Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Фактуры в современной картине маслом. Как создать фактуры на картине? Часть I.

  Современная живопись всё больше тяготеет к повышенной экспрессии, фактурности, нарочито крупному рельефу мазков краски и высокому объёмному красочному слою. Оставив в стороне характер самого изображения и способы рисования маслом объёмов и форм, обратите внимание на сложность фактур и разницу в нанесении краски на холст у разных художников даже в одной живописной работе. Начиная с экспериментов ХХ века и по сей день качеству фактуры картины уделяется особое внимание. В наши дни, когда красочная индустрия настолько богата и интересна, художники и вовсе творят совершенные чудеса.

  Если вы хоть раз рисовали маслом, то можете представить, насколько вязкой и плотной может быть масляная краска. Но даже этого не всегда достаточно, чтобы создать почти рельефное изображение, а ведь фактурная живопись маслом очень эффектна и разнообразна!

  Разгадка проста - художники создают рельеф краски не только кистями и мастихином, а также нередко выполняют высокую фактурную (почти скульптурную) подкладку под слой масла из более дешёвого и более плотного материала. Бывает, что фактуры на картине выглядят объёмно и богато за счёт контраста с менее рельефными и более глянцевыми поверхностями. Опишу некоторые хитрые приёмы рисования современных художников.

  МНОГОСЛОЙНОСТЬ
   Я уже писала о том, что маслом рисовать следует в определённой последовательности слоёв, тщательно соблюдая технологические особенности масляных красок - информация об этом тут: https://jotto8.ru/blog/posledovatelnost-v-zhivopisi-maslom-kak-risovat-masljanymi-kraskami-chast-1 и тут https://jotto8.ru/blog/posledovatelnost-v-zhivopisi-maslom-kak-risovat-masljanymi-kraskami-chast-2 . Но это ещё не всё. Современная живопись отличается от традиционной классической многослойностью. То есть помимо базовых слоёв прописок предметы и объекты прописываются с разной степенью фактуры, высотой мазка и укрывистостью, а это позволяет краске ложиться на поверхность неравномерно, при наслоении создавая цветную сетку или характерные “потёртости”, бугорки, просветы. Нижние слои краски перекрываются не полностью, лессируются, выскребаются, “глушатся” сухой кистью и прочее. В результате из под верхнего слоя краски в разных участках видны нижние слои, характерных оттенков цвета и тона. Это создаёт причудливые переливы цвета, фактурное богатство, сложность и “сделанность” живописной поверхности и, разумеется, помогает выражать основную мысль художника.

  И не важно, написана картина с натуры (фактуры передают объём, форму, пространство) или нарисована из головы (фактуры передают экспрессию, нарядность, экзотичность сюжета и т.д.).

ТЕКСТУРНАЯ ПАСТА.
  Для живописи маслом и акрилом, а точнее для создания дополнительного объёма поверхности в отдельных местах и усиления фактурного богатства, используют акриловую текстурную пасту. Она бывает самая разнообразная - от классической однородной белой, до цветной и с разнообразными добавками - блёстками, звёздочками из плотной фольги, пластиковыми шариками, стружкой и т.д..
   Текстурная паста наносится кистями или мастихином на рабочую поверхность (холст, бумагу, картон), дорабатывается характерными фактурами - царапается, припечатывается грубой тканью или гипюром, бороздится расчёской или кистями и тщательно высушивается. При желании, если рельеф получился не достаточно высокий, можно проложить ещё 1-2 слоя текстурной пасты.
   Акрил сохнет достаточно быстро - уже на следующий день после создания рельефа на картине, можно рисовать маслом поверх фактурного слоя. Поверх уже написанных маслом участков накладывать текстурную пасту нельзя.
  Ну, и не переборщите с рельефом - даже мелкие бороздки и бугорки будут хорошо видны, если поверх них нанести тонкий прозрачный слой лессировочной краски.

КРУПА.
  Обычная крупа (греча или рис) создаёт необычные и симпатичные фактуры в масляной живописи. Зёрна можно укладывать как разрозненными точками, так и целой фактурной поверхностью (красиво выглядят орнаменты, выложенные крупой, или части абстрактной, декоративной картины). Крупу можно приклеивать к основе клеем ПВА или присыпать ей тонкий слой масляной краски. В любом случае, что-то вязкое и клейкое в основе должно быть. Поверх крупяные зёрна можно покрыть также тонким слоем масляной краски нужного цвета и обязательно хорошенько просушить, прежде чем наносить следующий слой. Во-первых, крупа может разбухнуть при обилии разбавителя, а во-вторых, краска поможет прочно и надёжно зафиксировать зёрна на поверхности холста - крупа не будет осыпаться и позволит работать поверх даже мастихином.
  Маленький нюанс: прежде чем приклеивать крупу к холсту, её следует хорошо прокалить в духовке. Сырая крупа при характерной влажности и ненадлежащем хранении картины может не только разбухнуть, но и заплесневеть. А такие спецэффекты нам не нужны, правда? Пшёнка для таких работ не подходит именно по этой причине.

МЯТАЯ ГАЗЕТА.
   Отличный вариант создания красивой фактуры в живописи - газеты. Есть разные способы работы с ней.
  Способ 1. Отлип.
После прописки первого слоя на картине нужными цветами и оттенками, к соответствующим участкам прикладывается плашмя газета и слегка прижимается пальцами к красочному слою. Внимание: газета накладывается не сразу после прописки (это может только снять лишнюю краску с холста) - следует подождать час-полтора, чтобы краска начала подсыхать.
  Как известно, чем тоньше слой масляной краски, тем быстрее он сохнет. Стадия подсыхания верхнего слоя краски и называется отлип - он характеризуется определённой степенью липкости краски (не просто мажет, а именно липнет).
  Вот в этот самый момент и можно накладывать газету. К поверхности газеты приклеится не вся краска, а только некоторые участки и пятна. Медленно отделяем газету от поверхности холста и выбрасываем. В местах, где краска отошла и приклеилась к газете, появилась необычная фактура поверхности. Её следует хорошо высушить, чтобы не повредить при нанесении следующего слоя краски.

  Способ 2. Мятая газета.
Скомканные клочки тонкой газетной бумаги при прикладывании к красочному слою тоже оставляют интересные фактурные углубления и бороздки. Можно даже оставлять приклеенными отдельные куски газеты к холсту при помощи краски. Фрагменты текста на расстоянии тоже выглядят фактурой, хотя и легко узнаваемой, а мятые бумажные коконы небольшого объёма и высоты могут послужить основой самого рельефного изображения. Разумеется, они должны хорошо держаться на поверхности и поверх обработаны краской. Не увлекайтесь, ведь вы создаёте картину, а не арт-объект. Высота рельефа картины не может превышать 2 см от поверхности холста. Я бы рекомендовала не создавать высоту рельефа более 0,5-0,7 см для лучшей сохранности и удобства транспортировки картины.

ВКЛЕЙКИ.
  Современные художники не стесняются применять технику коллажа и в станковой, и в монументальной живописи. Примеров масса - приклеивание к холсту фантиков, этикеток, фольги, стружек металла и дерева, использование сусального золота в живописи, перьев, мелких монет, срезов полудрагоценных и поделочных камней, нитей, кусков пластика, элементов гербария и металлических пластин добавляют живописному полотну интриги, оригинальности, а иногда и материальной ценности.

   Здесь важно одно правило - все эти дополнительные исхищрения не должны отвлекать от главного и мешать самой живописи. Коллаж в живописи применяется не часто, а вклеиваемые элементы небольшие по размеру и в целом выглядят скорее деталью, чем композиционным центром. К слову, их на картине не должно быть много - они не самоцель, а интересное дополнение и свежее решение основной идеи.
  Не перегружайте холст визуально и механически (наклейки и элементы коллажа лёгкие). Помните, что ваша картина будет храниться долгие годы, а значит ей придётся выдерживать и перепады температур и влажности, и силу удара при падении со стены, и продавливание при механическом повреждении (тьфу, тьфу, тьфу, конечно, но случается и такое). Не забывайте, что холст из-за изменения влажности и температуры может провиснуть или наоборот излишне сильно стянуть волокна - он дышит и реагирует на изменение воздуха, а дополнительное утяжеление может усугубить ситуацию.
   Кроме того, плотные тяжёлые вклейки или детали лучше наклеить на сам холст непосредственно перед началом ведения живописной работы. Краска улучшит сцепку с холстом и не расслоится при деформации холста с изменением влажности и температуры, а значит, наклейка не отвалится. Перья, нитки и газетную бумагу можно клеить в саму краску, но не много и небольшого размера.

   В акриловой живописи это тоже работает. Только в отличие от масляной живописи, акрил не такой “живой” и почти не подвержен изменениям, а вклейки в него засыхают раз и навсегда.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин