Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Классический академический рисунок и современный рисунок, в чём разница? Часть 1.

   Несмотря на то, что принципы рисования сохраняются в неизменном виде десятилетия и столетия, внешние характеристики рисунков и их стилистика меняется со временем. Кроме того, использование разнообразных видов карандашей и авторский подход, манера художников, индивидуальный творческий стиль, приёмы рисования и задачи меняются во времени и от индивидуальных предпочтений.

   Я уже не раз писала о современных тенденциях в рисунке и о классической академической манере рисования, сегодня я проведу параллели между ними и выявлю различия. Это необходимо начинающим и продвинутым художникам, чтобы ориентироваться в многообразии школ рисования и приёмов, уметь отличать авторскую манеру и стилизацию от требований академической школы рисования и, в соответствии с полученными выводами, вырабатывать свой подход к рисунку, сообразный цели и задачам в каждом конкретном случае.

   Академический рисунок за всю свою историю претерпевал изменения и дополнения в методике преподавания, внешних незначительных характеристиках, этических и эстетических стилистических особенностях, связанных с историческим периодом, гражданской общественной позицией и идеалистическими устремлениями. Но неизменными остаются формальные требования к академическому рисунку, как то: цельность восприятия рисунка, композиционная грамотность, владение изобразительной грамотой, знание анатомии, перспективы, острое художественное видение и многое другое.

   Сегодня академический рисунок выступает в роли основной учебной дисциплины в процессе освоения профессии художника или дизайнера, а также некоторых смежных областей - архитектуры, строительства, ДПИ и других. Творческий рисунок художников имеет другие задачи. Вместо классической реалистической передачи формы в пространстве посредством тона и линии, он создаёт креативные образы, формирует оригинальность мышления и мировосприятия художника и отображает суть авторского замысла и идеи сюжета. Сравним академический и творческий рисунок по разным критериям и выявим различия.

 1). Академический рисунок исследует форму, свет, объём, пространство, а творческий показывает отношение автора к объекту.

   Учебный рисунок изображает предметы и объекты такими, какими их видит человеческий глаз, максимально точно, реалистично, учитывая принципы зрительского восприятия действительности. Отступление от этих принципов и законов ведёт к искажению реальности изображаемого, а значит, академическим такой рисунок назвать уже будет нельзя. Творческий современный рисунок изображает не то, как выглядит предмет или объект, а то, чем конкретно он привлёк художника и почему. Такой рисунок, как правило, экспрессивен, свободен в изобразительных средствах, подвержен стилизации и деформациям ради общей идеи. Например, художник волен лишать объёмности некоторые части изображения ради привлечения внимания зрителя к объёмным, фактурным частям; он может соединять в одном изображении тональное и линейное рисовальное начало, использовать не классические приёмы рисования - растирки, тампование, грубый штрих и прочее.

2). Академический рисунок создаёт целостное представление о предмете в среде, а современный творческий рисунок уделяет внимание характерным особенностям модели. 

    Разница в том, что академический рисунок изображает объекты и предметы в рисунке такими, какие они есть, стараясь максимально соответствовать реальной действительности. Творческий же рисунок выявляет и преувеличивает (иногда достаточно сильно) характерное, уникальное, особенное, необычное - то, что выделяет данную модель из ряда аналогичных, усиливая и подчёркивая это. Такая графическая гиперболизация делает рисунок острым, гротескным, смелым и, разумеется, уникальным по манере рисования и авторской идее. Если в общих словах резюмировать, академический рисунок передаёт то, как предмет выглядит, а творческий - то, как он понимается.

3). Академический рисунок решает конкретные осмысленные задачи, а творческий - выражает спонтанное авторское видение. 

    В любом учебном рисунке такие задачи обязательны. Они точно прописываются при создании учебного плана для художественных школ, училищ и вузов. Задачи в рисунке вполне конкретны и понятны, часто они повторяются для рисования разных сюжетов - от простых (геометрические тела, простые по форме предметы натюрморта) до сложных (портрет и фигура человека).

    Задачи художника в академическом учебном рисунке ставятся посильные и соответствующие определённому уровню освоения изобразительной грамоты. Например, передать освещение предметов посредством тона, передать глубокое пространство в рисунке интерьера посредством линейного решения и прочее. В творческом рисунке задачи также могут быть ярко выражены, но они, как правило, далеки от традиционных. Передать движение фигуры, используя разнообразные графические и композиционные средства, создать впечатление раздробленности изображения путём мелких линий и плоскостей. Все задачи творческого рисунка нацелены не на выявление и анализ формы в пространстве, а на создание интересного, эмоционального визуального образа, какими средствами это будет сделано - не важно.

4). Академический рисунок базируется на строгих правилах и закономерностях, творческий - ищет новые, необычные решения.
  Для создания академического рисунка художник изучает законы тепло-холодности, психологию и теорию цвета, основы перспективы и принципы зрительского восприятия. По компоновке, штриховке, наложению фактуры и цвету мазков видно, владеет ли художник изобразительной грамотой и насколько он ею владеет. Оценить рисунок по конкретным строгим каноническим критериям легко. Они передаются из поколения в поколение (от ученика к учителю) в неизменном виде всё время существования академической системы обучения изобразительному искусству.

     Творческий современный рисунок не использует эти в некотором роде догматические знания, навыки и приёмы в чистом виде (изменяет их по мере надобности) или совершенно отказывается от них для наиболее быстрого и точного выражения собственных мыслей, эмоций, чувств. Этот отказ происходит не из-за каприза или лени изучать фундаментальные основы изобразительной грамоты, а для раскрытия своей основной идеи более полно и глубоко. Многие художники, действительно, легко и непринуждённо создают образные работы, не используя многочисленные построения и точно соотнесённые части предметов в среде (построения в рисунках есть, но они не очень подробные) https://www.instagram.com/p/B0LIg6-A3UP/ , но есть и такие, кто уводит свои работы в некую манерность изображения, когда форма (как положены штрихи, мазки, цвет и т. д.) становится важнее содержания (то, для чего создавался рисунок или картина) https://www.instagram.com/p/ByE8p69nyoU/ . В последнем случае у художника есть шанс попасть в ловушку самолюбования и формализма.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин