Желание контролировать весь процесс полностью
Акварель, в отличие от кроющих красок - масла, акрила, гуаши - интересна характерными затёками, лёгкими переливами цвета и тона, эффектными приёмами, сделанными непринуждённо за один подход.
Эстетика акварели именно в воздушности, непосредственности, некоторой небрежности и свободе исполнения. Невозможно повторить один в один каждый фрагмент акварельной работы, потому что в каждый из акварельных этюдов художник закладывает долю импровизации.
Тотальный контроль каждого мазка и капли, безапелляционное управление потоками жидкой краски, максимально выверенное соединение цвета с цветом в акварельной растяжке приводит рисунок к излишней сухости изобразительной манеры и почти исключает типично акварельные спецэффекты: волны цвета и влаги, набрызг, изящные прозрачные полуабстрактные разводы, растекания и прочее.
Страх испортить хорошую акварельную бумагу у начинающих художников бывает настолько велик, что каждое движение кисти, каждая капля воды, каждый мазок выдаётся на лист дозированно, робко, скупо, ограничивая возможность комбинации именно акварельных приёмов и сковывая собственные технические возможности. Естественно, так рисовать акварелью очень тяжело и результат, в лучшем случае, выглядит ученически сдержанно.
Изучая акварельную живопись, начинающим художникам стоит уделить внимание небольшим по формату и незамысловатым по сюжету этюдам акварелью, в которых можно смело поэкспериментировать со способами нанесения акварельной краски на лист, количеством воды, разнохарактерными мазками, углом рабочей поверхности и спецэффектами: процарапыванием, выбиранием пигмента сухой кистью или салфеткой, добавлением текстур в акварели при помощи соли, мочевины, спирта и т.д..
Поупражнявшись вволю и почувствовав оптимальное для себя соотношение случайного и задуманного, управляемого и бесконтрольного, проработанного и свободного, можно ставить более серьёзные задачи. Не нужно сразу писать шедевр, да и ошибаться тоже можно себе позволить, в конце концов. В акварели часто самые интересные решения и эффекты получаются из досадных оплошностей и неточностей.
Рисование акварелью без предварительного рисунка (слишком сложный технически рисунок)
Бывает, что гоняясь за красивыми акварельными эффектами, новички в рисовании забывают о самой структуре изображения, начиная двигать пятна и цвета по листу и выводить красивые вливания и мягкие разводы. Собрать такой акварельный рисунок в нечто точное и соответствующее основной идее в итоге очень не просто - требуется многолетний опыт и ювелирное мастерство управления капризной краской.
Как бы красиво ни выглядели в такой работе акварельные разводы, какими бы качественными не были бумага и краски, отсутствие конструкции, логического ядра, точно отрисованного сюжета выдаёт любителя. Сложно посадить точную и острую деталь в нужное место, если это самое место не запланировано.
Акварельная живопись тоже начинается с рисунка, ведь на основе него строится соотношение цветов и форм в работе, складываются контрасты света и тени, выявляется главное, формируются знакомые образы. Все эффекты и оттенки накладываются на рисунок как на каркас и отдельно от него существовать не могут, потому что рассыпаются в череду формальностей.
То же самое происходит, если подготовительный рисунок сделан небрежно или неумело. И если в живописи кроющими красками рисунок можно бесконечно править и уточнять, то у акварели совсем другая технология и ошибки рисунка она не прощает. Кстати, подробнее я пишу на тему рисунка под живопись в этих статьях: https://jotto8.ru/blog/s-chego-nachat-obuchenie-risovaniju-ili-pochemu-risunok-vazhnee-zhivopisi-chast-i и https://jotto8.ru/blog/s-chego-nachat-obuchenie-risovaniju-ili-pochemu-risunok-vazhnee-zhivopisi-chast-ii .
Тщательный рисунок слишком мягким карандашом с правками по акварельной бумаге
Другая крайность, когда сложный подробный рисунок под акварель выполняется сразу на рабочем листе. Особенно опасно, если в рисунок вносили много правок (затирали ластиком или (не дай Бог!) клячкой). Акварельная бумага содержит минимум клея и максимум впитывающего волокна, поэтому она не отталкивает частицы лишнего графита, следы жира от пальцев или инструментов, мелкие пятна грязи, а наоборот, впитывает.
Когда вы рисуете акварельной краской по такой поверхности, они подмешиваются к пигменту и дают грязные разводы, ненужные вкрапления, “лысины”, которые не перекрываются краской. Так же опасны царапины от твёрдого карандаша или продавленные линии ошибочных элементов в рисунке - они проявятся при перекрытии прозрачной акварелью тёмными бороздами - пигмент осядет во вмятины.
Избежать всего вышеперечисленного, сохранив точный рисунок, легко - построение и детальную прорисовку можно выполнить на листе рисовальной бумаги отдельно, а потом лёгкими линиями, едва касаясь поверхности акварельной бумаги твёрдым карандашом, перевести его на рабочий лист через стекло или светостол (надо ли упоминать, что копиркой пользоваться категорически нельзя?).
Кстати, смахивать с акварельной бумаги сор, остатки ластика или мыть руками тоже не стоит, ведь ладони, а особенно подушечки пальцев тоже оставляют пото-жировые следы, которые могут не дать краски лечь на лист равномерно. Лучше воспользоваться мягкой широкой кистью или губкой. Особенно это важно, если вы собираетесь писать акварелью на хлопковой бумаге.
Излишняя многослойность
Особенно в многочасовых учебных этюдах акварелью, когда форма, объём и пространство моделируются постепенно и выявляются максимально близко к натуре, начинающие акварелисты накладывают до 7-9 слоёв краски на один и тот же фрагмент. Конечно, светосила таких работ очень слабая - внутреннее свечение бумаги почти полностью забито и цвета выглядят мутными, тёмными.
Здесь тоже неминуема грязь в акварели, замусоленные куски живописной поверхности, растёртая до катышков акварельная бумага, пожухлости и глухая чернота. Писать многослойно, не иссушивая рисунок возможно: опытные художники наносят до 12-15 слоёв акварельных лессировок на лист, но делают они это деликатно, соблюдая законы цветового смешения, законы и правила цветоведения и технологические особенности акварельных пигментов.
Кстати, частично я о них упоминала в предыдущей статье: https://jotto8.ru/blog/osnovnye-oshibki-nachinajuschih-akvarelistov-i-kak-ih-ispravit .
Чтобы наверняка всё получилось хорошо, начинающим художникам пригодятся 2 акварельных правила: 1) не наносить более 3 слоёв на лист и 2) каждый последующий слой чище предыдущего (лессировать максимально чистыми, не смешанными цветами).
Чрезмерное увлечение цветом, игнорирование тональных отношений.
Конечно, яркая и нарядная, прозрачная и бархатистая акварель привлекает в первую очередь своей цветовой насыщенностью, благородством оттенков и сложностью цветовых переходов, но, как известно, в живописи важны ещё и правильные тональные отношения. Разница в светлоте между светом и тенью, главным и второстепенным, предметом и фоном в этюде нужна непременно.
Не даром одно из основных качеств цвета - светлота - создаёт целую палитру-шкалу изменения цвета в сторону белого (высветление) и чёрного (затемнение), преобразуя, например, красный в едва уловимые оттенки розового, полыхающие в полную силу алые и малиновые и плотные бордовые. А в сочетании с вариациями насыщенности (замутнённость) и смесями самих цветовых тонов светлота даёт особенно интересные разнообразные оттенки.
Кроме того, точно подобранный по всем трём характеристикам цвет, положенный в нужное место, выглядит естественно, правдиво, а не просто создаёт красочное настроение. Разумеется, этому нужно учиться, практикуя живописные упражнения в сочетании с теоретической базой - это возможно только при занятиях с педагогом вживую. Самостоятельная практика именно в этом вопросе, к сожалению, бессильна, тем более, что акварель очень специфична в технологии и изменчива в процессе освоения. Книги и статьи тут тоже вряд ли помогут.
Важен именно синтез знаний, умений и навыков, помноженный на личный опыт и мастерство учителя-художника.
Умение распределять светлые, средние и тёмные цвета, создавать насыщенные и замутнённые цветовые оттенки, сочетать всё это в общую структуру - показатель мастерства живописца. А в акварели, воздушной и в целом светлой, тем более.
Случайные вымывания
Такие неосторожные огрехи случаются, когда, начинающие акварелисты не учитывают укрывистость пигментов или забывают про них. Принцип рисования акварелью: последовательное заполнение листа по возможности прозрачными красками. В завершение работы важно, чтобы сохранилась прозрачность слоёв, а белая бумага просвечивала через слои акварели повсеместно в разном качестве.
Значит, чтобы не переборщить со слоем краски, важно накладывать самые кроющие пигменты осторожно ближе к концу работы, ведь они почти не пропускают этот внутренний свет.
И совершенно не значит, что кроющие пигменты в акварели обязательно тёмные: кадмий лимонный, кадмий оранжевый, небесно-голубая, неаполитанская телесная - светлые, но укрывистые краски.
Конечно, лессировать кроющие пигменты тоже нужно осторожно. Например, при перекрытии укрывистого слоя лессировочной прозрачной краской вместо ожидаемого глянца можно получить размывание предыдущего слоя, вкрапление и механический подмес пигментов из слоя в слой, соответственно, грязь или пожухлости в итоге.
Нередко, особенно на некачественной бумаге, верхний прозрачно положенный лессировочный слой способен частично вымыть кроющий пигмент, тем самым ослабить его светосилу, насыщенность и ровность. В этом случае, краска ляжет случайными пятнами и исправить ситуацию можно будет только смыванием фрагмента добела.
Итак, кроющие краски наносим в верхние слои, лессировочные и полулессировочные - в нижние. Писать акварелью лессировками можно, нанося более кроющую краску на менее кроющую, но не наоборот.
Я не стала раскрывать в этой статье типичные ошибки неопытных живописцев в общем, такие как игнорирование рефлексов или излишне жёсткие контуры (аппликативность изображения) - это тема отдельного разговора, ведь тут внимание уделено именно рисованию акварелью. Во время уроков рисования допускаются и многие другие неточности и промахи в работе с акварелью - это нормально, ведь сложно научиться чему-то не совершив ошибку.
Главное, уметь эту ошибку исправить или сделать выводы, как не допустить досадных промахов в будущем. А если вы хотите полноценно освоить акварельную живопись или научиться акварельному скетчингу, понять и грамотно и легко применять в своих рисунках приёмы акварели, приходите к нам на занятия. Онлайн-уроки акварели и оффлайн (вживую) курсы акварели для начинающих и опытных художников созданы специально для вас.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
2. Сохраните в закладки браузера.
3. Покупайте у нас крутые видеокурсы по рисованию https://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/videokursy