Как я уже писала в статье о видах рисунков, можно рисовать как линией, так и пятном и даже сочетать их вместе. Если с линией всё более-менее понятно, то вот с тоном не совсем и не всегда. На занятиях рисунком в классе мы подробно разбираем каждый шаг начинающего художника - с чего начинать рисовать, как прокладывать тон, в каких случаях лучше использовать штриховку или тушёвку и прочее.
Но мне приходит много вопросов от начинающих художников на эту тему, поэтому ещё раз опишу всё здесь. Итак, что такое тональность в рисунке и как её использовать?
Светлое, среднее, тёмное.
Тон в рисунке может быть разным, в зависимости от задачи. Если, к примеру, цель художника - передать в рисунке общее тональное состояние модели, то он может быть серым или тёмным, с хорошо переданным освещением. Для передачи форм и положения в пространстве предметов можно выбрать светлую тональность и т. д..
В целом, рисунки бывают светлые, с лёгким нажимом на карандаш - в таких работах шкала используемых тонов не большая и смещается к нежно-светлым оттенкам. В таких рисунках помимо тона может использоваться и линия, но обычно они малоконтрастные, высветленные, лишены жёстких штрихов и фактур. Иногда их называют высокий ключ (портрет в светлой тональности - термин взят из искусства фотографии, в последние годы достаточно широко распространяется и в рисовании).
Тёмные, насыщенные тоном рисунки, по темноте смещаются к тёмной части тональной шкалы. В них художники активно пользуются разнонаправленными штрихами, фактурами, лаконичными плоскими тёмными пятнами и оставляют совсем немного светлых оттенков для передачи резких контрастов, особой выразительности теней, игры объёмов и плоских чёрных теней на модели. Такие работы называют низкий ключ.
РЕКОМЕНДУЕМ ВАМ ПРОЧИТАТЬ ЕЩЁ И ЭТИ НАШИ СТАТЬИ:
1. Как точить карандаш? Профессионально. Как художник.
2. Как использовать карандаши разной мягкости? Оттенки тона в рисунке карандашом. Часть I.
3. Как использовать карандаши разной мягкости? Оттенки тона в рисунке карандашом. Часть II.
4. Мягкость и твёрдость простого карандаша: как её использовать?
Средней тональности рисунки наиболее контрастны. Они сочетают в себе и тёмные и светлые тона в их наиболее гармоничном соотношении или выстраиваются в оттенках середины тональной шкалы.
Для грамотного ведения рисунка лучше сразу определиться, в каком тональном диапазоне он будет выполнен: светлом, среднем или тёмном. Также будет не лишним заранее спланировать расположение в листе основных тональных пятен. Для этого следует сделать небольшой тональный эскиз будущей работы. Глядя на него можно будет и в формате листа рисовать смелее, и качество тона в рисунке контролировать, и с фактурами карандаша экспериментировать смело - будет с чем свериться, чтобы случайно не выпасть из общего тонального строя и основной идеи.
3 способа рисования в тоне.
1). Академический подход в рисовании тоном.
При таком подходе, сначала заштриховываются все тени - и собственные на предметах, и падающие от предметов. Штриховка ведётся или по форме от границы света и тени, или просто плоско, для того, чтобы обозначить качество освещения и разобраться с основными массами тональных пятен. Тональная разница между собственными и падающими тенями показывается сразу, чтобы не запутаться в основных отношениях. В некоторых случаях, от границы света и тени на предметах сразу показывается сгущение тени.
Таким образом, разница в тоне между собственными и падающими тенями органично подчёркивается рефлексом. Только после этого можно приступать к моделировке объёма тоном в рисунке и распределению тональных отношений между предметами и в глубину. Академический подход в рисовании самый методически правильный, основательный и точный, но он требует достаточно много времени на создание рисунка. Именно поэтому многие современные художники отказываются от традиционного способа рисования и пробуют новые, более быстрые и на первый взгляд удобные способы рисования. Но это следует делать только после освоения азов изобразительной грамоты.
2). Рисование тоном объёмов первоначально, а потом уже выстраивание отношений внутри рисунка.
Это так называемый метод рисования от куска, когда художником выбирается основной объект в постановке и именно с него начинается разработка всего рисунка. Сначала на предмете распределяются тени и полутени, потом набирается фон вокруг предмета (принцип касания - тон к тону, отношения к отношениям путём сравнения). И только потом уделяется внимание более отдалённым частям и предметам.Таким способом рисования изображение в листе распределяется и разрастается от эпицентра к периферии.
Иногда художник будет возвращаться к уже нарисованному уточнять тональные отношения, форму и объём, контрасты, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на главном, но в целом части рисунка прорисовываются сразу и в тоне и в объёме часть за частью, кусок за куском. Такой подход к созданию рисунка скорее дилетантский, чем профессиональный. Рисуя таким способом начинающие художники легко могут запутаться в тональных отношениях и справиться с пространственными тональными отношениями будет трудновато.
3). Рисование от основного тона.
При таком подходе сначала закладывается основной тон всего рисунка - условный серый. Потом прокладываются штрихами основные тональные отношения предметов. Все пятна заполняются штрихами плоско и равномерно. После этого так же плоско заштриховываются тени, собственные и падающие. Только после этого (когда весь лист заполнен плоскими пятнами соответствующего тона, конфигурации и силуэта) начинается моделировка формы. При помощи тона и штриховки разного направления, резкости и нажима моделируется форма и объём предметов. В последней стадии такого рисования внимание уделяется пространству в рисунке - списывается дальний план, резкими пересекающимися штрихами подчёркивается передний план. Такой способ ведения тонального рисунка самый быстрый и понятный начинающим художникам.
Тон в рисунке помогает тону в живописи.
В классической живописи тональные отношения намного важнее, чем цветовые. Попасть в нужный по цвету оттенок почти не составляет труда при наличии элементарного цветового восприятия, а вот определить, насколько тёмный или светлый цветовой оттенок нужен - может не каждый. Но именно это даёт настоящую реалистичность изображения и картина выглядит цельно, не дробится на отдельные "цветики" и "оттеночки", а изображение выглядит реальными объектами, а не краской.
Тональному мышлению можно научиться, постоянно тренируясь, сравнивая оттенки тона и цвета друг с другом, переводя цветное изображение в чёрно-белое (например, сфотографировав этюд на телефон). При переводе в чёрно-белый вариант, картина должна сохранять изобразительность (предметы остаются теми же и на тех же местах, не разрушаются), главное и второстепенное не меняться местами, а объём, форма и пространство оставаться прежними. Тональное мышление развивает именно тональный рисунок карандашом или мягким материалом (углём, сепией). Именно с него следует начинать уроки рисования.
Тон сам по себе не работает: нужно ещё понимание объёма, формы, степени освещения предметов в среде, пространства и фактуры.
Просто перерисовав тональные пятна нужного оттенка с натуры на лист реалистичного рисунка не получить. Для того, чтобы рисовать точно и правильно, стоит изучить построение конструкции (сквозной линейный рисунок), распределение светотени на простейших объёмных формах, чтобы изучить как ведут себя в рисунке геометрические тела при разном освещении. По тому же самому принципу будут вести себя части лица в портрете, части тела человека и предметы в фигуре и пейзаже, соответственно. Немаловажную роль играет и фактура штриха, его интенсивность и качество нанесения.
Правильный постепенный набор тона имеет значение.
Первую тональную прокладку обычно делают, нанося лёгкие штрихи боковой стороной карандашного грифеля на бумагу. Карандаш при этом держится хватом сверху почти параллельно плоскости рисунка. Таким образом фактура наносимых штрихов будет бархатистой, мягкой, спокойной.
По мере приближения к окончанию работы над рисунком карандаш в руке рисующего будет всё более перпендикулярно разворачиваться к плоскости листа. В самом конце карандаш держать следует как ручку, зажав между большим и указательным и положив на первую фалангу среднего пальца. В таком положении грифель соприкасается с бумагой совсем малой поверхностью и даёт жёсткие, резкие, тёмные, энергичные линии и штрихи. Так тон в рисунке будет набираться постепенно с возможностью правки, а фактуры первого плана подчеркнут глубину пространства в рисунке.
Тональный рисунок - очень интересный и серьёзный предмет, дисциплинирующий художника, закладывающий основы логического последовательного реалистического рисования, помогающий развить художественное видение и положить творческие идеи художника на прочный, основательный фундамент изобразительной грамоты. Занятия рисунком приучают мыслить, проверять и обосновывать то, что художник видит вокруг, развивают зрительную память, вырабатывают алгоритмическую последовательность действий при рисовании, учат планированию, а кроме того, развивают усидчивость, старательность, аккуратность, закрепляют и применяют на практике знания из областей математики (геометрия, начертательная геометрия, перспектива, теория теней), физики, черчения, помогают видеть прекрасное вокруг и воссоздавать его в плоскости листа. Занятия рисунком гармонизируют ум и являются прекрасной творческой активностью в любом возрасте.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. Покупайте наш курс "Рисование с нуля до портрета на заказ" в Екатеринбурге :)