Наверняка вы не один раз видели - на картинах мастеров живописи, в фильмах о художниках - что живописец не сидит за мольбертом, а стоит. “Неужели так правильно, ведь это так неудобно: рисовать стоя?”, - спросите вы. И да, и нет.
Всё зависит от удобства и творческого метода самого художника. Нравится вам рисовать сидя, пожалуйста, делайте так, как удобно вам, хоть лёжа рисуйте. Ведь главное не то каким образом создаётся картина, а какой она будет в итоге. Вся “кухня” останется незамеченной, а картина, как результат работы живописца, предстанет перед зрителем. Настолько ли важно, каким образом она создавалась (не считая приёмов, изобразительной грамоты и авторской идеи)?
В большинстве своём, художники, действительно, рисуют стоя. Этому учат во всех профессиональных художественных учебных заведениях. Дело здесь не столько в физическом удобстве: ноги быстро устают, затекают спина и шея, если палитра тяжёлая и неудобная, руки устают не меньше. Для художника важен не физический комфорт, а удобство работы - рисуя стоя, можно чаще отходить и проверять работу на ошибки, наблюдать, как картина выглядит со стороны; стоя легко рассмотреть всю картину целиком, не вдаваясь в подробности и детали, а это помогает создавать цельное, органичное живописное произведение уже с первых мазков; рисуя стоя, художник не тратит лишнее время на поиск нужных материалов и инструментов - они всегда в зоне досягаемости. Ну, и это разминка для мышц, вполне неплохая, учитывая, что картина пишется в несколько сеансов по несколько часов. При рисовании стоя меньше шансов получить заболевания, вызванные сидячим образом жизни. Кроме того, при стоянии за мольбертом, хорошо ощущается течение времени, а это важно при работе с живой натурой (модель нужно вовремя отпускать на перерыв, давать ей передохнуть и размяться в течение сеанса живописи). Рисование сидя комфортнее, но в этом и ловушка - когда художнику максимально удобно, хорошо и уютно, он перестаёт погружаться мыслями и всеми силами в творческий процесс, расслабляется, отвлекается… Появляются посторонние размышления, желание поковыряться в телефоне (вдруг что-то в мире произошло важное?), вспоминаются срочные дела и прочее. Это серьёзно мешает осознанной творческой работе. При рисовании в положение стоя концентрация на живописи выше.
В основном, вертикальное положение художника за мольбертом обусловлено большим форматом картины. Вам наверняка известно, что чем крупнее картина, тем дальше нужно отходить от неё для рассматривания. При увеличении размера картины, покрытие зоны видимости человеческим глазом тоже должно увеличиваться, а это возможно только отдалением от объекта рассматривания на необходимое расстояние (угол зрения человека не меняется, меняется только расстояние от зрителя до картины - это расширяет видимую и воспринимаемую без искажений площадь обзора). Для художника, при создании картины, это тоже важно. Иначе могут появиться случайные деформации и искажения пропорций. Чем больше картина, тем чаще и дальше нужно отходить от неё во время написания, а это удобнее делать, если ты постоянно на ногах.
Условия мастерской также влияют на то, как именно работает художник: сидя или стоя (иногда даже использует подставки, скамеечки или лестницы для пущего удобства, чтобы дотянуться до нужных мест). Если мастерская маленькая, тесная или вы рисуете в специально отведённом углу в собственной комнате, особенно не разбежишься - удобнее работать сидя. Так и “площадь поражения” меньше - меньше шансов забрызгать или испачкать краской полквартиры, и на рабочее место художника никто не посягнёт - не натолкнётесь на мебель или домашних животных в пылу страсти к творчеству, да и для маленьких картинок большого отхода не нужно. Всё удобно и комфортно.
При наличии отдельной большой мастерской, можно поэкспериментировать и порисовать стоя на крупных холстах, я уверена, вам понравиться.
Кстати, на то, где и как именно вы собираетесь рисовать, влияет выбор мольберта для живописи. Понимая, какие картины и рисунки вы собираетесь создавать, и где будет располагаться рабочая зона художника, легко выбрать наиболее удобный мольберт. Подробнее про выбор мольберта и этюдника я писала в статье: https://jotto8.ru/blog/molbert-moj-drug-moj-obzor-molbertov-i-etjudnikov-kakoj-molbert-vybrat . Для небольшого места на рабочем столе в маленькой комнатке подойдёт настольный мольберт, для укромного уголка за ширмой или в специально отведённой комнате - мольберт-тренога. За ними, разумеется, удобнее работать сидя. Для полноценной мастерской художника с достаточно свободным пространством вокруг мольберта будет хорош профессиональный станок (мольберт) для живописи или акварельный столик. Конечно, при таких возможностях рисовать стоя самое оно.
В любом случае, художник сам волен выбирать, как и каким образом создавать свои произведения. А создать себе наилучшие условия для творчества реально, если тщательно продумать всё от и до, довести свою мастерскую до того уровня совершенства и удобства, какое необходимо вам самому. Ведь для кого-то в приоритете мягкий диван в зоне отдыха, а кому-то важно наличие многочисленных стеллажей для хранения, кому-то важно не захламлённое пространство вокруг рабочего места, а кому-то обилие инструментов и материалов в зоне досягаемости, поэтому выбирайте сами, как рисовать: сидя или стоя. И пусть победит творчество.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)