Была у нас в художественном училище такая история, её потом долго вспоминали как анекдот из жизни. Во время урока живописи на первом курсе все писали натюрморт, вернее все, кроме Фёдора - у него было много дел вне класса. На постановку уделялось достаточно много часов, можно было распределить силы и основные задачи во времени.
Фёдор и распределил: сделал подготовительный рисунок и помчался по делам. заходит он в класс через час, а преподаватель делает обход, с каждым разговаривает о компоновке, цветовом строе, ошибках в рисунке. Доходит дело и до нашего героя.
- Вот, тут я хочу сделать вот это алое яблоко, а фон будет чуть темнее, чем в натюрморте. Тут будет алюминиевый чайник, я его хочу детально прорисовать. А вот эту драпировку хочу написать фактурно-пёстрой.
- Ну, хоти Фёдор, хоти…
Конечно, одного желания мало, чтобы что-то сделать, что-то получить, создать, добиться, успеть, научиться, суметь и так далее, нужно просто делать. Для начала, нужно начать, заложить крепкий фундамент вашей мечты, нарисовать хоть что-то. А потом продолжить: рисовать ещё и ещё. Не нужно всем рассказывать, что и как вы собираетесь нарисовать - просто рисуйте.
Но есть ещё небольшой нюанс: делать что-либо важное стоит осознанно, а не просто, чтобы сделать. И рисовать тоже. Поставили себе цель научиться рисовать карандашом: купите хорошие карандаши и практикуйтесь в рисовании в разных техниках карандашом. Хотите писать красками, пожалуйста, начинайте: наносите мазок за мазком, изучайте разные техники живописи, тренируйтесь самостоятельно и под руководством учителя. Ставьте конкретные задачи и цели и достигайте их: изучайте колорит, форму, живописную или графическую манеру, а не просто бездумно срисовывайте сюжет с чьей-то картинки или фотографии. В этом поможет работа с натуры: сама модель будет подсказывать вам, что рисовать - игру теней, красивый силуэт, эффектное освещение. Есть масса историй о художниках, которые исследовали мир именно таким образом. Например: совершенно разные по стилю и характеру Серов, Коровин и Левитан, нередко вместе работали с натуры и каждый находил в ней что-то своё, особенное. Дисциплинированный Серов уделял внимание общему колориту, характеру, форме; эмоциональный Коровин - цветовому настрою, жизнерадостности, игре цвета и бликов; меланхоличный Левитан - гармонии и лиричности изображаемого. Он даже нередко плакал от того, что очень чутко и вдохновенно переживал эти состояния природы или красоту детали, например, такое чудо, как цветущий куст. Эмоциональное восприятие и осознанность того, что и как рисуем, творят чудеса.
Кроме того, нужно делать своё дело постоянно, если хотите получить результат. Что будет, если пропускать тренировки в спортзале? А если целый месяц туда не ходить? Правильно. В рисовании всё так же. Чтобы красиво и правильно рисовать, чтобы вообще научиться хорошо рисовать, нужно это делать постоянно, без долгих пауз и перерывов. У художника не бывает каникул, как и у музыканта. Однажды ко мне пришёл папа одной моей юной ученицы и заявил: “Весной дочь могла нарисовать череп по памяти, а осенью уже не может, я её проверял”. Замечу, что ребёнку 12 лет, и с весны она на занятиях в художественной школе не появлялась. “Летом рисовали?” - спрашиваю. “Нет, отдыхали - каникулы же”. Естественно, ребёнок не только всё забыл, что изучали: правила конструктивного рисунка, анатомию, саму технику рисования карандашом, так ещё и навык, вырабатываемый долгими месяцами, утратился. Пришлось, начинать всё с начала. Даже профессиональные художники после долгого перерыва в рисовании, дают себе период для восстановления навыков, скорости, мастерства, а уж начинающим этого нельзя допускать и подавно. Также, если хотите научиться красиво и качественно рисовать, помимо практических упражнений, стоит следить за основными тенденциями в том виде изобразительного искусства, который вам интересен: гиперреализм, технические, дизайнерские рисунки, скетчи, живопись маслом, рисование акварелью или акрилом и многие другие. Нужно постоянно учиться и развиваться - творчество “живое”.
И, конечно, если сомнения: “рисовать - не рисовать” всё ещё вас терзают, стоит сесть спокойно, ещё раз обдумать все “за” и “против” и, наконец, принять решение - буду рисовать или нет. Метания и прерывания, а потом начинание с начала - самое худшее, что происходит с начинающими художниками. Это одна из типичных ошибок начинающих художников. И иногда лучше вовремя отказаться и не тратить нервы, лучше не надо. А уж если “Хочу не могу”, если спите и видите себя рисующим, наберитесь мужества, примите решение раз и навсегда и больше никогда к этому вопросу не возвращайтесь. Должна же быть хоть капля мужества, даже у совсем юного художника!
А уж если решение принято, придётся взять на себя ответственность за занятия, обучение рисованию, качество рисунков. “Научить нельзя - научиться можно”, - говорил один мой учитель. Даже самый лучший учитель рисования не сделает вашу работу за вас, вам придётся прикладывать усилия. Однажды к нам пришла мама с дочкой-абитуриенткой. “А ваш диплом об окончании художественной школы гарантирует, что она поступит в ВУЗ?” А сами-то как думаете? Экзамены же всё равно придётся сдавать, а это специальные экзамены по рисунку, живописи, композиции - даже ЕГЭ тут не поможет. Так что учиться вам придётся, а не просто посещать уроки рисунка и живописи. Мы в студенчестве ещё и после занятий оставались, выставляли в ряд все рисунки и обсуждали совместно ошибки и достоинства рисунков друг друга, учились не только у педагога, но и друг у друга, и у самих себя (ведь существует множество возможностей самопроверки рисунка на ошибки, как-нибудь поговорим об этом отдельно). Ну, и требовательность к себе и качеству своей работы ещё никому не помешала.
Сейчас на службе человечества огромное количество разнообразных технологий, возможностей, средств получения информации, облегчения её “переваривания” и усвоения, возможностей обучения рисованию, в частности, тоже. Если задаться целью, можно горы свернуть: Youtube, социальные сети, книги (в том числе и электронные), презентации, журналы, блоги, чек-листы, фотографии поэтапного рисования и так далее - всё вам в помощь. Поэтому, помимо традиционных занятий с учителем (а это обязательно!), начинающему художнику просто необходимо искать новые возможности обучения рисованию: подсматривать приёмы мастеров в картинах в музее, просматривать видео, мастер-классы по живописи, слушать лекции и интервью с художниками, самыми разнообразными, пробовать повторить то, что увидел, осознал, то, что заинтересовало у конкретного автора, посещать мастерские профессиональных художников, задавать им вопросы, читать периодику по изобразительному искусству и авторские монографии, собирать альбомы с репродукциями, копировать картины мастеров и многое другое.
Как видите, помимо желания, придётся приложить ещё и массу старания, сосредоточиться на самом главном для вас - рисовании и следовать проложенному курсу постепенно, медленно, с высоко поднятыми парусами и быть готовым к ветрам, штормам и ливням. А как же без них? Ведь они не только закаляют характер, но и совершенствуют мастерство и формируют уверенность в себе и своих силах. Так, что вперёд, к новым горизонтам, начинающие художники!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. Покупайте наш курс "Рисование с нуля до портрета на заказ" в Екатеринбурге.