Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Академический рисунок натюрморта: требования. Часть 2.

6. Грамотная компоновка.
   Расположению изображения на листе посвящены несколько моих статей, где подробно описывается, что и как следует делать: https://jotto8.ru/blog/komponovka-v-liste и https://jotto8.ru/blog/pravila-komponovki-risunka-chast-1 , например.

В контексте нашей темы, добавлю, что первое, на что обращают внимание члены комиссии на вступительных испытаниях - это насколько грамотно закомпонован рисунок. Предметы натюрморта в академическом рисунке располагаются не только на плоскости листа, но и на предметной плоскости (на столе или подиуме). При этом следует учитывать их положение друг по отношению к другу по глубине, чтобы донца стояли на предметной плоскости в изображении так же, как и в натурной постановке.

Исключение составляют предметы, которые художник сместил специально для большей выразительности рисунка. Это делается в случае, если стенки предметов или их части визуально касаются друг друга, когда один предмет не виден из-за другого или они расположены слишком далеко/на одинаковом расстоянии друг от друга (пространства между предметами в рисунке должны быть разными по размеру).

   Удобнее всего передавать пространство в рисунке, когда предметы частично перекрывают друг друга - это прекрасный вариант расположения предметов натюрморта. Разумеется, все предметы натюрморта должны поместиться на лист, заполнив собой основное его пространство. Положение формата (вертикальное или горизонтальное) художнику тоже стоит выбрать самостоятельно, исходя из компоновки общей массы предметов натюрморта. Для этого лучше выполнить небольшой эскиз или использовать видоискатель.

7. Равновесие по тону и линиям.
   В учебном рисунке натюрморта важно учитывать и качество его наполнения линиями и пятнами. Самые густо заполненные и тёмные места лучше компоновать ближе к центру формата, немного сместив в сторону, относительно него. Это касается и линейно-конструктивного рисунка и тонального академического рисунка натюрморта.

Тёмные, средние и светлые участки рисунка стоит сочетать между собой ритмически, чередовать их друг с другом. Такое динамическое расположение тонов в рисунке придаст ему разнообразия при рассматривании и поможет сконцентрировать внимание зрителя на самом главном. Помните, что основной предмет натюрморта стоит выделить при помощи контраста, фактуры, размера, деталей, а вокруг него распределять всё остальное. Степень прорисовки и акцентированности при этом сильнее всего будет проявляться именно в основном предмете натюрморта.

   Обращайте внимание и на то, как сочетаются между собой пустые и заполненные части рисунка, уравновешены ли правая и левая его половины. Все пятна тона в рисунке связаны между собой, лучше, чтобы по размеру и качеству тона они не только отличались, но и дополняли друг друга, уравновешивая части формата и создавая в рисунке единую тональную или ритмическую гармонию.

8. Логика и последовательность изображения.
   Одно из основных требований к выполнению академического рисунка натюрморта - грамотная последовательность этапов рисования. Если коротко описать их, то вот эти шаги.

1). Компоновка и выполнение эскиза.
2). Определение масс предметов и соотношения основных пропорций предметов (ширина и высота).

3). Конструктивное построение предметов на предметной плоскости.

4). Распределение границ света и тени на форме предметов, определение границ падающих теней.

5). Прокладка условного тона в собственных и падающих тенях предметов.
6). Распределение локального тона предметов по всей поверхности рисунка (набор основных тонов предметов друг по отношению к другу).

7). Моделировка объёмов и форм предметов тоном и штриховкой.
8). Тональное решение пространства в натюрморте.
9). Прорисовка деталей.
10). Обобщение рисунка.

Такая последовательность рисования натюрморта помогает разрабатывать лист целиком, рисуя одновременно все части натюрморта. Это делает рисунок цельным, точным и грамотным. При рисовании от куска (по частям, как принтер), как обычно рисуют художники-самоучки или рисовальщики, слабо владеющие азами изобразительной грамоты, рисунок может складываться не точно, тона и акценты, возможно, сместятся случайным образом. Кроме того, при рисовании по частям легко увлечься деталями, прорисовать не самые важные вещи в ущерб главному.

В результате, рисунок окажется перегруженным излишними подробностями, нарушающими общее визуальное впечатление от него. Профессиональные художники и педагоги легко отличают такой подход к рисованию от традиционного академического и, разумеется, отдают приоритет рисункам, сделанным последовательно традиционно.

9. Владение графическими изобразительными средствами.
    Где использовать штриховку и какую, а где тушёвку? Как передавать фактуры и материальность предметов натюрморта? Как нарисовать стеклянный или металлический предмет? На все эти вопросы отвечает последовательная академическая учебная программа по рисунку. 

Каждый случай в рисунке уникален и нет единого образца, по которому рисуют тот или иной предмет. В каждой учебной постановке своя задача, своё освещение, своя среда. Этому учатся серьёзно и последовательно под руководством грамотного педагога, а не просто художника.

Применение фактур и текстур, положение карандаша в руке во время рисования, качество и мягкость грифеля, степень заточки карандаша, последовательное нанесение слоёв штриховки - всё имеет значение. И всё это можно научиться регулировать и комбинировать в нужном качестве и количестве, главное, уделить нужное время и приложить достаточные усилия.

Имеет значение и направление штриховки: по форме и против формы, прямой или дугообразный штрих, угол пересечения штрихов. Владение всем этим арсеналом изобразительных средств художника помогает достичь правдоподобной иллюзорности в рисунке и ощущения материальности и трёхмерности. Уместным бывает и добавление нетрадиционных приёмов в рисунке - заполнение формы точками, каракулями, ритмическими линиями, имитирующими фактуры и качество окраски предметов. Но не стоит ими чрезмерно увлекаться: самое важное в учебном рисунке - передать форму в пространстве.

10). Выявление главного и умение обобщать.
   В учебном рисунке степень прорисовки предметов должна быть разной. В зависимости от важности концентрации внимания зрителя на каждом из предметов натюрморта, в рисунке распределяются приоритеты по степени прорисовки. Самые важные и центральные предметы и объекты в натюрморте прорисовываются подробнее других, к краям листа внимание зрителя рассеивается - там не нужно показывать лишних деталей, а жёсткие контрасты лучше смягчить.

   Обобщать стоит и теневые участки (и собственные, и падающие тени), подчёркивая и прорисовывая полутени и границы между теневыми и освещёнными участками. Такой принцип рисования хорошо выявляет объём и форму основных предметов, что делает рисунок особенно выразительным и грамотным.

    Для того, чтобы не перестараться с деталями и обобщить нужные участки рисунка, на последних этапах рисования стоит ориентироваться не на саму постановку, а на подготовительный рабочий эскиз, выполненный в самом начале ведения рисунка. В нём прекрасно показаны и нужная цельность готовой работы, и яркие акценты, сидящие на своих местах, и качество прорисовки форм. Старайтесь рисовать эскиз в меру подробно, но осмысленно и с учётом поставленной задачи (если решение натюрморта тональное, то и эскиз рисуем в тоне - разбираем всю учебную постановку на отдельные тона и пятна).

   Чтобы подготовиться к вступительному экзамену по рисунку натюрморта, обязательно сочетайте домашние упражнения по рисунку с аудиторными занятиями с педагогом-художником. Внимательно изучите все требования в экзаменационной работе по рисунку натюрморта на сайте того учебного заведения, в которое вы собираетесь поступать - это важно, ведь везде свои требования и критерии оценки.

Перед экзаменом заранее стоит изучить образцы рисунков абитуриентов, чтобы понять, на какие особенности сделать упор при подготовке. Но есть и традиционные, общие для всех академические правила рисования и особенности, которые в общих чертах я прописала в этой и предыдущей статьях (ссылка на первую часть: https://jotto8.ru/blog/akademicheskij-risunok-natjurmorta-trebovanija ). Пусть экзамен по рисунку будет лёгким, а проходной балл высоким! А главное, рисуйте с удовольствием и всё получится. Удачи!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин