Лет 15 назад, когда я ещё активно писала на пленэре этюды с натуры, первым делом укладывался в дорогу кассетник для сырых работ. Что это такое и для чего он используется, расскажу сейчас подробно, но перед этим - небольшая история.
Однажды, поехали мы с папой за город на пленэр на мотоцикле с коляской (уже смешно, правда?): брат за рулём, я сзади, папа в люльке со всем необходимым для художника скарбом. Писали на берегу реки за лесом - нашли симпатичную полянку, выбрали удобное место, определились с сюжетом, разложили краски… И начал накрапывать дождик. Папа любивший маленькие, до А4 формата, этюдики, легко спрятался под зонт вместе с этюдником и продолжил писать свой туманно-пасмурный пейзаж. А я, не ищущая лёгких путей, с холстом 50х60 сантиметров, килограммами краски в этюднике и целым букетом кистей была настроена серьёзно, поэтому, натянув по самые глаза капюшон и решив стоять насмерть, продолжила шевелить кисточкой, но чуть активнее. Масляные краски, не растворимые водой, легко ложатся на холст и в сухую и во влажную погоду, а если дождик мелкий - он почти не мешает процессу. С переменным успехом мрачноватый серо-смурной пейзаж был написан: краску пришлось класть на холст толстым слоем, чтобы она не смазывалась каплями влаги, поэтому фактуры в пейзаже получились вполне уверенные и смелые, в ход пошли и жёсткие кисти и мастихин, даже пальцами пришлось поработать.
Тем временем, дождь всё усиливался, небо окончательно заволокли тяжёлые тучи, а отсыревшая земля бурыми потоками начала своё стремительное движение из-под ног нас, художников, в русло реки. Окончательно промокнув и замёрзнув, мы коллективным разумом решили завершать этюды дома, в мастерской. быстро покидали вещи в мотоцикл, водрузили на него этюдники и рюкзаки с вещами, а вот сырые этюды… А что же делать с только что написанными маслом картинами? Свою работу папа умудрился запихать внутрь этюдника, вынув и вычистив наспех палитру и проложив по углам прямо в липнущую краску этюда щепки, наглухо закрыл крышку этюдника. “Некогда разбираться в тонкостях, пора ноги уносить”, пробормотал он, ритмично стуча челюстями, - “потом поправлю, если что-то смажется, углы не жалко”.
Мне же ничего другого не оставалось как взгромоздиться верхом на мотоцикл, гордо держа в руках недописанную картину. Одной рукой держась за ручку, чтобы не свалиться по дороге, а другой яростно сжимая подрамник с натянутым холстом и энергично и, вместе с тем, немного экзальтированно размахивая им, пытаясь миновать летевшие навстречу мокрые лапы ёлок, оторвавшиеся сильным ветровым потоком листья и ветки, и шмотки грязи из под колёс, я мчалась вместе со своими товарищами по несчастью по размытой в конец лесной дороге. В лица, картину и, конечно, во всё остальное устремилась вся “прелесть” непогожего дня - ливневые потоки беспощадно стегали тщетно оберегаемую картину, образуя вполне уверенные дорожки в свежей краске, мелкие камни, хвойный сор и просто комья грязи из-под колёс дополняли так старательно укладываемые мною масляные фактуры. То, что случайно уцелело, я весьма успешно размазала, перекладывая картину из одной руки в другую, ладонями и одеждой. Чуть папе в лицо не припечатала: всё-таки не очень удобно контролировать свои движения когда мчишься на большой скорости верхом под проливным дождём.
Хорошо, хоть ехать было недолго, минут 20-30. Но всё равно привезли абстракцию. Это нечто было похоже скорее на “Коконы” Михаила Шемякина, чем на уральский пейзаж. Дописывать было нечего, да, если честно, уже не очень-то и хотелось: творческий порыв улетучился, как будто его и не было. Этот случай дал нам понять, что о транспортировке будущих картин тоже нужно позаботиться в самом начале, перед их написанием. И мы начали изобретать.
Папа усовершенствовал модель разработанного им этюдника, добавив к самому корпусу отсек для сырых работ, где они укладывались, как ножи в ножны, рядами и прикрывались дверцей. Для работ более крупного формата был собран специальный кассетник. Его можно было перекинуть через плечо с помощью специального ремня, как сумку, и даже оставлять в нём работы для просушки, если пленэр многодневный. Такой кассетник для работ маслом и места немного занимает, и в применении удобен.
По своему опыту пленэров знаю, что многие художники привозят холсты для живописи сразу с рамами: написали картину; надели раму, а сверху накрыли другой работой. Объём рамы не даёт красочному слою смазаться и соприкоснуться с другой картиной. Если их плотно связать вместе, всё будет хорошо.
Ещё один вариант, которым обычно пользуются студенты художники, втыкание по углам холста силовых кнопок, а уже сверху на них укладывание ещё одной плоскости или другого холста. Вообще, удобнее брать на пленер сразу 2 одинаковых по размеру холста, тогда при аккуратном закладывании между ними небольшого клинышка из картона или подручных средств, будет легко сохранить обе картины и донести их до мастерской без потерь. Если же вы пишете на картоне или холсте на картоне, могут помочь канцелярские зажимы. Вот такая конструкция получится.
А вообще, уже существуют специальные планшеты и приспособления для переноски сырых работ. Тут уже важен вопрос цены. Ну, и кассетники, которые раньше были из фанеры, в современной интерпретации стали пластиковыми. Очень удобно и легко по весу. Так что выбор за вами. Один мой знакомый, например, использует винные пробки, положенные по углам этюда, накрывает другим этюдом сверху и обматывает всё это скотчем или пищевой плёнкой. Из скотча ещё и ручка очень практичная получается, выходит такая конструкция, а-ля чемоданчик”: остроумно и надёжно!
Уже не за горами первые пленэрные вылазки, и я надеюсь, что эти идеи помогут вам не растеряться в полевых условиях. Желаю вам сочных, колоритных этюдов, увлекательных живописных сеансов и множества цветовых открытий. А как сохранить эти впечатления, вы уже знаете.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)