В чём магия великих портретов? В том, что на них изображены “живые” люди, со своим темпераментом, характером, уникальностью. Не внешняя оболочка людей, не констатация их факта - вот такой разрез и цвет глаз, вот такая одежда, такие пропорции, а сами люди - яркие, выразительные, запоминающиеся, как будто говорящие со зрителем.
Талантливый портретист умеет увидеть в живом человеке и передать на холсте этот образ, эти особенности, характерное, уникальное, личное. И здесь дело не только в технике исполнения и изобразительном мастерстве, но ещё и в умении замечать, видеть, размышлять, чувствовать. Расскажу немного об особенностях хорошего портрета. Они будут полезны не только начинающим художникам, но и тем, кто заказывает портрет у мастера.
Не похожесть, а узнаваемость.
Разница между этими понятиями в том, что важны не столько сами части лица, сколько их взаимодействие и индивидуальные особенности. Важно не точное до миллиметра соответствие натуре, а обаяние, едва уловимые характерные мелочи. Например, характерный прищур глаза при улыбке; пара морщинок, появляющихся в особые моменты; типичное мимическое выражение лица. Это можно отследить только в личном общении: именно с этой целью художники, рисующие с натуры, много общаются со своими моделями.
Опытные художники способны заметить это и на фото. Для этого, при работе над портретом, используется несколько фотографий, где портретируемый изображён в разных ракурсах, поворотах, с разной мимикой. Такое понимание и наблюдательность приходят с опытом.
Кроме того, у каждого лица есть свои выигрышные и не очень характерные ракурсы. Наверняка вы замечали, что известных актёров всегда снимают с определённых точек, чтобы черты лица выглядели ясно, а у зрителя не было сомнений в том, кто на экране. Это как раз тот самый случай, когда работает узнаваемость. В живописи и графике те же принципы. Поэтому, прежде чем рисовать портрет, посмотрите, с какого положения лицо выглядит естественно, узнаваемо, понятно.
Художественный образ в портрете.
Если говорить профессиональным языком - это точность соответствия формы и содержания. Если объяснить проще, то для создания выразительного, характерного и запоминающегося образа в портрете художнику стоит выбирать способ изображения и выразительные художественные приёмы, ориентируясь на внешность и характер портретируемого. Получается, что в каждом конкретном портрете будут свои приёмы и принципы изображения: контраст по цвету и тону или нюанс, светотень или декоративность, экспрессия или статичность, фактурное письмо или лессировки и т.д..
На формирование художественного образа в портрете влияет всё: живописные приёмы, стилистика, фактуры, цвет, освещение, поза, жест… Поэтому даже у одного художника, с его собственным, узнаваемым стилем, все портреты получаются разные. Наследие любого выдающегося портретиста - подтверждение моим словам. Хрестоматийный пример - Валентин Александрович Серов, “живые”, разные, уникальные портретные образы кисти которого так ярки и разнообразны.
Поэтому, даже выполняя портрет по фото, стоит заранее продумать всё: цветовой строй, качество детализации, технику исполнения, композицию и средства художественной выразительности, которые подчеркнут чистоту образа.
Выбор техники исполнения.
Холст и масло - не всегда разумный и однозначный выбор материалов для исполнения портрета. Бывают лёгкие акварельные образы, бывают категоричные графические, а кому-то к лицу пастельные мягкие градации. Да и писать портреты можно по-разному: в одних случаях, смелыми летящими мазками; в других - нежнейшими затирками или лессировками. И этот выбор - не причуда художника и не его возможности, а серьёзный вдумчивый труд по созданию уникального образного портрета. Обычно, это решается во время эскизирования, когда художник изучает лицо портретируемого, ищет интересное решение творческой задачи.
Например, мой папа, писавший всех членов семьи в разное время и в разных вариациях, в итоге создал не серию портретов, а отдельные самостоятельные произведения. Себя и маму он нарисовал пастелью, меня написал маслом, а моего брата - гуашью. Разумеется, предварительно и во время создания портретов, он создал много набросков и рисунков с натуры, чтобы понять пластику лиц, выбрать подходящий ракурс, получше изучить лица и определиться с композицией. И сам изобразительный язык, и манера рисовать и художественные приёмы в каждом из портретов были свои, подходящие для раскрытия образа портретируемого.
Рисуем не глаза и носы, а линии и углы.
Грамотный портретист умеет смотреть сквозь сюжет и занимает исследованием форм лица, контрастов и характерных особенностей. Когда художник рисует, скажем, ухо, он думает не об ухе, а о том, например, какой формы в нём хрящи и насколько они хорошо читаются в контексте всего лица. При этом он изучает наклон уха относительно лицевой части, его форму - острая она или округлая, угол положения мочки и т.д..
В портрете линии и углы задают структуру лица и его характер, точное их взаимодействие помогает лучше уловить и передать индивидуальные внешние особенности разных людей. Есть множество теорий строения лица и тела при помощи линий (прямых и изогнутых) и углов (острых, прямых, тупых). Про одну из таких теорий и её применение в изобразительном искусстве я писала в статье: https://jotto8.ru/blog/tipologija-kibbi-kak-prodolzhenie-metoda-linij-i-uglov-pestalotstsi-v-obuchenii-vzroslyh-risovaniju-portreta .
Соответственно этой системе и вообще соотнесению линий и углов в рисунке лица, художник подбирает и средства изображения. Например, линии в рисунке одного портрета могут быть певучие, длинные, меняющие плавно свою толщину, а в другом ломанные или рваные, резкие, сумбурные. И то, и другое может органично передавать особенности лица и характера портретируемого. Разумеется, всё это не касается учебных академических рисунков, где не стоит задачи передать индивидуальные психологические качества модели, а грамотно смоделировать форму в пространстве и заданном освещении и среде.
Не копируем фото один в один.
У художника-портретиста, рисующего по фото, всегда большой соблазн сделать изображение максимально фотореалистичным. И многие достигают большого успеха в таком ремесле, но качественный, настоящий портрет - это не только внешняя безупречная оболочка. Это, в первую очередь, душа изображаемого человека. А изображение души требует энергии, внутренней сути, темперамента. Это не только цвет и пропорции, вернее, совсем не они. Это умение думать и чувствовать как художник, а значит мыслить и “говорить” художественными средствами рисунка и живописи.
В качестве примера приведу графический портрет Мариса Лиепа, выполненный художником Улдисом Земзарисом. Здесь и внутренняя драма, и твёрдость характера, и глубина мышления блестящего танцовщика. И при всей этой ясной и глубокой философской трактовке образа, внешне портрет сделан безупречно: точно по пропорциям, с узнаваемого ракурса, с передачей индивидуальных характерных особенностей. Безусловно, портрет узнаваемый и мастерски, профессионально сделанный. Это не просто изображение известного человека, это произведение искусства.
Портреты бывают разные, это здорово, ведь в творчестве не должно быть повторов. Но любому художнику важно стремиться к профессионализму, к совершенствованию своего мастерства, и не только техническому, но и образному. А в искусстве портрета это художественное мышление, умение найти ключ к раскрытию характера и темперамента, глубины мышления и эмоциональному состоянию особенно ценно.
И, конечно, такие портреты качественно выделяются на фоне простой перерисовки с фото, хотя и технически качественно сделанной. Будем пробовать и искать необычные и оригинальные возможности реализации собственных идей в искусстве портрета! Думаю, эта новая задача поможет многим начинающим и продвинутым художникам выйти на качественно новый уровень рисования. По крайней мере, я вам этого желаю.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)