Каждый раз, когда я знакомлюсь с новым человеком и меня представляют как художника и педагога, новый знакомый спрашивает об одном и том же. “Катя, а в чём прикол “Чёрного квадрата”?”. “Екатерина, Вы восхищаетесь “Чёрным квадратом” Малевича?”. “Почему “Чёрный квадрат” висит в музее, это же некрасиво?”. “Что хорошего в “Чёрном квадрате”?”. И прочее, прочее.
Мои друзья, во-первых, искусство - это не всегда красиво и понятно. Я уже писала о некрасивом в искусстве здесь - https://jotto8.ru/blog/beauty-kak-uvidet-krasotu-vokrug-krasivoye-i-bezobraznoye-syuzhet-i-ispolneniye-chast-I . Во-вторых, один из базовых законов искусства - новизна (ученики нашей художественной школы, знают, что самые оригинальные рисунки, даже ученические, всегда в выигрыше перед зрителем и коллегами). Только создавая что-то новое, можно развиваться самому и развивать саму сферу изобразительного искусства.
Чёрный супрематический квадрат. 1915
Холст, Масло.
Малевич жил в эпоху перемен, мир рушился на глазах и из этих обломков создавалось нечто новое, пока непонятное, но хорошо ощутимое. Традиционная живопись уже не была актуальна, и в изобразительном искусстве должна была совершиться революция. Художники искали новые формы выражения своих идей. Так появился авангард - направление в искусстве, и в изобразительном искусстве особенно. Художники-авангардисты начали эксперименты с формой, цветом, композицией, художественным образом. Упрощая до знака (геометрического, абстрактного пятна) мысли и образы, художники решали довольно сложные художественные задачи: передавали звуки инструментов оркестра (Кандинский), выражали революционные идеи (Малевич), смешивали время и пространство, доводя бытовые сценки до значения символа (Шагал) и другое.
Казимир Малевич решился довести эти искания до возможного предела. Путём отсечения второстепенных деталей, усиления эмоционального воздействия на зрителя и очищения идеи произведения от двояких смыслов, родилась икона художников-авангардистов - “Чёрный квадрат”. Только 2 цвета - чёрный и белый, дают сильнейший зрительный контраст. Прямоугольная, статичная форма отсекает любые ассоциации с видимым миром. Отсутствие деталей и пояснений в виде текста подчёркивают лаконизм самой идеи. Это абсолют. Абсолют мысли, художественности, эстетики, идеи… Интеллект в чистом виде.
Если хотите,”Чёрный квадрат” - это тупик в искусстве: что-то более символичное, простое и ясное создать невозможно. “Чёрный квадрат” - это самое точное и органичное по связи формы и содержания живописное произведение своего времени (к слову, он создан в 1915 году). Вспомните, какие исторические события тогда произошли? И как, предвидя это всё, можно было создавать новое искусство?
Таким образом, Малевич создал новый изобразительный язык, стёр все критерии оценки искусства прошлого (фигуративность, объём, пространство, светотень, перспектива и прочее) и нашёл новую точку отсчёта для нового искусства (сам Малевич называл это “нуль форм”). Именно благодаря “Чёрному квадрату” современная выставочная живопись это не только цветочки, пейзажи и “похожие” портреты, но и идеи художника, выраженные в живописной форме. Не внешние характеристики изображаемого, а смыслы. А форм выражения этих смыслов очень много. И это замечательно.
P.S. Для тех, кто считает, что рисовать квадраты может каждый дурак и можно совсем не учиться живописи, чтобы создавать такие “шедевры” - взгляните на то, что создал Малевич помимо самой обсуждаемой картины.
Ничего не напоминает? Это и чистый импрессионизм, и реалистическая традиция в живописи и отголоски искусства эпохи Возрождения. Как говорится, а вам слабо? Без такого интеллектуального и творческого “багажа”, без высокого мастерства художника, формируемого годами, не создать подобного. А именно это и называется шедевром - органичный синтез мастерства, идеи и соответствие духу времени. И “Чёрный квадрат” - не исключение.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)