Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Когда пора заканчивать картину. История про бабкину юбку.

   Наверняка вы сталкивались с тем, что сложно остановиться в рисовании, отложить готовый рисунок и с чистой совестью и чувством исполненного долга перед собой и Отечеством, отправиться отдыхать. Всё время хочется ещё что-то поправить, дорисовать, переделать, улучшить…

И работа над рисунком затягивается ещё на пару часов, а иногда и на пару сеансов. Ведь ещё некоторые детали не закончены, форма плохо выражена, опять же цвет в рисунке не совсем тот - обычное явление для большинства художников. И часто случается так, что на месте одной картины или рисунка постепенно появляется другая, потом третья, времени на рисование затрачивается всё больше, а результата всё нет. И вместо серии работ наконец-то рождается одна единственная, вымученная, не самая лучшая и не особо удовлетворяющая самого автора.

    Бывает, надоевший неоконченный рисунок просто летит в урну и история реализации творческой идеи начинается заново. К слову, это не самый удачный вариант решения этой задачи, но об этом поговорим когда-нибудь в другой раз. К тому, чтобы понять, когда нужно остановиться в рисовании, чтобы не переделывать одно и то же и чтобы не испортить рисунок, лично я шла долго. Но после приключившегося со мной случая, всё встало на свои места.
  В бытность мою студенткой художественного училища, нам, студентам, посчастливилось несколько раз быть участниками выездных пленэров. Разумеется, это была не просто летняя практика - рисование на природе - но и наблюдение за работой наставников художников, общение и просто летние приключения. За 3 недели пленэра необходимо было выполнить важные задания: графические и живописные работы с натуры. Итогом всей поездки должна была стать продуманная, сочинённая, основанная на рисунках и этюдах с натуры композиция крупного формата. Сюжет, технику исполнения и жанр можно выбирать самим. А раз поездка была в духовный центр Урала - Верхотурье, то большинство студентов выбрали темой итоговой работы храмовую архитектуру и религиозные сюжеты. Я не осталась в стороне  - после ряда натурных этюдов белёных стен Кремля и Свято-Троицкого собора со всех сторон и ракурсов фрагментарно и целиком, логичной темой итоговой работы по пленэру стало паломничество.

   Конечно, за три недели рабочего материала накопилось много: зарисовки людей, детали каменной кладки, храм в разном освещении и состоянии дня и прочее. Всё это лежало передо мной на полу в углу спальной комнаты, где мы, студенты, коротали вечера в поездке. Последние 2 дня все старательно пыхтели над композицией. У меня как-то сразу всё не задалось. Сначала пришлось разворачивать храм на картине задом наперёд, потому что иначе он выглядел очень крупным светлым пятном совсем не в том месте, где хотелось бы - нарушалась структура композиции. Потом пришлось тусовать фигуры паломников на первом плане, чтобы распределить людей у храма задумано-произвольно: не выстраивать их в линию, как на параде, не располагать на одинаковом друг от друга расстоянии и симметрично, не делать их одинаковой высоты, размера, цвета и прочее, но при этом силуэты людей непременно должны образовывать единую ритмическую структуру. Потом настало время гармонизировать цвета в работе, а для этого пришлось объединять в сложную цветовую схему розово-сиреневые, голубые, зелёные и цветные серые оттенки. Словом, задачу я выбрала непростую.

    Мои друзья уже заканчивали свои композиции, пока я старательно выстраивала героев по местам, как театральную сцену. И когда большинство студентов забросили готовую живопись, собрали вещи и перед отъездом отправились на речку погулять, я обнаружила, что линия горизонта в моей работе делит всю композицию ровно пополам по горизонтали. А это значит, что придётся начинать всё заново, потому что просто приподнять или опустить всю архитектурную громадину с тщательно построенными в перспективе башнями, окнами, оградами и вратами просто невозможно.
    Но я человек упёртый и трудолюбивый. Не поспав ночь перед отъездом, я таки водрузила линию горизонта со всеми исходящими от неё направлениями и построениями на место, фигуры паломников заново расставила по местам, деревья и кусты логически и композиционно выверенно “рассадила” по краям картины. И началась работа с цветом… Отбывающая домой группа студентов веселилась, наблюдая как я пытаюсь “надышаться перед смертью” - дописываю композицию одной рукой, пакую вещи - другой. До просмотра (сдачи готовых работ) оставались сутки.

   В дороге удалось поспать пару часов, а по возвращении домой я снова взялась за живопись - хотя и вся ночь впереди, чего же время терять! И энергично принялась за дело. Заложила основные цвета в работе, прописала объёмы и формы частей пейзажа и героев, привела в порядок общий цвет и свет на картине, гармонично распределила цветовые пятна. 

    День завершался, наступили сумерки. Я отошла от работы, чтобы включить искусственный свет и ахнула: прямо в самом центре композиции, написанной светлыми радужными сиренево-оливковыми красками стоит бабка-паломница в тёмно-серой юбке, которая больше напоминает чёрную дыру, и разрушает всю мою цветовую, тональную и смысловую гармонию! Срочно переписать!!!

    Сказано - сделано. Юбка перекрашена в розовый цвет и теперь она выглядит белой дырой в цветном окружении. Так тоже плохо. Переписываю её заново, на этот раз в сиреневый цвет. Теперь она сливается с архитектурой и бабка выглядит безногим инвалидом - ну уж нет, социальная драма в моей работе не предусмотрена. Снова записываю многострадальную юбку ярко зелёной краской. Теперь моя бабка выглядит как фанатка acid house или диджей, только наушников не хватает! В какой же цвет покрасить юбку, чтобы выглядела органично, не вырывалась из контекста, колорита и композиционного единства!? За этими размышлениями меня застал папа, который под предлогом “попить чайку” уже не первый раз рысью пробегает мимо раскрытых дверей комнаты.
- Ну, и сколько времени ты её ещё будешь “мусолить”? Катя, оставь всё как есть и иди спать.
- Нет, мне немного осталось - докрашу юбку в нужный цвет и всё, работа окончена.
- На свежую голову закончить проще, ты уже устала. Была же нормальная серая юбка у нормальной, неприметной бабки! Ты её седьмой раз перекрашиваешь - не бабка, а светская львица какая-то! Смотри сама, теперь она почти Алла Пугачёва - в голубом балахоне и рыжих кудрях (это я решила вместе с юбкой поправить и платочек на бабкиной голове, но что-то пошло не так). Уже краска трескается и шелушится. Не жалеешь себя, так пожалей хотя бы гуашь и бумагу.
- Ладно, сейчас ещё немного поправлю - ещё 20 минут - и лягу отсыпаться.

    В пять утра, соскабливая очередной неудачный слой краски мастихином, я сдалась. Восстановила карандашный рисунок, замазала неудавшийся фрагмент нейтральным серым - юбка бабки приобрела вполне благообразный и скромный вид, подчеркнула цветным белым платочек на голове персонажа и как была, прямо с кисточкой в руках рухнула навзничь на кровать и уснула сном героя-победителя.
    Утром глаза не разлеплялись, но осознание того, что я выиграла битву с бабкой-паломницей радовало. Разумеется, центр композиции сместился на бабку, конечно же, моя композиция была далека от первоначальной идеи, безусловно, в картине всё изменялось каждый час работы - и цвет, и тональность, и расположение героев, и ракурсы, и глубина пространства и детали, но результат работы какой-никакой был. И работа была наконец-то закончена. И я повезла её на просмотр с чистой совестью.

    Уже после, через несколько дней, а то и недель, осмысливая всю эту фантасмагорию, я в полной мере оценила весь масштаб собственной работы. Бросившись без эскиза рисовать сразу на большом формате, я наделала кучу ошибок и написала несколько совершенно разных по стилю, цвету, манере исполнения, композиции работ прямо одну поверх другой. Если бы я каждый раз начинала рисовать на новом листе, получилась бы внушительная серия картин, объединённая единым сюжетом. Можно было бы целую выставку организовывать. Работы много, а толку мало, потому что ни одна из этих случайных работ не сохранилась, ни одна не сложилась в единую, интересную, грамотную композицию. И даже более-менее удовлетворительный результат - это всего лишь одна из попыток осмысления темы и вариант решения поставленной задачи. А абсолютно глупая и незначительная деталь так зациклила моё внимание на себе, что с ней я провозилась намного больше и дольше, чем со всей картиной целиком.

    Если бы я заканчивала рисовать композицию каждый раз, когда попадала в тупик, откладывала работу на какое-то время или просто начинала её заново на другом листе, после небольшого отдыха можно было бы легко найти выход из сложной творческой ситуации. Только в этом случае у меня бы остался не один единственный, сложновымученный эскиз композиции, а несколько, из которых можно было выбрать самый удачный и интересный.
  Не стоит изводить себя и работу бессмысленным и беспощадным трудом, иногда нужно просто закончить рисунок, хотя бы на время. Элементарно, сделать перерыв. Хотя бы чаю попить.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин