Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Цвет или не цвет. Как избавиться от “грязи” в живописи.

Тициан (Тициано Вечеллио) - Венера Урбино, до 1538 года (фрагмент)

“Больше грязи, больше связи”, - говорил папа на занятиях с нами, детьми в художественной школе. Один мой преподаватель в Академии учил студентов собирать оставшиеся краски с палитры в баночку (все в одну) чтобы потом использовать это месиво для обогащения и усложнения цвета в новых работах. Называлось это - фуза. Она была такого сложного грязно-серого цвета, зачастую с зеленоватым оттенком.

У самого него было правило - ничего не оставлять на палитре в конце сеанса. Даже самую неприятную и, казалось бы, неподходящую краску он вписывал ту или иную часть работы, не нарушая общего цветового единства. У студентов этот номер не проходил категорически: они мешали нужный цвет часами, добавляли краску с палитры и фузу из баночки, подбирали мазок к мазку а всё равно часто получались грязные, невнятного, мутного цвета пятна, совершенно не передающие оттенков цвета модели. “У, какой хороший цвет!” - говорил С. А., тыкая кисточкой в чью нибудь палитру и подцепляя болотно-зелёный замес напоминающий цвет детской неожиданности, - “давай его сюда”. И размазывал этот ужасный оттенок по нежной девичьей щёчке в этюде портрета. И цвет занимал своё достойное место, и к всеобщему ликованию, обогащал и улучшал портрет в смысле колорита, придавал ему особую цветоносность, в отличие от нудно-пасмурного его состояния до вмешательства педагога.

Венера Урбинская, 1538 - Тициан

  Наверняка вы не раз встречались с подобной проблемой: очень сложно намешать подходящий по цвету оттенок - получается или развесёлая радуга , или грязная коричнево-зелёная масса. И сколько бы оттенков вы не подбирали на палитре - ничего не выходит. Особенно это мешает при обучении портретной живописи, когда нужно, чтобы получилась и не розовая свинка и , в то же время, не труп невесты. Есть несколько основных ошибок, которые допускают начинающие художники:

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ НАЧИНАЮЩИХ ХУДОЖНИКОВ В ЖИВОПИСИ и советы по их устраниению:

1) Цвет мешается на палитре, без пробы в холсте или листе. Как правило, начинающий портретист не может замешать общий цвет для всего лица. Конечно, это сложно, тем более если учитывать, что цвет лица в разных частях его разный (то же самое происходит с цветом предмета или любого другого объекта - мы уже говорили о цветовых оттенках в статье “Про цвет и оттенки”). Конечно, цветовой нюанс нужно намешивать на палитре, но он должен подбираться к другим цветам в листе или холсте простой пробой. Мазок должен подбираться к мазку, как части пазла друг к другу. Из таких отдельных нюансных цветовых мазков и будет состоять всё изображение. На палитре оттенки выглядят всегда несколько иначе, чем в листе, потому, что рядом с ними соседствуют не те же цвета, что и в рабочем поле, да и сам цвет палитры может помешать оценить точно качество замеса. Нужно пробовать замес, нанося мазок в нужное место работы. По той же причине, первую цветовую прописку следует делать максимально быстро, чтобы поскорее перекрыть белое пустое поле. Цвет, положенный рядом с другим цветом, выглядит иначе, если его положить на чистую белую поверхность. Это один из законов восприятия (поговорим об этом в одной из следующих статей).

Ангел - Тициан

  2) Не забывайте об основных собственных свойствах цвета, а точнее об одном из них - насыщенности. К одним оттенкам в живописной работе нужен более чистый насыщенный соседний мазок, к другим, наоборот, более “сложный”, малонасыщенный. И если их переставить местами, перепутать, переместить с места на место, оба будут выглядеть не в структуре: один слишком кричащий, другой - грязный. Получается, что качество цвета не всегда зависит от самого цвета замеса, но и от его окружения тоже. На наших курсах по живописи для взрослых в Екатеринбурге, мы часто говорим об этом, исследую эту особенность на практике.

Благовещение - Тициан

 3) Также имеет значение индивидуальное восприятие цвета художником. Как у каждого писателя есть свой словарь, у художников есть своя “палитра” - излюбленные оттенки цвета или тяготение к определённым цветовым сочетаниям (об этом тоже будем говорить отдельно, пока просто поверьте на слово). Например, золотисто-рыжий цвет в картинах Тициана легко узнаваем, а у Рембрандта особо знамениты глубокие красные, светящиеся оттенки. Поэтому, не стоит иногда “гнаться” за натурой, стремиться точно попасть в тот самый, один единственный оттенок - он может быть абсолютно чужим уже положенным и сгармонизированным вами другим цветам и цветовым нюансам. Лучше подбирать каждый мазок к тому, что уже стало частью живописного этюда. У каждого художника своя правда и верить будут именно тому, насколько убедительно и гармонично всё изображено в вашей работе, а не сравнению её с натурой.

Успение Богородицы (1516-1518) было первой крупной комиссией мастера эпохи Возрождения Тициана в Венеции.

  Ну, а чтобы не попасться на удочку “грязевых” замесов, получать сложные, но красивые и богатые цвета в смесях, избавиться от грязи в живописи, есть несколько простых правил:

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСНОЙ РАБОТЫ

 

I. По минимуму использовать чёрную краску.

В любой художественной школе это правило не подлежит исключению. Художников с детства учат намешивать хроматические (цветные) серые и обходятся без утемнителя и замутнителя. А если без чёрного совсем не обойтись, берите его немного, по капле подмешивая к насыщенным спектральным, чистым цветам.

Жертва Исаака - Тициан. 1542-44. Масло на холсте. 328 х 285 см. Санта-Мария-делла-салют, Венеция, Италия

II. Нельзя смешивать цвета, находящиеся напротив друг друга в цветовом круге (дополнительные) механически, то есть на палитре кистями. Эти контрастные друг другу цвета: жёлтый и фиолетовый, красный и зелёный, синий и оранжевый и так далее, убивают друг друга при смешивании и усиливают друг друга при положении рядом. Грязь получается как раз таки при попадании этих цветов друг на друга.

Автопортрет с двумя кругами, Рембрандт Харменс. ван Рейн, c. 1665-1669. Iveagh Bequest, Kenwood House, Лондон

III. При послойной живописи, особенно водорастворимыми красками (гуашью, акварелью), каждый последующий слой наносится всё более легко и аккуратно, чтобы не задеть предыдущий слой. Особенно следует остерегаться в этом случае затирок краски в предыдущий, нижний слой - он будет подмешиваться к цвету слоя последующего, а два самих по себе сложных цвета, да ещё и перемешанных, дадут что-то совсем не цветное. Поэтому, чтобы не получить чудесный серо-буро-малиновый с проблеском оттенок, укладываем слои друг на друга легко и быстро.

Рембрандт - Возвращение блудного сына

IV. Не стоит смешивать более трёх разных цветов, особенно в самых первых упражнениях по живописи, чтобы точно намешать красивый изысканный, сложный цвет, но не уйти в излишнюю цветовую путаницу или неприятную дисгармонию.

Рембрандт - (Фрагмент) Ночной дозор

V. Ну, и чтобы точно определить получится ли сложный оттенок или он чересчур

перегрязнён, попытайтесь назвать ваш цветовой замес. Какой он: зефирно-розовый или шоколадный; цвет морской волны или тёплый жёлто-зелёный? Если описать словами цвет получилось, то всё в порядке. Нужно пробовать.

Итак, вперёд, к исследованию, намешиванию, уточнению цветов и оттенков! И не забывайте, что не существует теории без практики, особенно в работе художника. Интересных вам цветовых замесов и богатой живописи.

Рембрандт, "Хендрикки Стёффелс в Окне", 1656-57, Холст, масло, 86 см х 65 см, в Staatliche Museen, Берлин

  • Сайт
  • Магазин