Сама техника акварели предполагает использование большого количества воды в процессе рисования - об этом говорит само название красок (кстати, о самом термине и истории акварели я пишу тут: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/akvarel ).
Управлять таким количеством воды начинающим художникам не просто, тем более, что вода добавляется повсюду: и в сами краски, и в смеси на палитре, и в бумагу, на которой создаётся изображение, ещё и на кистях воды должно быть достаточно.
А уровень влаги для разных акварельных эффектов и задач нужен разный, потому в процессе живописи акварелью художнику приходится внимательно отслеживать, планировать и корректировать каждое своё действие. Итак, попробуем создать определённую степень влажности в работе акварельными красками.
1). Сушка.
Обычно сушка нужна, если воды в работе, действительно, в избытке, а прописывать новый участок или слой нужно более насыщенным пигментом, или когда пора прописывать конкретную деталь - в том случае, когда не нужны случайные затекания и мягкие контуры. При рисовании акварелью на качественной плотной бумаге, особенно с добавлением хлопка или чисто хлопковой, это действительно часто необходимо, тем более, что профессиональные акварелисты работают достаточно быстро.
Бумага для акварели, сделанная из целлюлозы, сохнет быстрее (а начинающие художники обычно пишут именно на ней). Поэтому, прежде чем сушить работу искусственно, стоит подумать, нужно ли это. Возможно, стоит пописать уже просохший участок, чтобы дождаться подсыхания больших луж или полной просушки нужного фрагмента.
Профессиональные акварелисты рекомендуют сушить этюды акварелью естественным путём - просто оставив работу в натянутом на планшет состоянии на час-два (до суток до полного просыхания, только тогда акварельный рисунок можно открепить и убрать в папку или оформить). Так в акварели полноценно сохранится её насыщенность, светосила, светлота оттенков, а смеси красок, положенные на лист, не пожухнут и останутся без изменений.
Сушить акварельную работу в процессе написания стоит послойно, чтобы краска не выливалась из одного слоя в другой и не создавала дополнительных технологических сложностей. При работе на большом формате это сделать несложно, постепенно переходя от одного участка живописной работы к другому, но полностью просушить, например, первый лёгкий слой (подмалёвок) отдельно стоит, хотя бы 20-30 минут покоя дадут нужный эффект по насыщенности и избавят от пожухлостей.
Аналогично стоит просушить работу перед пропиской деталей и обобщением отдельных кусков лессировками. Качественной просушке способствует правильное планирование своих занятий акварельной живописью, разбивка работы над этюдом на отдельные сеансы.
Если же времени на рисование мало и нужно быстро высушить лист, чтобы положить новый слой акварели, можно использовать фен или вентилятор. Искусственная сушка может изменить цвет и тон оттенков акварели в работе, а интенсивный воздушный поток способен даже сместить часть жидких красок по поверхности листа (иногда художники специально сдувают жидкую краску по листу, чтобы придать работе динамики), поэтому к такому способу сушки красок стоит отнестись внимательнее.
Подсушивание акварели при помощи вентилятора более щадяще действует на качество цвета и тона, ведь в этом случае создаются только воздушные потоки без дополнительного их нагрева. Сушить акварельный рисунок таким образом чуть дольше, чем феном, но технологичнее.
При просушивании работы под вентилятором наклон рабочей поверхности не должен изменяться (не ставим планшет вертикально, не наклоняем его дополнительно, чтобы краска не стекала случайным образом): оставляем рисунок в горизонтальном или чуть диагональном положении (в исходном состоянии, в котором писали работу), вентилятор располагаем рядом, на небольшом расстоянии от рабочего листа, создавая небольшой ветерок, скользящий по поверхности работы.
Через некоторое время можно сменить направление потоков воздуха, переставив вентилятор на противоположную сторону. Важно: скорость воздуха должна быть уверенной, а на поверхности работы не должно быть лужиц с краской (!), иначе влага будет сдуваться в сторону вместе с краской.
При сушке акварели феном важны 2 правила: держать электроприбор на оптимальном расстоянии от работы (30-50 см и далее) и не сушить акварель слишком горячим воздухом. В первом случае, корректируется сила воздушных потоков, чтобы не сместить влагу по листу случайным образом и не вогнать её в нижние слои вместе с краской.
Во втором - стараемся сохранить цвет неизменным (при сильном нагреве оттенки могут измениться или пожухнуть, так как меняется сам процесс химической реакции). В любом случае, сушка акварели феном изменяет общее состояние в акварельном рисунке: высветляются цвета в работе, немного гасится насыщенность красок, некоторые непрочные смеси частично разрушаются, например, вместо плавной растяжки появляется лёгкая граница на стыке пигментов или проявляются артефакты.
Минимизировать эти изменения можно, используя холодную сушку феном, но всё же лучше совсем не применять такой способ высушивания рисунка.
2). Увлажнение.
Как правило, искусственное увлажнение во время письма акварелью, требуется в разы чаще, чем сушка. И профессионалы, и малоопытные акварелисты, и совсем начинающие художники встречаются с тем, что задержать влагу на поверхности и внутри акварельной бумаги нужно подольше, поэтому, помимо нанесения влаги непосредственно кистью или губкой, применяются нетрадиционные увлажнители и замедлители высыхания.
2.1. Мелкодисперсионный пульверизатор.
Обычные пульверизаторы из масс-маркета выдают слишком большие капли воды, которые, ложась на подсыхающий красочный слой, оставляют светлые “звёзды” и ореолы. В некоторых случаях такой набрызг водой в акварели создаёт дополнительный флёр, воздушность, лёгкость изобразительной манеры и приходится очень кстати.
Но избыток текстур в акварели тоже ни к чему и для простого увлажнения стоит использовать пульверизаторы с мелким рассеиванием - флаконы для парфюмерии (новые или тщательно вымытые, чтобы в воду не попали частицы спирта - они тоже могут оставить на слое акварельной краски своеобразные спецэффекты) или специальные баллончики с мелким распылением.
Распылять воду пульверизатором следует осторожно, небольшим количеством, держа баллончик не слишком близко к поверхности листа. Акварель на листе при этом должна быть или полностью сырой (когда она только положена и ещё не начала спускаться в нижние слои), или её верхний слой должен просохнуть. По влажной, слегка подсушенной поверхности капельки воды рассеются, смешиваясь с полупросохшей краской и сместят частицы пигмента - появится характерная текстура.
2.2. Ткань, смоченная водой.
Для медлительных художников-акварелистов будет уместным использовать влажную тканевую подкладку под рабочий лист. Особенно хорошо этот способ дополнительного увлажнения срабатывает во время живописи акварелью по-сырому. Сырая ткань задерживает воду внутри листа, не давая нижним слоям быстро высыхать, а значит и на самой рабочей поверхности управляться с потоками акварели будет легче, акварельные растекания будут сильнее, а воздушности и лёгкости в акварельной работе больше.
Легче будет вносить правки, вымывать или переписывать нужные участки. Когда рисунок будет закончен или настанет время просушки, ткань можно аккуратно вынуть из-под бумаги и высушить лист.
Для такой влажной подкладки лучше использовать х/б полотно светлого или белого цвета, однотонное, с ровной мелкозернистой поверхностью. Ткань погружается в тёплую воду, полностью вымачивается и тщательно отжимается.
Она накладывается на поверхность стола ровным слоем без складок. Можно дополнительно смочить её до нужного состояния, сбрызнув из пульверизатора. Бумага, тоже смоченная водой с двух сторон, ровно накладывается сверху. Важно, чтобы края ткани-подложки выходили за пределы акварельного листа: ткань должна быть больше, чем лист по размеру, иначе края бумаги будут быстро подсыхать и скручиваться или деформироваться. Прижимать бумагу к столу дополнительно не нужно.
2.3. Глицерин.
Можно замедлить высыхание акварели на листе и палитре, добавив в воду для рисования пару капель глицерина. Его можно легко купить в любой аптеке. Слишком много глицерина добавлять не нужно, чтобы не загустить краску и не нарушить саму технологию акварельной живописи (рисунок может липнуть после высыхания, краски темнеть и т.д.) - 1-2 капель на 0,5 литра воды вполне достаточно.
Конечно, удержать краску в сыром виде на несколько часов таким способом вряд ли получится, но дополнительные 15-20 минут на раздумья и технические живописные манипуляции гарантированы, а этого обычно как раз хватает, чтобы написать нужный фрагмент акварелью так, как хотелось.
Управлять водой в акварели - самое важное и нужное умение художника. Оптимальное количество воды даёт и точные, ровные переливы цвета и тона, и правильную светлоту и насыщенность оттенков, и чередование свободных и прописанных участков в работе. Именно эти особенности акварельной техники так хороши, привлекательны и узнаваемы в работах художников-акварелистов.
Поэтому, первое, что осваивают художники, пишущие акварелью, - рассчёт влаги, её регулировка в процессе написания работы и отработка приёмов и техник, основывающихся на этих знаниях и умениях. Опыт рано или поздно сделает своё дело - управлять водой и краской станет легче и осознаннее, а начать можно с этих простых советов. Пробуйте, экспериментируйте, всё у вас получится!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
2. Сохраните в закладки браузера.
3. Покупайте у нас крутые видеокурсы по рисованию https://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/videokursy