Даже в среде коллег, обучающих детей и подростков рисованию в общеобразовательной и художественной школе, бытует такое мнение, что рисовать абстракцию - проще некуда. Что уж говорить про обывателей и начинающих художников-самоучек. В конце концов, что сложного в разбрызгивании краски или размазывании её по бумаге? Даже думать не надо - мажь и мажь. Но это только на первый взгляд. Хорошая абстрактная картина ценна не менее фигуративной (с конкретным изображением реальных фигур и предметов). И дело здесь совсем не в том, что нарисовал художник. Ведь важно разобраться не в том, что изображено на картине, а почему это нас трогает. Вот в абстрактном искусстве этот принцип силён как никогда. Давайте разберёмся, в чём тут загвоздка и почему абстракции ценны не меньше, чем классическая свето-теневая живопись.
Для рисования реалистичных предметов и людей надо учиться, а абстракции рисуют неумехи и лентяи.
Это не так. Нарисовать с натуры или с использованием референсов предмет или объект бывает проще, чем создать органичную, интересную сложную абстрактную композицию. Все, кто хотя бы немного обучались изобразительному искусству, знают, что для построения и осмысленного рисования даже простых натюрмортов требуется много сил и времени: проследить перспективные сокращения, построить предметы насквозь, распределить тона и цвета, показать объём и пространство, разнообразить штриховку в рисунке… Но если изображение плохо скомпоновано - предметы слишком большие или мелкие по отношению к размеру листа, они не влезают в рисунок полностью или расположены точно посередине листа и т.д., то все приложенные усилия по созданию реалистичного изображения напрасны.
Грубые ошибки компоновки будут отвлекать даже от самых мастерских штрихов и мазков. Выходит, компоновка важнее всех других условий, средств и приёмов рисования. Ещё важнее компоновки - композиция, то есть изначально задуманное, рассчитанное равновесие и сочетание пятен, силуэтов, тонов и цветов, деталей, направлений и фактур. Не предметов или объектов, а их визуальной сути. Абстрактное искусство занимается именно этим - расположением частей изображения в формате, не отвлекаясь на узнаваемые формы и силуэты. Это сложно даже осмыслить с первого раза, но овладев искусством композиции, можно создавать такие рисунки и картины, которые будут примагничивать внимание зрителя, “цеплять” его, располагать к себе, вне зависимости от того, что на них изображено и как. К этому и стремится хорошая абстракция.
В абстракции основные законы изобразительного искусства сохраняются.
Это правда. Принципы передачи пространства при помощи цвета, тона, перспективы (в том числе и воздушной=пространственной); статика и динамика; равновесие; закон цельности и неделимости; закон подчинение главному второстепенного (правило композиционного центра); ритм и метр; акцент; контраст и другие в абстрактной картине работают не менее ярко и сильно. А свобода от изобразительности только выявляет и подчёркивает осмысленную структуру абстрактной картины. Что привлекает внимание сильнее (рис.1) или (рис.2)?
Абстрактная композиция. холст, масло
Случайный набор пятен и деталей в пейзаже, даже объединённый по цветовой гамме, не так выразителен, как абстрактная композиция из геометрических форм. В данной абстракции есть диалог между двумя противоположными сторонами картины - мы переключаем внимание от левой стороны к правой, каждый раз замечая всё больше деталей и нюансов. Смотреть на эту работу можно долго, находя всё новые “зацепки” и приятные по форме и цвету пятна. Художник создал их специально, предполагая, как именно вы будете рассматривать картину, и прослеживая наперёд путь взгляда на изображение. Блуждать по этому художественному лабиринту интересно и не скучно.
В пейзаже такого нет. Достаточно бросить общий взгляд на дерево и крышу дома и всё сразу понятно. Возвращаться взглядом к деталям этюда не хочется - глаз ищет чего-то более интересного и разнообразного. Схема восприятия картины зрителем и последовательное направление внимания зрителя по картине с объекта на объект не продумано.
Выходит, дело не в самом изображении, не в узнаваемых реалистических формах, а в том, как это выстроено, в законах и правилах сочинения картины. В абстрактном искусстве это предусмотреть и спланировать проще, чем в фигуративном.
Композиция в чистом виде возможна только в абстракции.
В традиционной реалистической живописи и рисунке, чтобы создать крепкую, уравновешенную композицию, приходится абстрагировать задуманное до простой плоскостной цвето-тональной схемы. С такого эскиза начинается любая картина. Так рисовали картины известные художники прошлого, так работают современные профессиональные живописцы. Давайте сравним эскиз и готовую картину великолепных русских мастеров рубежа XIX-ХХ веков. Жанр и изобразительный язык картин разные, год создания и принцип - одинаковые.
Уже в эскизах художников понятно, какой тональности будет картина, как сложатся основные тона и цвета, что будет главным, какие детали в будущей работе самые важные. А ведь эти эскизы - почти абстракции! Такая схема картины (основной замысел, эскиз) помогает точно передать в формате холста авторскую идею в её первоначальном варианте, не даёт художнику перекраивать собственное произведение раз за разом, оберегает от ненужных деталей. Это и есть композиционная основа, структура, каркас будущей картины.
Чтобы ещё раз убедиться, что даже в фигуративной живописи композиционная целостность и идейность обязательно присутствует, попробуйте разложить до плоскостной цвето-тональной схемы любую картину классического художника (лучше выбирать произведение, созданное до середины XIX века). У вас должна получиться в результате хорошая, крепкая абстрактная композиция. Если не вводить в неё изобразительность, а дополнить такими же абстрактными деталями и фактурами, можно создать вполне жизнеспособную качественную абстракцию. Это и будет чистейшей композиционной структурой, не отягощённой сюжетом, случайными деталями и изобразительными мотивами. Впечатление на зрителя такая работа произведёт такое же, что и выполненный в реалистическом ключе аналог.
В хорошей абстракции обязательно скрыт образ.
Мы, люди XXI века, привыкли мыслить штампами, быстро схватывать самую суть, не вдаваясь в детали. Нам некогда отвлекаться от главного, раздумывать, рассматривать - время и возможности строго ограничены. Поэтому, рассматривая абстрактную картину многие впадают в состояние ступора - где знакомые предметы и символы? Почему всё так непонятно?
Понимая это, хорошие художники обязательно включают в абстрактную живопись “ключ”. Это символ, едва уловимый знак или ассоциация, которая помогает воспринять картину зрителю. Часто подсказка содержится и в самом названии картины. Едва прочитываемая небольшая конкретика - узнаваемый силуэт, тонкая деталь, ясная, знакомая фактура делают хорошую абстрактную живопись повествованием, выразительной идеей, интересным образом.
Например, в этой работе, несмотря на полноценное абстрактное решение, конкретика просматривается более чем хорошо
А здесь есть очень тонкий, но вполне конкретный намёк на изобразительность -
Соотношение пятен в абстракции тщательно продумывается художником (процентное их соотношение, количество, фактурная разница, цветовая и тональная гармония и прочее).
Интеллект художника при написании абстракции проявляется не только в том, чтобы корректно и изящно завуалировать знакомый образ под лишённой изобразительности формой. Основываясь на принципах зрительского восприятия, теории цвета, особенностях передачи пространства в живописи и, конечно, законах, правилах, принципах композиции, художник выводит новую стройную и оригинальную формулу прекрасного. Ни один мазок, ни один цвет или тон, ни фактура, ни форма даже в абстракции не изображается просто так. Всё в картине связано, подчинено основному замыслу. Всё работает на восприятие художественного образа зрителем. В абстрактном искусстве это особенно важно, ведь понимать и чувствовать абстрактное искусство из-за его формальности рядовому зрителю намного сложнее, чем искусство реалистическое, фигуративное.
В какой-то мере эталоном этого единства образа, композиции, цветового и тонального образного решения являются акварели Ольги Степановны Белохоновой-Гайдук. Мне повезло учиться у неё композиции, цветоведению и живописи совсем не много, но даже просто общение с высококлассным и бесспорно высокопрофессиональным художником-абстракционистом уже многому способствует. Рассмотрите её акварели из серии “Предмет, пространство, время” 1995 года. Постарайтесь не выискивать детали зрительно, а почувствовать, о чем нашёптывают эти почти архитектурные конструкции Какие ассоциации и чувства они вызывают? Цвета, фактуры и текстуры, силуэты и общий тон листов помогут вам вспомнить и “опознать” знакомые впечатления.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)