5). Изобразительные средства и приёмы в академическом рисунке ограничены, творческий свободный рисунок комбинирует и создаёт новые изобразительные средства, приёмы, возможности.
Чтобы легче оценить учебный рисунок есть специальные критерии. Приёмы рисования тоже имеют значение. Нужны именно: академическая штриховка, живая, разнообразная, но не слишком эмоциональная линия, тонировка. Творческое самовыражение и поиск собственного стиля рисования тут не допустимы и просто-напросто мешают выполнению поставленных учебных задач.
В творческом рисунке выразить чувства и эмоции можно фактурами и приёмами рисования. Разнообразные техники рисования их художественные материалы тоже подойдут, как нельзя кстати. Чем оригинальнее сам графический язык рисунка, тем свежее и интереснее выглядит конечный результат. Для выставочного графического искусства такая свобода использования средств и свободных приёмов графики поощряется только в контексте авторской идеи. Если оригинальная задумка усилена и ярко реализована необычной штриховкой, пустыми свободными пятнами чистого листа, грубой фактурой и прочим, то художественный образ в рисунке складывается (по крайней мере в одной своей составляющей), а значит на художественную выставку такой рисунок возьмут. Само по себе необычное рисование из серии ”а я ещё и вот так могу“ не подойдёт. Это всего лишь проба собственных графических возможностей, но не готовое произведение современного выставочного искусства.
6). Академический рисунок строго систематизирован и сегментирован по жанрам, категориям, видам, в творческом рисунке такое распределение условно.
Виды академического рисунка чётко обозначены: линейный, линейно-конструктивный с условной светотенью, светотеневой, тональный (подробно я о них писала в статье - https://jotto8.ru/blog/chetyre-osnovnye-vida-risunka-vidy-risunkov ). Основные жанры рисунка тоже сформированы на протяжении многих десятилетий и даже столетий: натюрморт, портрет, пейзаж, полуфигура, фигура человека, интерьер и некоторые другие. Также существует классификация академических рисунков по технике исполнения - рисунок простым карандашом, углём (и другими мягкими материалами), тушью и прочими графическими художественными материалами. По задачам академический рисунок делится на композиционный, пространственный (глубокое и неглубокое пространство), конструктивный, сквозной и др.. Исходя из этих видов и типов, учебный рисунок выполняется и оценивается.
В свободном рисовании может быть всё, что угодно: смешение жанров (например, животное в интерьере), сочетание техник и приёмов (часто смешивают акварель и карандаш, уголь и сангину, простые и цветные карандаши и многое другое), видов рисования в одном рисунке (часть изображения нарисовано тонально, часть линейно, использование свето-теневой моделировки сочетается с плоскостными абстрактными формами). Ради выражения авторской идеи художники активизируют все возможные средства и, разумеется, о соответствии каким-то нормативам здесь не может быть и речи.
Сразу оговорюсь, что владение изобразительной грамотой не отменяется, ведь чтобы выразить на бумаге в рисунке графическими средствами то, что хочется, нужно уметь рисовать это правильно, следуя традициям учебного реалистического или академического рисунка. Без навыков, знаний и умений нарисовать что-то достойное невозможно.
7). В академическом рисунке есть чёткие критерии оценки, в творческом рисунке объективная оценка проблематична.
Школа академического рисунка неспроста следует некоему системному канону, последовательности шагов в обучении рисованию, строгому соблюдению норм, законов и правил реалистического рисования. Это не только позволяет художнику изображать видимый мир максимально близко к натуре (похоже, реалистично), но и дисциплинирует художника. А по соответствию критериям можно оценить мастерство и прилежание ученика. Насколько полно выражен объём в том или ином рисунке, как положена штриховка, выявляет ли она форму предметов и в какой степени, точны ли пропорции лица, грамотно ли распределены цветовые акценты? Из этих вопросов касательно учебных рисунков и формируются баллы оценки - чем точнее выполнена задача, чем грамотнее художник, чем лучше он контролирует свои эмоции и полнее анализирует натуру, тем лучше. Оценка выше, рисунок качественнее.
Творческие современные рисунки если и оцениваются, то совершенно по-другому. Здесь важно соответствие формы содержанию (как и что изображено, связана ли основная идея рисунка и его визуальным воплощением), композиционная грамотность, богатство изобразительных возможностей, экспрессия. Но такие академические требования и характеристики рисунка, как выявление формы и объёма, передача пространства, “похожесть” модели, точная перспектива, здесь не работают. Отсюда и сложности с оценкой качества такого рисунка. Отсюда и некоторое недоумение рядового, неподготовленного зрителя при просмотре таких авангардных, оригинальных работ на выставках и в сми.
8). У академического рисунка учебная функция, у творческого - авторское решение, креатив.
Чтобы сразу предотвратить разделение рисунков на “хорошие” и “плохие” (некоторые определяют качество рисования и степень “хорошести” и “плохости” рисунка по тому, похоже или непохоже изображение на оригинал, и считают, чем больше рисунок похож на фотографию, тем лучше), скажу, что в рисовании ничего не создаётся просто так. Каждая работа рисуется для чего-то, а для чего именно определяет сам художник и условия, в которых он рисует. Учебный академический рисунок нужен для освоения изобразительной грамоты, чтобы научиться изображать вещи, людей, пространства такими, как мы их видим, близко к реальности (не путайте с перерисовкой фотографий, не так всё просто!). Владение изобразительной грамотой (длительная и качественная работа с живой натурой) поможет в реализации собственных творческих задумок. А здесь уже вступает в свою силу современный авторский подход к рисунку, свободное рисование.
Одно без другого не существует, но и смешивать задачи и функции академического и современного творческого рисования не стоит.
9). Академический рисунок показывает как нужно рисовать, творческий - как можно рисовать.
Если академический рисунок имеет чёткие и ясные критерии создания, оценки, сравнения, то свободный творческий рисунок опирается только на волю автора. Любой эксперимент в учебном рисунке может помешать выполнению поставленной задачи, а значит делает результат работы непредсказуемым. Согласитесь, это не самая лучшая политика при освоении профессии (а ведь учебный рисунок существует именно для этого, правда?). Творчество же без эксперимента, спонтанности и новизны не существует. Поэтому в оригинальных авторских экспериментальных рисунках так хорошо отражаются возможности интерпретации увиденного художником. Ведь одну и ту же модель можно изобразить по-разному, подчеркнуть не только её внешние характеристики, но и внутреннюю суть, характер, передать своё к ней отношение.
10). Академический рисунок выполняется по строгим правилам в определённой последовательности, а творческий - как угодно.
Традиционные для академического рисунка построения формы (не рисуем, как видим, а выстраиваем объект с учётом ракурса, пропорций, объёма и пространства), моделировка объёмов, прорисовка от общего к частному, выверенность и промерка частей по отношению к целому (рисуем не на глаз, а строго и точно замеряем и сравниваем части изображаемого друг с другом особым образом, как на модели, так и в рисунке). Точное соответствие натуре, ясность конструкции, грамотное распределение тонов в рисунке, академическая штриховка по форме и другие важные средства и приёмы академического рисования, правила рисования, последовательность этапов отличают учебный рисунок от всех прочих видов рисования.
В творческом рисунке можно делать всё, что нравится, поступать как угодно для достижения задуманного художником. Можно рисовать от куска или от детали, штриховать лист тоном целиком, а затем выбирать светлые места ластиком, заполнять рисунок постепенно от одного угла к другому, по диагонали, справа-налево… Важен сам результат, а какими средствами он получен, значения не имеет.
Рисунок рисунку рознь и учебный рисунок в корне отличается от свободного, творческого и по целям, и по задачам, и по форме и содержанию, и по внешнему виду. Именно поэтому мы, прежде чем записать нового ученика в нашу художественную школу, спрашиваем, для чего он хочет научиться рисовать: для будущей профессии или в качестве хобби. Исходя из этого основного запроса подбираются обучающие программы, ставятся задачи в рисовании, создаются графические работы. Понимая, что именно хочется рисовать, для чего и как этому научиться, очень легко двигаться по пути художника. А отличать учебные рисунки от современных произведений искусства начинающему художнику просто необходимо, чтобы здраво оценить и проанализировать не только качество своего рисования, но и многообразие графических работ, которые создаются другими художниками.
Творческих вам успехов, дорогие друзья, и качественных рисунков!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)