не освоить.
3). В масляной живописи опыт важнее, чем просто знания и понимание.
С первой попытки шедевр не создать. Мастерство художника растёт от картины к картине. И если сразу получилось не совсем то, что хотелось, это не значит, что нет способностей к рисованию или учитель вам что-то не так объяснил. Это значит, что начало вашей художественной деятельности такое, далее будет лучше и лучше, просто навыки требуют усвоения. Пробуем, рисуем маслом ещё и ещё, с каждой попыткой картины будут получаться красивее и интереснее.
Поэтому для начала лучше выбрать небольшой формат и краски попроще, гуашь или, в крайнем случае, акрил. Они и дешевле и проще в применении - на них проще освоить азы работы с цветом, простые живописные приёмы и средства. А уже натренировавшись в живописи водорастворимыми красками, можно переходить на живопись маслом.
4). Масляные краски аллергичны и токсичны.
Именно поэтому не рекомендуется рисовать маслом детям (попридержите свои родительские амбиции - здоровье детей дороже!). Даже разбавитель без запаха для масляных красок пахнет. А уж про классический “тройник” для разведения красок и лаки для живописи я вообще молчу. Сами краски тоже сильно пахнут, во время сеанса живописи это очень хорошо ощущается. У чувствительных людей случаются головные боли, недомогания. Знаю случаи аллергии на масляные краски в виде высыпаний на коже и опрелостей. А уж про людей с астмой и заболеваниями сердца и говорить нечего - для них просто вдыхание паров от висящей на стене свеженаписанной картины опасно. Берегите себя.
Поэтому сто раз подумайте, нужно ли вам заниматься масляной живописью. Не ведитесь на моду и престиж. Картина ценна не этим, не материалами, используемыми для её создания, а мастерством художника. Маслом или не маслом нарисована картина (акрилом, гуашью, темперой, акварелью и т.д.) - не важно. Важно, как она сделана, трогает ли она зрителя, соответствует ли критериям мастерства. Но об этом делее.
5). Большой размер картины подразумевает высокую точность исполнения, грамотную реалистичность изображения (вы ведь не абстракцию собираетесь писать) и выверенность каждой части.
Начинающему художнику всё это соблюсти вместе и сразу не получится. Даже если художник уникально талантлив от природы, важно владеть хотя бы азами психологии зрительского восприятия (чтобы зритель смог прочитать ваш посыл, верно понять и интерпретировать изображение), законы перспективы (линейной, воздушной, тональной), светотени, анатомии и прочим. Именно на большой картине хорошо видна нехватка академической или реалистической школы рисования. Именно не обоснованный общей идеей картины, характером изобразительных средств и сюжетом большой формат выдаёт дилетанта и подчёркивает беспомощность художника в передаче изображаемого. Не надо так.
Хотите просто красивую картину для дома - купите, хотите научиться рисовать маслом большие красивые картины - начинайте с малого, учитесь долго и старательно, работайте вместе с педагогом. Процесс этот не быстрый, затратный, сложный, но интересный. Бывает, что случайно сразу всё получается хорошо и здорово, но в искусстве случайности не допустимы. Да и где гарантия, что получится всё сразу хорошо?
6). Большая картина маслом - большие расходы, финансовые и временные.
Помню, когда я училась в институте, мама одной из студенток сильно возмущалась по поводу того, что на материалы художника и вообще на художественное образование нужно очень много денег и если бы она раньше это узнала, то не пустила бы дочь учиться рисованию ни за что. Это действительно так. Масляные краски дороги сами по себе - один тюбик стоит от 70 до 800 рублей. Причём это краски отечественных производителей. Таких тюбиков, чтобы заниматься полноценной, грамотной технологически живописью маслом, нужно порядка 30 разных. Плюсуем сюда холсты разного размера и качества (естественно, чем качественнее, тем дороже), палитру (лучше 2 - для пленэра и для рисования в мастерской), разбавители, лаки, кисти (щетинные и синтетические, разной толщины, размера, длины ручки, плоские и круглые), и прочие удобные мелочи, как то: кистемойка, мебельный степлер, щипцы для натяжки холста, рамы для картин, мольберт и этюдник (понадобятся оба), кассетник для переноски этюдов, в идеале - нежилое помещение под мастерскую (чтобы не вдыхать пары и ароматы масла круглосуточно), система хранения и просушки картин (полки, стеллажи и т.д.) + стоимость работы учителя живописи, учебники живописи и книги по теории и истории изобразительного искусства… Всего не перечислить. А если умножить всё это на годы учёбы?
И, конечно, обучение рисованию требует временных вложений: нужны годы ученичества, годы практики и самосовершенствования, годы постоянной практической деятельности - у всех разные задачи и врождённые способности к живописи, поэтому сложно сказать, сколько конкретно времени понадобится, чтобы рисовать картины маслом самостоятельно и легко. Классическая система художественного образования (художественная школа - училище - вуз) состоит из 3 блоков по 5 лет каждый (5 - 5 - 5 лет, соответственно). Не каждый такое выдержит. Поэтому, лучше сразу определиться, стоит ли шкурка выделки и готовы ли вы к такому испытанию себя, может, действительно, проще купить картину у художника и не мучиться?
Кстати, даже на написание одной большой картины нужно 10-15 часов времени (для кого-то больше, для кого-то меньше) и, разумеется, достаточно много масляных красок. Так что написание одной большой картины - это тоже не дешёвое и очень долгое удовольствие.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)