Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Я уже умею рисовать… но...

  Есть такая красивая притча о лучшем художнике. Учитель Хинг Ши пришёл как-то в один город в Китае, где проходил конкурс лучших художников. Многие мастера съехались в это место, чтобы поделиться своим мастерством и попытать счастье. Много прекрасных и достойных картин было представлено, судьи трудились честно и основательно, но так и не смогли присудить победу лучшему художнику, потому, что не могли выбрать единственного неоспоримого победителя из двух великолепных художников.

Правитель города узнал в толпе мудреца Хинг Ши и предложил ему разрешить спор. Мастер попросил каждого из художников посмотреть внимательно на свои великолепные, безупречные произведения и найти в них ошибки, а потом рассказать об этих ошибках. “Ваши картины совершенны”, - сказал он, - “но всё же, найдите в них нечто недостающее или искажённое”. “Я смотрю на своё полотно и совершенно не вижу в нём изъянов. Я долго и трудолюбиво шёл к этому результату многие годы, совершенствовал своё мастерство, изучал природу, упражнялся в рисовании, слушал своего учителя - сейчас я достиг вершины мастерства”, - сказал первый художник. Второй же, оглядев свою картину, ответил: “О, мастер, я вижу столько ошибок в своей работе, что даже и не незнаю, с которой из них начать”. “Вот победитель в состязании”, - сказал учитель Хинг Ши, указывая на второго претендента. “Но, мудрейший”, - возмутился первый художник, - “неужели лучшим живописцем окажется тот, кто допускает ошибки в живопис? Неужели не тот, кто познал совершенство?” На что мудрец ответил: ”Тот, кто достиг пика своего мастерства, увы, не сможет развиваться далее, а значит, не сможет явить миру ещё более великолепные произведения, его творческий путь окончен. А тот, кто видит свой дальнейший путь, кто способен найти изъяны в своей работе, будет стремиться к совершенству дальше, будет развивать свой ум и мастерство. Тот, кто ещё не достиг своего максимума и равен по силам состоявшемуся мастеру - великий и лучший художник. Он победитель в соревновании”.

  Красивая и поучительная история, да? Мне часто задают вопросы художники разного уровня, обычно начинающие и самоучки, и на эти вопросы быстро, в двух словах не ответить. Например, какие краски смешивать, чтобы получить цвет моря; как нарисовать портрет, чтобы было похоже; как красиво нарисовать руки и так далее. А на моё встречное предложение пойти на курсы живописи или рисунка, чтобы научиться рисовать, отказавшись, они обижаются. “Я уже умею рисовать”, - говорят они, - , вот только…” Мастер ищущий волшебный секрет, подобен мастеру, не видящему недостатков в своей работе. Волшебной таблетки в обучении рисованию не существует. Нет приёма, решающего вашу задачу. Тут нужен серьёзный труд, необходимые знания, умения, навыки и много, много практики. Если бы всё было бы так просто, великих художников было бы пруд пруди, но их - единицы на столетие.

  Я умею рисовать - так может сказать только выдающийся, гениальный мастер, такой как Рембрандт или Леонардо, но они не были столь самоуверенны, чтобы озвучить это утверждение. Когда художник перестаёт самосовершенствоваться, учиться, исправлять недочёты в своей работе - он останавливается на достигнутом. Это максимум его возможностей. И этот максимум у всех разный. Одного таланта недостаточно, нужен ещё характер и приложенные усилия. Судят по конечному результату, а не по таланту - картины, рисунки, эскизы, росписи - доказательство качественности и профессионализма. И оценить эти способности могут только профессионалы: искусствоведы, профессионально образованные художники, педагоги, подготовленные ценители - люди, получившие специальное художественное образование, разбирающиеся в тонкостях мастерства многих авторов, в том числе и классических, проверяющие все изученные положения на практике.

 Мастерство художника наиболее непредвзято и точно может оценить только профессионал в области живописи, а не родители и друзья и не тётя Шура из соседнего подъезда. Даже разные профессиональные художники находятся на разных стадиях мастерства: есть специальные критерии оценки ошибок и недочётов, достоинств и неожиданных успешных решений задач в картине, на сравнении это хорошо видно (напишу об этом отдельно), поэтому даже “похожесть”, в портрете не самое главное, а правильно и точно намешенный цвет может не спасти всю картину. Не цветом единым измеряется художник. Мастерство - это не только точное соответствие натуре (как фотография) и создание чего-то необыкновенно красивого, свежего, верного. Не всё так просто: существует и эстетика безобразного, например, также есть сюжеты, не существующие в реальности.

  Художник учится всю свою жизнь. Вместе с жизненным опытом, он приобретает сначала реалистическую или академическую грамоту в рисовании, в зависимости от задачи. Затем, он многие годы шлифует своё мастерство, нарабатывает личные техники живописи, манеру рисунка, учится стилизовать и выражать свои мысли в живописи, создаёт художественные образы, долго и кропотливо ищет свои сюжеты и темы в творчестве, применяет новые материалы, как правило, насчитывается несколько творческих и жизненных этапов, разных, отличных друг от друга, этапов исследования, развития, новых открытий. Невозможно всю жизнь заниматься одним и тем же. Даже у самых успешных и коммерчески востребованных современниками художников такие этапы были. Например: расписывал, расписывал Ренуар тарелочки, получал за это неплохие деньги - грех жаловаться. Но захотелось чего-то нового - начал занятия станковой живописью: пейзажи, а затем и композиции с людьми начал писать. Картина за картиной, наскучили автору сюжеты, понял он, что самое волнующее для него - девушки с его полотен. И новый творческий этап начался в его биографии - портретная живопись. И снова есть повод вставать по утрам, есть чему радоваться, есть в чём совершенствоваться, даже если сидишь в инвалидном кресле. Почитайте биографию мастера, в ней есть над чем задуматься.

  Нет пределов совершенству художника, как нет в искусстве правил, стандартов, условий. Даже оценка произведений искусства в денежном эквиваленте условна и существует только потому, что хоть как-то нужно великие шедевры оценить и застраховать. А сколько стоит, скажем, этюд Шопена? А голос Марии Каллас? И в живописи так же.

  У современных авторов выход один - постоянно работать, развивать мастерство художника, улучшать уровень рисования, изучать и применять новые техники рисунка, приёмы живописи, искать и исправлять ошибки в работах, выбирать новые пути развития творчества. А если новая работа хоть немного будет лучше предыдущей, то вы на правильном пути. Удачи вам, начинающие художники, ведь все мы начинающие, правда?

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин