Когда я училась в художественном училище, мы обязательно выполняли такие домашние упражнения, как копирование рисунков студентов Академии Художеств имени Репина, которые привозили поступившие выпускники училища. Копировали и портреты, и натюрморты, и фигуры - одетые и обнажённые.
Сотни рисунков, выполненных карандашом, мягким материалом, тушью: всевозможные аккуратные штрихи, пятна, линии. Считалось, что прилежное копирование образцов воспитывает вкус, изящество манеры рисовальщика, гармонию пропорций, “чувство листа”.
Конечно, рисовали мы всё это с разной степенью прилежания - с натуры-то рисовать намного интереснее. Но упражнение дало свои плоды. Постепенно, у нас, студентов, появилось понимание, какие изобразительные средства использовать, чтобы получать нужный результат: где растушевать край, где усилить звучание линии, где добавить мелкую жёсткую штриховку, где поставить яркий акцент или блик. И работы некоторых студентов училища преобразились.
Любой профессиональный художник знает, что рабочий рисунок - это не самоцель, а точное выполнение поставленной задачи. Например, рисуем не просто фигуру человека, а передаём особенности анатомического сложения мужской фигуры со смещённым центром тяжести. Уже интереснее, правда? Или, например, изучаем в рисунке ракурсное сокращение формы торса с передачей движения мышц. Вообще, целый космос! А изобразительные средства графики (линии, пятно, штрих) в этом помогают художнику.
Применяются разнообразные приёмы рисования, по-разному фиксируется главное и второстепенное, акценты расставляются каждый раз по-иному. Получается, что для разных целей и задач, особенно в учебном, исследовательском рисунке, нужна определённая иерархия видов рисования. При помощи линии, к примеру, освещение модели не изобразишь. Для этого существует классическое деление на четыре категории.
Вам может понравиться статья "Как научиться рисовать? Последовательное ведение работы над рисунком."
ЧЕТЫРЕ ВИДА РИСУНКА.
1) Линейно-конструктивный (линейный, линеарный).
Как видно из названия, основное изобразительное средство здесь - линия. Она может быть разной толщины, наполнения, тона, фактуры, но в таких рисунках используется она одна. Так рисуют архитектурные конструкции, сквозные построения, детальный разбор на простейшие геометрические формы и их элементы: плоскости, эллипсы, поверхности. Словом, такие рисунки наиболее полно и чётко объясняют и демонстрируют конструкцию предметов или объектов, нередко показывая их видимыми (насквозь, в разрезе), с достроенными элементами, логически поясняющими строение формы. Как правило, этот вид рисунка используется наиболее часто начинающими художниками на занятиях рисованием, чтобы научиться анализировать объём и форму, проекции модели, исследовать её особенности, а не просто срисовывать то, что видим.
И, да, рисовать и срисовывать это разные вещи. Логика в рисунке обязательна. Люди не сведущие, иногда полагают, что конструктивный рисунок - это всего лишь стадия работы над рисунком тональным. И да, и нет. Линейный рисунок может существовать и сам по себе, если автор ставил задачу именно изучить конструкцию предметов и пространство между элементами. В любом случае, такой рисунок должен выглядеть законченным: все линии разные по нажиму и толщине, в зависимости от положения в пространстве (чем ближе к зрителю, тем шире и темнее), все элементы простроены насквозь (с осевыми, эллипсами и дроблением на плоскости) и нарисованы с разной степенью проработки (основные формы - более подробно и скрупулёзно, дополнительные - обобщённо). Внимание зрителя должно быть сконцентрировано на самом главном.
2) Линейно-конструктивный рисунок с условной светотенью.
Всё вышеупомянутое справедливо и для этого вида рисунка, но кроме сквозного рисования, художник здесь показывает и степень освещения элементов формы, и их положение по отношению к источнику света. Особенно эффектно это выглядит при рисовании портретов и натюрмортов. У нас, в художественной школе, на занятиях рисунком, мы применяем конструктивное построение с условной светотенью при изображении предметов сложной формы (утюг, самовар) или архитектурных элементов (розетка, капитель, балясина). Такой способ рисования помогает не запутаться в линиях построения и обобщить сложную конструкцию.
3) Свето-теневой рисунок.
Такой вид рисунка помогает моделировать форму предмета тоном, выявлять при помощи полутени и светотени вообще объём предметов и их общую тональность (тёмное изображаем тёмным, светлое светлым). Фон в таких рисунках остаётся белым или легко заштриховывается, без выявления разницы тона предмета и фона в разных участках рисунка. Фон условен. Такие рисунки хорошо передают задуманное, постановочное освещение объекта при работе с натуры и помогают добиться реалистичности изображения при помощи штрихов и пятен. Так часто рисуют портреты, фигуру человека на уроках рисования в школе или колледже, одинокие предметы и объекты.
4) Тональный рисунок.
Это самый длительный по скорости исполнения и самый любимый, особенно начинающими художниками, вид рисунка. В нём изображение передаёт не только форму, объём, окраску, материальность предметов, но и их расположение в пространстве с учётом свето-воздушной среды. То есть в рисунке с помощью тона передаётся степень освещения предметов и объектов, их удалённость друг от друга и источника света, фактуры, характеризующие их поверхности, степень важности изображённых элементов, рефлексы их друг на друга и влияние среды на предметы. Фон в таких рисунках тоже живой - но не просто заштриховывается, а пульсирует, подчёркивая светлоту или темноту не только самих предметов, но и их частей. Сравните разные участки тона фона на этом рисунке и вы поймёте, для чего это делается.
Таким образом тональный рисунок передаёт все оттенки тона изображаемого объекта, видимые человеческим глазом один в один. Это не значит, что в тональном рисунке нужно рисовать всё подряд от верхнего левого края до нижнего правого, как принтер. На то он и рисунок, а не фото, чтобы подчеркнуть то, что особо тронуло художника, расставить акценты, списать (то есть не слишком активно, чуть небрежно прорисовать) всё вторичное, обобщить весь рисунок, в соответствии с поставленной задачей, в единый графический узел. Как-нибудь я подробно покажу на наглядном примере способы ведения рисунков всех четырёх видов поэтапно, чтобы было понятнее.
Современные художники очень часто комбинируют разные подходы к рисунку, сочетают некоторые классические типы рисунков в одной работе для наиболее полного выражения своей авторской идеи. Это очень интересно. Иногда даже захватывающе. Но на этапе обучения лучше отказаться от подобных экспериментов, чтобы не потерпеть неудачу и не разочароваться в своих попытках научиться рисовать. Ведь любой профессиональный художник уже прошёл длительный ученический этап и усвоил то, что сейчас отрабатываете в своих тщательных штудиях вы, дорогие начинающие художники. Помните, что учебный рисунок - это, в первую очередь, изучение модели, а не самовыражение художника. И в этом случае подход “а я ещё и вышивать могу, и на машинке тоже”... - не самый лучший вариант.
Планируйте результат своих занятий рисованием, ставьте одну основную цель, три максимально соответствующие ей задачи (не более!) , продумывайте заранее, какой из четырёх видов рисунка вам для этого лучше всего подойдёт - и результат будет превосходным, вот увидите. Рисунок будет эффектен, интересен, а главное понятен зрителю. Желаю вам интересных экспериментов в рисунке, новых открытий и неожиданных приёмов рисования. Рисуйте больше.
P.S. А какой вид рисунка у вас самый любимый? Напишите в комментариях. Буду рада увидеть и ваши рисунки тоже.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. Покупайте наш курс "Рисование с нуля до портрета на заказ" в Екатеринбурге.