Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Рисовать абстракцию легко или сложно? Почему абстракция - интеллектуальное искусство? Часть 2.

Качественная абстракция многослойная.
   Профессионал всегда видит как велась работа с цветом. Как и в сюжетной живописи, в абстракции обязательно присутствует вибрация мазков цвета. Разнообразные оттенки, переходы от цвета к цвету, просвечивание одних цветов сквозь другие, зернистость фактуры в сочетании с гладким письмом и лессировками разных цветовых и тональных оттенков, проскребание красочного слоя до предыдущего и прочие приёмы позволяют цвету картины быть неоднозначным, живым, пульсирующим, богатым.

   Только в фигуративной живописи эти цветовые переливы и нюансы помогают передать трёхмерные изображения в листе или холсте (изобразить форму в пространстве), а в абстракции они задают глубину слоёв, множество ассоциаций, делают простые по форме пятна объёмными, интересными, наполняют формы смыслами.

   Выходит, что чем сложнее цвет в абстрактной картине, чем богаче фактура, чем многослойнее сама живопись, тем более интересная и ценная картина. Значит, что просто намазать краской пятна на холст  - ещё не всё. Помимо всего, описанного в предыдущей статье, ещё и слои краски следует класть особым образом и чем больше, тем лучше, чтобы местами они проступали один из-под другого. Материал исполнения (вид краски) значения не имеет. Фактурные, разнообразные по цветовым вибрациям абстрактные картины можно создавать любой краской: акварелью, гуашью, акрилом, маслом, темперой… И даже добавлять золотую и серебряную пудру, разнообразные лаки и загустители, блёстки и текстурную пасту непременно стоит. Всё это создаёт удивительные по красоте и разнообразию поверхности картины.

В основе любой картины лежит абстракция, но не всякая абстракция - картина.
  И снова о композиции. В первой части статьи я писала, что любую картину можно превратить в абстракцию, сняв с неё изобразительность. Формализацией произведений искусства мы с учениками обязательно занимаемся на курсе “Композиция”. Для того, чтобы получить абстрактную схему картины, нужно убрать детали, а основные пятна, цветовые и тональные, упростить до плоских геометрических или приближенных к геометрическим формам. Получившаяся абстракция будет композиционно идеальной, то есть уравновешенной, ритмически, цветово и тонально органичной, цельной.
    В профессионально написанной абстракции должно быть всё то же самое. Композиционная структура картины, подчинение главному второстепенного, использование правил и приёмов классической композиции, выверенное цветовое решение - вот что отличает настоящую, хорошую абстрактную картину от дилетантской мазни. Поэтому, чтобы рисовать абстракции, нужно освоить композиционную грамоту, понять принципы зрительского восприятия, научиться “сочинять” языком изобразительного искусства. А для этого стоит начать с традиционного рисования с натуры, составления классических фигуративных композиций и рисования по памяти и представлению. После такой подготовки абстракции получают особенно эффектные, полные, оригинальные, а главное - обдуманные.

Абстракция рождает ассоциации.

   Абстракция - это не просто набор пятен, это мысль художника, лишённая привычных, стереотипных форм. В современной реальности избежать штампов или реплик в любой форме творчества сложно. И тем более сложно избежать банальностей и повторов при традиционной реалистической моделировке формы в пространстве (реалистические тенденции в живописи существуют более 5 веков). Ситуацию может спасти только свежий взгляд на вещи, новые смыслы и формы в создании произведений искусства. Вот этим-то и занимаются художники, рисуя одну картину за другой.
  Искусство абстракции выходит за рамки штампов и условностей хотя бы тем, что не использует конкретные, визуально узнаваемые объекты реального мира. В абстракции реальность ассоциативна - глядя на потёки жидкой краски можно вспомнить струи дождя на стекле или крем на торте; свечение рассеянного жёлтого цвета на холодном тёмном фоне напоминает о городских вечерних прогулках под фонарями или о потоке света из открытой двери. Это всего лишь намёк, напоминание о чём-то знакомом и неуловимом. И у каждого зрителя эти ассоциации свои. А название картины и объединение отдельных холстов в серию абстрактных картин - прекрасная подсказка художника. По ней можно начинать рассуждения, строить мыслеобразы, рассматривать и обдумывать полотно.

Научить рисовать реальные предметы можно, а научить абстрактному мышлению не всегда.
   Вернёмся к вопросу о штампах. К сожалению, не все люди способны мыслить абстрактно, отвлечённо, оценивать и понимать идеи в чистом виде. Это зависит и от склада ума, и от особенностей воспитания и образования, и от среды, в которой человек существует. Например, мою евангельскую серию абстрактных гравюр отдельные даже глубоко верующие и воцерковлённые люди не смогли понять и принять. Дело не в них и не во мне, просто мы разные и мыслим по-разному.
  Художники ищущие конкретику и опору на внешние характеристики предмета по органике своей очень отличны от творческого склада абстракционистов. Не у всех и не всегда получается перестроиться. Но научить рисовать предметы и объекты можно любого - для этого существует система специальных упражнений. Желание + терпение и труд сделают своё дело рано или поздно. А вот передавать мысли, чувства и эмоции посредством абстрагированного изобразительного языка дано не каждому. Этому не научить. Это внутренняя интеллектуальная и эмоционально-чувственная работа. Для того, чтобы ей управлять нужны талант и отвага в первую очередь, а знания, навыки и умения - во вторую. Поэтому хорошие абстракционисты на вес золота. Не зря так мало современной абстрактной живописи продаётся с аукционов искусства - её не так-то просто оценить, а ещё труднее создать.

Основная идея абстракции может быть нематериальной.

   В абстрактной картине не обязательно искать что-то конкретное, часто это ассоциации с цветами и формами, основанные на несобственных свойствах цвета (мы говорим об этом на курсе “Колористика”). Лёгкость, тяжесть, мягкость, фактурность, близость или удалённость, гладкость и шершавость - таких вариаций много. И цвета и формы картины, даже без конкретно написанных предметов и объектов, способны вызывать определённое настроение и отношение к изображаемому.
  Язык абстракции может “говорить” и о человеческих чувствах, и о философских категориях и об отношении автора (художника) к событиям или явлениям. Хрестоматийный пример: почти абстрактная “Герника” Пикассо ужасает всем своим видом. И если не полениться и узнать о чём это, то сразу станет понятно почему. Не буду описывать историю города Герники 1937 года, об этом сказано немало, нужно лишь не полениться и забить запрос в поисковую строку. И, на сравнении, какой тихой радостью светятся эти 2 абстрактные картины современного художника Сергея Брюханова https://www.peremeny.ru/blog/4014 . Абсолютно другая идея. 

   Художники учатся создавать эти ассоциации преднамеренно, изучают язык изобразительного искусства, чтобы говорить на нём со зрителем. Зрителю тоже стоит поучиться понимать это. Ну, или хотя бы пытаться понять, прежде чем выносить вердикт - “абстракция - это не искусство, мой ребёнок рисует лучше”.

Абстракция не прямолинейна и основывается на мышлении современного человека.
  Избавившись от клише, навязываемых масс-медиа, искусство не может отказаться от условных шаблонов полностью. Помогает ему и технологический прогресс. Как импрессионизм появился в эпоху появления синематографа и развития фотодела, как попытка изобразить в моменте ускользающие мгновения бытия, современная абстрактная картина напоминает обработанную в фотошопе фотографию, заставку для игры, рекламный модуль и другое. Художники используют всё разнообразие изобразительных средств для создания абстрактных композиций: флуоресцентные краски, вместо коллажных элементов (вклеек) вклеивают в картину реальные предметы - банки из-под колы, журнальные страницы и прочее. Эти части композиции уже не воспринимаются как реальные объекты - они такие же условные пятна, как и окружающие их элементы.

   Современного человека сложно удивить отточенностью мастерства и филигранностью работы - благодаря интернету и развитию сети разнообразных образовательных проектов научиться чему-либо не составляет особой проблемы. А вот научиться мыслить, генерировать идеи и облекать их в конкретную, новую, оригинальную форму сложно, почти невозможно. Ценны именно сами идеи, а не их реализация. Подтверждением этой мысли являются современные ярмарки искусства, в которых может участвовать каждая домохозяйка, посетив пару мастер-классов по живописи. А бесконечно повторяющиеся, уже набившие оскомину сюжеты в однотипном их исполнении стали пародией на самих себя. К этому приводит тупое копирование фотографии посредством живописных материалов.
  Дефицит идей для фигуративной живописи особенно хорошо подчёркивает новизну и свежесть композиционных и смысловых идей в абстракции. Как правило, на современных выставках именно раздел абстрактного искусства особенно интересен и профессионально крепок, в отличие от бесконечно однообразных по цвету, структуре и манере исполнения пейзажей, натюрмортов и, очень редко, сюжетов.
  Кстати, даже в современном интерьере абстрактные картины выглядят лучше, чем сюжетные. Также они помогают рассеить внимание уставшего после рабочего дня человека и не надоедают многие годы. Проверено.

  Конечно, чтобы ценить и понимать абстрактное искусство требуются силы, желание и время. Но по меньшей мере глупо отмахиваться от того, что существует в изобразительном искусстве более 100 лет, развиваясь и обновляясь. Всемирно признанный русский авангард, зародивший множество течений в искусстве ХХ века, по оценкам коллекционеров занимает едва ли не первые позиции в аукционных торгах. Это ли не показатель глубины и новизны мышления художников?
  Рисовать абстракции и легко и сложно одновременно: легко, потому что вся изобразительность подчинена только воли художника, сложно, потому что за структурой пятен стоит авторская идея, которую зритель непременно должен понять и осмыслить. И разумеется, хорошая абстракция выглядит свежее и интереснее, чем одна из живописных копий популярной картинки. Ведь художник - это творец, а не ремесленник.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин