Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Чёрный цвет в живописи: за и против. Часть 2.

Использовать или нет чёрный в живописи решает художник - это определяется в зависимости от задачи. Например, для усиления яркости и сочности спектральных цветов в декоративной живописи отлично подойдёт чёрный цвет. Приём наложения мазков чистой краски на чёрный холст отлично работает и создаёт красочное разнообразное великолепие. Благодаря чёрному фону все цвета выглядят более яркими и контрастными. Этот приём подробно описан и проиллюстрирован в книге о цвете Вики Макмарри.

   Также художники используют вкрапления чёрного в яркую цветную живопись для усиления звучания чистых цветов. На чёрных тенях и обводках во многом держится декоративная живопись. Например, в этой картине “Октябрь в Ереване” чёрный низ создаёт иллюзию тяжести и незыблемости плодородной земли, которая уравновешивается простором неба и яркими, налитыми солнцем, фруктами - всё вместе отлично передаёт ощущения праздничности, торжества, радости, полнокровности жизни.

Чёрный цвет - мощный символ печали, горя, страха - всего, что связано с негативными эмоциями. Даже в таком прямолинейном прочтении чёрный цвет не всегда используется в чистом виде, иногда достаточно затемнения или замутнения оттенка, чтобы вызвать отрицательные эмоции у зрителя. Обычно, так откровенно “в лоб” художники чёрный цвет не используют, но в любом правиле есть исключения. Например, искусство художников-символистов вполне укладывается в эту простую схему. Франц фон Штук в своих мрачноватых картинах использовал чёрный цвет как раз для передачи почти животного мистического страха. Особенно это хорошо читается в его работах “Голова Медузы” и “Люцифер”.

    В традиционной русской иконописи тёмные силы тоже нередко написаны чёрной краской, для противопоставления одеждам святых и ангелов и цвету божественного сияния. Встречаются также красные черти - цвета Гиенны Огненной - но это скорее подтверждает правило контрастно-символического изображения добра и зла. Дело в том, что на заре символической живописи художники различали и использовали только 3 контрастных цвета - красный, белый и чёрный. Все остальные цвета существовали только как вариации изначальных и практически не использовались, дабы не разрушать мощный цвето-тональный и смысловой контраст (девочка в красной шапочке пошла в лес с белым горшочком маслица в корзинке и встретила чёрного волка). О древней символике цветов и магии чёрного цвета, а также о его использовании в разные эпохи в искусстве, моде и быту хорошо написал Мишель Пастуро в книге “Чёрный: история цвета”

Чёрный цвет - это не только траур, но и протест, обособленность, элитарность. И не только в живописи. Вспомните игру “Что? Где? Когда?”: какой цвет доминирующий? Он и в одежде знатоков, и в элементах дизайна и в самом интерьере студии, а всё вместе - абсолютное ощущение закрытого элитарного клуба. Художники романтической направленности (18-19 века в Европе и Америке) одели своих героев в чёрное, чтобы подчеркнуть их отрешённость от реального мира, сосредоточие на собственных мыслях, интеллект. Хорошо иллюстрирует эту мысль картина Каспара Давида Фридриха “Странник над морем тумана”

Персонаж, даже отвёрнутый от зрителя лицом (откровенное игнорирование принятых обществом правил хорошего тона), демонстрирует незыблемость собственных принципов. Он так же монументален, как скала под ним и так же контрастен обществу, как камни по отношению к воздуху.

 А как прекрасен романтический портрет Н.В.Кукольника кисти Брюллова! Вот она - духовная сила в чистом виде. А ведь несмотря на лаконичный чёрный силуэт всей фигуры, на картине можно найти множество оттенков тёмных и чёрных цветов - даже в этой категоричности есть некое трепетание и порыв.
    Даже такие откровенно протестные вещи, как “Крик” Мунка или “Большевик” Кустодиева не обошлись без мощного чёрного, ведь он так хорошо выражает демонстративно-обособленную позицию по отношению к среде и другим героям картины

Чёрный цвет выражает духовность и постоянство убеждений. Ассоциации со священнослужителями, врачами и юристами, носившими лаконичные чёрные одежды вплоть до XIХ века, придаёт чёрному цвету особую силу. На картинах художников  это отразилось напрямую. Например, Нестеров, стремящийся отразить в живописи силу русского духа и православной веры, часто изображает монахов, послушниц, схимников, одетых в чёрное. В живописной среде его картин чёрный, один из основных цветов - цвет покоя, внутренней силы и сосредоточенности, неспешности.

   Духовность, чистота образа, тонкое ощущение бытия - вот что привлекает зрителя в картинах художников прошлого (увы, современным авторам этого достичь не получается: сентиментализм, драматизм, эпатаж на уровне китча, выхолощенный эстетизм - что угодно, только не духовность наполняют большинство художественно-живописных работ за некоторым исключением). Чёрный, именно правильно подобранный чёрный как ни один другой цвет усиливает этот настрой. Просто вспомните автопортрет юного Рафаэля, и вы поймёте, о чем я говорю.

   Как видите, сам по себе чёрный цвет вполне неплох: и технически и идейно он может применяться в живописи в разном качестве, количестве и вариациях. И если на этапе обучения рисованию с чёрной краской стоит обращаться аккуратно, заранее продумывая, нужен ли такой подмес, то во время творческой художественной работы чёрный цвет полно и мощно помогает выразить основную художественную идею. Как и любой другой цвет, чёрный - выразительное средство живописи. Он не плохой и не хороший - он такой, какой есть. А использовать чёрный цвет, как по мне, так просто необходимо, как и любой другой. Просто глупо отказываться использовать какой-либо из цветов, ведь именно в едином многообразии всех цветов и красок заключена тайна живописи. Уберите один - и всё разрушится.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин