Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Фактуры в современной картине маслом. Как создать фактуры на картине? Часть II.

СОЧЕТАНИЕ ПЛОСКИХ И ФАКТУРНЫХ ПЯТЕН.

  В живописи объём и фактура не существуют сами по себе. Явление контраста задаёт не только приятное соотношение цветов и тонов в картине, но и создаёт гармоническое единство разнообразных фактур.

Как один контрастный цвет подчёркивает и усиливает другой, так и плоские пятна и части картины усиливают и подчёркивают объёмные, так гладкие пустые пространства дополняют и обогащают рельефные и фактурные наслоения.
  Поэтому современные художники обязательно чередуют плоские выкраски и залитые лессировками участки с рисованием мастихином, с живописью грубыми кистями и многослойными фактурными приёмами рисования маслом.
  Пропорции и соразмерность плоских и фактурных участков на картине следует создать разные. Опытные мастера могут определить гармоничное соотношение пятен на глаз, по ощущению. Нередко при эскизировании применяется принцип золотого сечения.
   В любом случае, полностью заполнять холст самыми разнообразными фактурами, усиливая его эффектность, рельефность, оригинальность, не стоит. Чередуйте объёмное с плоским, а фактурное с гладким. На фоне плоскости рельеф выглядит особенно выразительно.

ПРОСКРЕБАНИЯ.
  Помимо накладывания множества слоёв краски и почти скульптурного рельефа на картине, фактурности можно добиться и более щадящими и простыми способами.
  Проскребания непросохшего слоя краски выглядят красиво и достаточно экспрессивно, поэтому в современной живописи этот приём особо любим. При помощи него не только передают движение, прорабатывают тонкие детали и подчёркивают острые грани и края предметов и объектов, проскребания добавляет живописи небрежности, в некоторых случаях геометричности и не перегружает холст толстыми слоями масла, что делает изображение визуально лёгким, подвижным и современным по духу.

  Проскребания выполняются только по сырой краске. Просохший красочный слой разрушается при проскребании, а это может привести к изменению химических соединений в картине и визуальным искажениям - потемнению, пожуханию и т.д.
  Если проскребать сырой слой краски, нанесённый сразу на холст, то царапины будут белыми, если скрести слой, положенный на предыдущий, то они будут цвета предыдущего слоя, что придаст картине особую живописную эффектность. Можно бесконечно долго лессировать и процарапывать, протирать, частично удалять верхний слой краски, чтобы получить более многокрасочную и богатую цвето-фактурную поверхность.
  Проскребание можно выполнять как черенком кисти, так и мастихином. Причём мастихин может наносить царапины в виде линий - остриём, и в виде плоских полупрозрачных пятен - плашмя.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКТУРНЫХ ЛАКОВ.
   Изменять качество живописной поверхности можно, применяя разные лаки. Причём, если заранее продумать ход работы, часть картины можно написать на живописном лаке вместо разбавителя, тогда она сразу будет глянцевой и быстро высохнет. Часть изображения, в дополнение к ней, можно написать на разбавителе, тогда эта часть картины останется более матовой и создаст визуальную разницу фактур в живописи уже на этапе первой прописки.
   С той же целью используют и покрывные лаки, но их используют уже по завершении работы над картиной после её полного высыхания. О технологических особенностях живописи маслом и качественном правильном применении лаков и разбавителей для создания картины я уже писала в статье: https://jotto8.ru/blog/chem-razvodit-masljanye-kraski .

  Кроме того, лаки для живописи бывают глянцевыми и матовыми - это тоже влияет на восприятие зрителем картины в целом и отдельных её участков в частности. Некоторые художники не покрывают лаком всю картину, проходя только отдельные её участки. Сочетания глянцевой и матовой поверхностей в живописи тоже задаёт красивые визуальные эффекты и подчёркивает оригинальность авторской идеи. В некоторых случаях используется лак с добавлением блёсток, мелких цветных элементов их фольги и т.д.. Но это больше подходит для живописи акрилом, ведь фактуры в акриле не такие эффектные и богатые, как в масляной живописи.

ЖИВОПИСЬ АЭРОЗОЛЯМИ.
  Акриловая краска в балонах отлично подходит для подмалёвка под картину маслом. Распыляя аэрозолью крупные пятна прямо на холст, современные художники используют приёмы граффити-мастеров - трафареты, рассеивание краски, создание плавных переходов из цвета в цвет и т.д..
   Есть чёткое технологическое правило при смешивании масляных и акриловых красок в одной работе: сначала кладётся акрил (он задаёт прочный, лёгкий и подвижный грунт), сверху наносится масляная краска. Наоборот нельзя. Акрил - полностью синтетическая краска, масляная краска производится из натуральных природных компонентов полностью или частично. Она подвижна, изменчива и может давать химические реакции, которые проявляются далеко не сразу, многие из них необратимы. Если такая реакция произойдёт под слоем акрила, картина может растрескаться, осыпаться, поменять цвет, почернеть - результат совершенно непредсказуем. Соблюдая правильную технологическую последовательность нанесения краски на холст, этого можно избежать.
  Мягкая аэрозольная подкладка акрилом красиво сочетается с грубой, экспрессивной мазковой или декоративной техникой масляной живописи. Этот эффект можно усилить, применяя поверх частичное перекрытие изображения лаком в аэрозоле.
  Кстати, акрил для живописи тоже бывает матовый и глянцевый, это можно применять уже на стадии первой прописки цветом.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ “ЧИСТОЙ” ОСНОВЫ: БУМАГА, ХОЛСТ, СТЕНА, ДЕРЕВО.
  Про свободное пятно я уже написала, но, помимо плоской откраски или прозрачно лессированного куска холста, это пятно может просто остаться цветом и фактурой основы под живопись. Современная картина достаточно демократична и не всегда требует академической сделанности и заполнения каждого сантиметра рабочей поверхности. Если для выражения авторской идеи художнику требуется некоторая незавершённость, спонтанность, свобода, то можно оставить непроработанным часть холста или листа.
  Особенно интересно выглядят такие изображения, сделанные на тонированной бумаге или холсте с имприматурой (цветной грунт для живописи). В этом случае, цвет и фактура основы просвечивают между мазками краски или остаются в специально отведённых художником пустотах между объектами и предметами на картине.
  Такое сочетание обогащает фактурную поверхность картины, не перегружая её и стабилизирует изображение по цвету и тону, а также приучает начинающего художника соблюдать колористическое единство и продумывать наложение каждого мазка.

  Интересно выглядят ночные пейзажи, написанные по чёрному холсту, пейзажи, сохраняющие в своей основе природную фактуру дерева, натюрморты, нарисованные на фактурном цветном картоне и т.д..
   Кроме того, в некоторых местах недописанную картину можно протереть тряпкой до основы или снять лишние слои краски мастихином, обнажив цвет и фактуру основы под живопись полностью или частично. Это тоже создаёт дополнительные фактурные эффекты - краска остаётся внутри узлов переплетения нитей в холсте, открывая только зернистую поверхность, шершавый картон задерживает часть жидкой краски, выявляя красивые разводы, фактура акварельной бумаги принимает только часть краски при проведении по ней рабочей поверхностью мастихина и прочие.

   Фактуры в современной картине важны так же, как и композиция, сюжет, цвет, освещение, пространство, грамотный рисунок и прочие характеристики. Для зрителя фактуры помогают понять и осмыслить основную идею художника, для самого мастера - это средство передачи своих мыслей и чувств. Какие фактуры использовать в живописи маслом и как их создать, каждый решает сам в меру вкуса, мастерства и задачи. И конечно, любое творчество не лишено эксперимента, поэтому живописцы нередко находят, придумывают, выводят всё новые и новые фактурные возможности масляной краски прямо на холсте, одновременно создавая живописную творческую работу.
   Я всегда говорю ученикам на занятиях - художник сначала думает, а потом делает, сначала создаёт идею, а потом реализует её, сначала планирует, а потом исполняет. Вот и с фактурами так же, если заранее продумать и предположить, какие фактуры использовать в картине и где именно, а во время рисования доработать и уточнить задуманное - результат превзойдёт все ожидания.
  Надеюсь, что мои подсказки будут реализованы в ваших живописных работах маслом и порадуют не только вас - художников, но и зрителей - ценителей вашего таланта. Удачи вам!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин