Чёрный цвет, как абсолютная темнота в живописи встречается достаточно часто. Если внимательно рассмотреть картины мастеров прошлого, вживую, разумеется, можно найти многие градации и вариации чёрного цвета: от прозрачных сероватых до малонасыщенных тёмных оттенков.
Вибрирующий, не укрывистый, глянцевый чёрный часто встречается в фонах вокруг героев и одежде персонажей, в глубоких тенях и выразительных силуэтах. Но любой ученик художественной школы знает, что трогать кювету или баночку с чёрной краской категорически запрещено. Почему нельзя использовать чёрную краску в живописи? Зачем тогда нужен чёрный цвет, если ему нет применения?
Чёрный, как и белый, и бесцветные оттенки серого (смесь чёрной и белой краски) являются ахроматическими цветами. То есть, это не цвета в правильном их понимании, а тона - они отвечают за светлоту замеса, регулируют свето-тональные отношения на картине или в этюде. Это значит, что в чистом виде чёрный и белый цвета в природе не существуют, а лишь обогащают и усложняют оттенки и смеси хроматических (цветных) цветов.
Чтобы научить юных художников видеть множество цветов вокруг, тёмных и светлых, сложных, замутнённых, блёклых, педагоги-художники нередко запрещают использовать чёрную краску из банки чуть ли не под страхом смертной казни. Такая цветовая диета приучает намешивать самые разнообразные оттенки из цветных хроматических цветов, но не использовать их в чистом виде, а именно это и нужно, чтобы рисовать красками смело, хорошо, грамотно. Затемнение и замутнение цвета при таком подходе можно получить путём смешивания между собой дополнительных цветов (красный+зелёный, жёлтый+фиолетовый, оранжевый+синий) или подмесом более тёмных оттенков к менее тёмным (зелёный и фиолетовый, например, дадут в смеси сложный тёмный сине-серый, коричневый и фиолетовый сложатся в разнообразные бурые и прочее).
При грамотном дозированном использовании применять чёрный в живописи можно, но не в чистом виде.
Для усложнения оттенков и “усаживания” чёрного пятна в цветную среду этюда к чёрной краске подмешивают чистые спектральные цвета, соответственно цветовому решению работы. В этом случае чёрные участки будут выглядеть не обособленными чёрными дырами, а достаточно тёмными, но в меру цветными, гармонизированными оттенками. В живописи, как и в реальной действительности все цвета цветные (так видит человеческий глаз), и чёрный и белый в том числе.
Чёрный цвет выглядит по-разному и в зависимости от цветовой среды, окружающей его.
Рядом со светлыми или яркими оттенками чёрный будет казаться темнее и менее цветным - однородным, глухим, ахроматическим. В соседстве же с плотными, сложными оттенками чёрный выглядит менее прямолинейно - цветным тёмным. Поэтому цвет чёрного и его тональность могут варьироваться в зависимости от задачи художника и визуальной составляющей. Получается, что в живописи чёрный цвет не совсем чёрный, а доведённый до высокой степени темноты спектральный цвет. Качество этого цвета определяется общим колористическим решением работы. Ни один цвет или мазок не может оказаться случайным или чужим всему колористическому единству, и чёрные оттенки в том числе.
Чёрный в живописи не ахроматический, поэтому он тоже может быть тёплым или холодным.
Закон теплохолодности распространяется на все цвета и оттенки картины или этюда. В соответствии с положением оттенка в этюде, определяется качество его по шкале тепло-холодности. На свету или в тени находится чёрная часть модели? Цвет освещения тёплый или холодный? Соответственно сделанным выводам, подмешиваем к чистому чёрному цвету из банки нужные цвета и оттенки. Именно при таком подходе чёрные части предметов в живописи будут выглядеть объёмными, реалистичными, выглядеть едиными со всей цветовой средой и другими предметами и объектами, изображаемыми художником.
Подмешивать оттенки чистых цветов к чёрному нужно понемногу, чтобы не “заглушить” темноту открытым цветом.
Вообще, лучше поступить наоборот: постепенно, по капле подмешивать чёрный цвет к спектральному цветному. Так затемнение цветового оттенка будет набираться постепенно и регулировать его качество будет удобнее. Кроме того, расход красок для этюда будет оптимальным - не придётся выбрасывать много неудачных цветовых замесов, что ведёт к экономии материалов в работе художника.
Чёрный цвет из-за своей максимально низкой светлоты (сильной темноты) поглощает цвета и при замешивании тоже. Поэтому, при смесях быстрее и точнее можно получить требуемый тёмный оттенок, добавляя по капле чёрный к жёлтому, красному, синему и прочим цветам спектра. Не путайте затемнение (смеси цветных с чёрным) и замутнение (смеси цветных с серым) - это абсолютно разные возможности и качества цветовых замесов! Замутнение требуется для получения сложных, сероватых, малонасыщенных оттенков, а затемнение для создания цветных тёмных или чёрных цветов.
Чёрные картины.
Полностью чёрные картины или с преобладанием тёмных (но не категорически чёрных цветов!) встречаются. Это связано, прежде всего, с нарушением художником технологии живописи маслом или от ненадлежащего хранения и ухода за картиной. При некоторых некорректных красочных смесях полученные оттенки цвета могут изменяться (и чернеть в том числе). Например, таким образом пострадали картины Врубеля или Леонардо да Винчи
Название картины: «Мадонна Литта»
Картина написана: 1490—1491 г.
- эксперименты с красочными пигментами, нарушение технологии послойного письма, подмешивание в краску перетёртых минералов, драгоценных камней и других экспериментальных компонентов запустили случайные химические реакции. Даже мастеровитым и умным реставраторам это уже не исправить картины всё больше чернеют со временем.
Бывают случаи, когда художники намеренно используют чёрные и тёмные краски для усиления драматического настроя картины или подчёркивая контрастность или цельность образа (например, портрет Саввы Мамонтова кисти Врубеля
При этом, такие картины не обязательно могут быть мрачными (как у Гойи) или носить негативный характер (ассоциации с печалью, тёмными силами), хотя и таких вариаций в истории искусства много. Часто чёрные оттенки в картинах вообще не связаны с символикой, а выступают как нейтральные тёмные, подчёркивающие жизнерадостные цветные, например во “Всаднице” Брюллова
Всадница. 1832
Холст, масло. 291 × 206 см
чёрный конь и тёмные части пейзажа только усиливают нежность и хрупкость светлого (и в прямом смысле слова тоже) образа главной героини.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)