Производители товаров для художников изо всех сил стараются сделать творческий процесс максимально комфортным, плодотворным, лёгким и интересным.
Каждый художественный инструмент или материал, появляющийся на рынке лучше и качественнее предыдущего, каждый отличается от конкурентного, каждый разрабатывается исходя из предпочтений профессиональных художников, пожеланий любителей рисовать.
Акварельная бумага не исключение. Удивительное многообразие видов и сортов, тонкости производства, состав, фактура, плотность - всё учитывается и подбирается индивидуально на любой вкус и кошелёк. Начинающему акварелисту немудрено растеряться в этом изобилии, а советы профессиональных мастеров акварели не всегда помогают в выборе акварельной бумаге, потому, что кроме индивидуальных предпочтений и цены, важно выбрать акварельную бумагу под конкретную задачу и научиться использовать свойства самой акварельной бумаги для личных творческих находок и акварельных приёмов, чтобы стать самостоятельным оригинальным художником с ярко выраженным художественным почерком.
Разберёмся для начала с основными свойствами и особенностями акварельной бумаги.
Состав.
Классически по составу бумага для акварели бывает 3 типов: из целлюлозы, с добавлением хлопка и чисто хлопковая.
Чисто хлопковая. Акварельная бумага из хлопка, на которой пишут большинство профессиональных художников-акварелистов более высокая по цене и образует характерные мягкие и плавные переходы из цвета в цвет, красивые растекания акварели.
Она отлично впитывает воду и краску, а благодаря многослойности частицы акварельного пигмента оседают глубоко внутри её волокон (визуально это выглядит как лёгкое приглушение цвета, бархатистость поверхности, окрашенной акварелью, матовость изображения). Вымывать фрагменты акварельной работы на хлопковой акварельной бумаге сложно: нанесённая краска сразу оседает в нижние слои, поэтому вносить правки в акварельный этюд, сделанный на такой бумаге, у начинающих акварелистов вряд ли получится.
Зато она долго и качественно удерживает влагу, поэтому сеанс живописи акварелью, благодаря ей, может длиться до нескольких часов. Особенно хороша чисто хлопковая бумага для живописи акварелью по-сырому: обилие воды в нижних слоях позволяет создавать нужные эффекты и растекания легко и управлять потоками акварельной краски свободно.
Основные преимущества рисования акварелью на бумаге из хлопка: мягкие разводы и плавные градиенты. Если заранее спланировать свою работу над акварельным этюдом, технически точно подобрать акварельные пигменты и положить их в соответствии с общей идеей на качественный, заранее выполненный рисунок, то акварельная работа получится свежей, грамотной, профессионально исполненной и, действительно, акварельной - лёгкой и прозрачной.
Чистоцеллюлозная акварельная бумага бывает разного качества (это зависит от качества выделки самого волокна, кислотности, плотности и т.д.). Думаю, что нет смысла сравнивать акварельную бумагу из целлюлозы, например, отечественных и зарубежных производителей, также как и акварельную бумагу для детского творчества с профессиональной акварельной бумагой - разница очевидна, хотя всё это может быть целлюлоза.
Бумага для живописи акварелью из целлюлозы плохо впитывает краску и воду и быстро высыхает - это даёт характерные текстуры при высыхании. Лужицы, превращающиеся в тёмные пятна, резкие границы мазков, разводы внутри ровной заливки, тёмные или светлые потёки - отличительные черты работы, выполненной на такой основе. Особенно хорошо все неровности и шершавости видны на фактурной целлюлозной бумаге для акварели.
Благодаря этому её свойству, такая акварельная бумага особенно предпочтительна для скетчинга, быстрых этюдов по-сухому и по-сырому, экспериментальных упражнений и ученических этюдов.
Акварельная бумага из чистой целлюлозы даёт высокую насыщенность цвета (частицы пигмента осаждаются на поверхности, почти не проникая внутрь и изображение не теряет интенсивности цвета по высыхании). Это помогает писать быстро и свободно, не задумываясь о том, как изменится работа через час или сутки.
Положенная на поверхность целлюлозной акварельной бумаги краска легко смывается - вносить изменения, вымывать нужные участки до светла или до бела, исправлять неточности на ней легко, что важно для начинающих акварелистов. А если приноровиться, то можно и количество влаги, и скорость просушки регулировать под свои задачи, об этом я писала подробно в отдельной статье: https://jotto8.ru/blog/kak-regulirovat-vlazhnost-v-akvareli .
Чем плоха акварельная бумага из целлюлозы - она скатывается при растирании (появляются катышки и растянутые пузыри на поверхности), поэтому писать на ней стоит легко, не проводя по одному месту несколько раз. Идеальна для живописи а-ля Прима или послойной прописке с малым количеством влаги (сухо, по ученически).
Смесевая бумага для акварели.
Если на упаковке обозначено, что акварельная бумага содержит 99% или менее хлопка, она считается смесевой. К этой же категории относится целлюлозная бумага с добавлением хлопка. Часто к древесным волокнам (целлюлоза) добавляются бамбук, рис, лён. Самые распространённые составы смесевой акварельной бумаги: хлопок+целлюлоза и хлопок+бамбук.
В зависимости от процентного содержания волокон свойства акварельной бумаги будут разными - здесь важно определить, что именно важно конкретно для самого художника, какие эффекты и качества акварельной живописи в приоритете, что особенно важно в процессе ведения акварельной работы. Смещать приоритеты можно в сторону большего или меньшего количества хлопковых волокон в составе.
Смесевая акварельная бумага прекрасно подходит для обучения акварельной живописи, для работы над длительными этюдами большого формата, для послойной лессировочной живописи акварелью. Совмещая основные свойства чисто хлопковой и целлюлозной бумаги, акварельная бумага смешанного состава позволяет полностью контролировать процесс написания этюда, управлять свойствами пигментов и количеством воды, быстро вносить изменения или просушивать нужные участки. Исправлять ошибки на ней удобно и возможно разными способами (кстати, про основные ошибки начинающих акварелистов я писала здесь: https://jotto8.ru/blog/osnovnye-oshibki-nachinajuschih-akvarelistov-i-kak-ih-ispravit и здесь: https://jotto8.ru/blog/osnovnye-oshibki-nachinajuschih-akvarelistov-i-kak-ih-ispravit-chast-ii ).
Плотность.
Плотность бумаги для акварели бывает в диапазоне от 170 гр/м кв. до 850 гр/м кв. Стандартная плотность, которая подходит для большинства задач - 200-300 гр/м кв. Различать акварельную бумагу по плотности легко, ориентируясь на её толщину и вес - чем тяжелее и толще бумага, тем она плотнее, а значит, будет меньше деформироваться и лучше удерживать воду во время рисования. Тонкую бумагу для акварели стоит натягивать на основу, чтобы она не коробилась, создавая случайные скопления краски и другие текстуры (про это расскажу в следующей статье).
Особенно важно натягивать акварельную бумагу, если планируется большая по размеру и длительная (многочасовая или многосеансная) работа акварелью.
Не всегда оправдан выбор бумаги с большой плотностью: для скетчинга или быстрых этюдов вполне достаточно плотности бумаги 170-200 гр/м кв., для учебных работ акварелью - 250-300 гр/м кв., для сложных авторских композиций акварелью - поплотнее - от 300 гр/м кв. и выше.
Сворачивать листы плотной акварельной бумаги не рекомендуется (да и просто технически это сделать сложно), поэтому ученики художественных школ и студенты-художники, предпочитающие тубус папке, пишут на тонкой акварельной бумаге. Кстати, цена на акварельную бумагу возрастает вместе с повышением плотности - ещё один аргумент для начинающих, чтобы не гнаться за самыми лучшими материалами, а выбирать разумное соотношение цены и качества.
Фактура.
Стандарт в производстве акварельной бумаги определяет 3 типа фактуры: гладкая, мелкозернистая и крупнозернистая.
Satin, smoоth (Hot Press, HP) - бумага для акварели с гладкой поверхностью. Бумага производится путём горячего прессования, что понятно из маркировки. На таких листах хорошо писать тонкие, детализованные этюды небольших форматов, создавать подробные, хорошо прописанные иллюстрации, писать лессировками в академической традиции. Для учебных задач она тоже подойдёт.
На этой бумаге не получится создать ярко выраженные эффекты грануляции (когда частицы пигмента оседают в фактурных ямках на бумаге), сухой кисти и другие приёмы, для которых нужна зернистость акварельной бумаги (grain). Но прописать тонкие стебли и травинки, волоски и веснушки, ювелирный орнамент или изящную деталь на такой бумаге получится отлично, а рельефная поверхность бумаги не будет отвлекать от самого изображения, можно применять линию и заливку. Кстати, краски на такой бумаге сохнут быстрее.
Fin, medium (Cold Press, CP, Not paper) - мелкозернистая бумага или бумага для акварели холодного прессования. Это классический вариант для акварельных работ любой сложности и опытности художника. Писать на такой бумаге можно как а-ля Прима, так и лессировками, работать мазками, заливками, применять акварельные спецэффекты.
Благодаря мелкой, но хорошо различимой на ощупь фактуре, краска оседает на поверхности по-разному - это зависит от количества воды, качества кисти, изобразительной манеры живописца и самого приёма письма, качества пигмента и т.д.. Большой арсенал технических возможностей позволяет писать на полугладкой акварельной бумаге легко и свободно, выбирая собственный метод ведения работы.
Torchon (Rough; Poyk) - крупнозернистая акварельная бумага, высушенная без отжатия. На ней зернистость поверхности ярко выражена, поэтому она больше подходит для художников, пишущих акварелью в экспрессивной манере: грубые мазки, проскальзывания кисти, проскребание, наслоение текстур, набрызг и т.д.. Портрет или тонкий детализованный натюрморт на такой бумаге с грубой фактурой не напишешь, зато она отлично подходит для пейзажных мотивов, передачи поверхности фактурных характерных объектов.
Белизна.
Качество акварельной бумаги, отвечающее за то, насколько хорошо лист отражает свет. Чем белее бумага, тем более насыщенные и чистые оттенки цвета будут на бумаге в итоге, чётче изображение. Белизна обычно измеряется в процентах: от 60% до 98%.
Цвет.
Даже обычная (не цветная) акварельная бумага различается по оттенку. Она может быть бежевой, молочной, сероватой. Например, известный бренд Saunders Waterford выпускает акварельную бумагу 2 цветов: белый и белоснежный. Появившаяся на рынке цветная акварельная бумага позволяет художникам смело экспериментировать с оптическими эффектами при наложении акварельных красок на своеобразную имприматуру, писать прозрачно и укрывисто. Чёрная акварельная бумага хороша для живописи акварельными красками на белильной основе и кроющими пигментами.
Проклейка.
Чем сильнее проклеена бумага, тем меньше она впитывает воду, поэтому в составе акварельной бумаги, в отличие от рисовальной, клея содержится меньше. Проклейка бумаги бывает внутренняя и поверхностная. В первом случае клей добавляется в сырую бумажную массу и после прессуется; во втором - клей наносится на поверхность бумаги после прессовки тонким слоем. В качественной акварельной бумаге клея достаточно, чтобы сохранить целостность листа и, одновременно, минимум, чтобы сохранить хорошую впитываемость.
Кислотность.
Низкая кислотность гарантирует хорошую сохранность акварельной работы в течение времени: акварельный этюд на такой бумаге не выцветет, не побледнеет, не изменит цветовых отношений. На кислотность влияют качество самой целлюлозы, проклейки и отбеливающих добавок при производстве. Лучше выбирать беcкислотную акварельную бумагу (NO ACID) вне зависимости от состава.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
2. Сохраните в закладки браузера.
3. Покупайте у нас крутые видеокурсы по рисованию https://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/videokursy