Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Как одеться на пленэр?

   Все художники, рисующие с натуры, проходят боевое крещение пленэром. Все без исключения студенты и учащиеся художественных школ, колледжей, училищ, ВУЗов и так далее дружно идут на пленэр каждое лето. Идут учиться у природы свету, цвету, ритмам, форме, композиции, фактурам - всего и не перечислишь.

И каждый год из лета в лето, педагоги и наставники проводят с ними плановую беседу и дают ценные указания о том, как себя вести на пленэре, что брать с собой, как одеваться, чтобы всё обошлось без жертв и происшествий. В реке не купаться, по деревьям не лазать, в кустах клещей не собирать, с пьяными дяденьками и агрессивными людьми не разговаривать - это ещё цветочки. И, конечно, всё это благополучно пропускается мимо ушей жизнерадостными студентами, и каждый год происходят одни и те же ошибки начинающих пленэристов, художников-пейзажистов.

  Я тоже обгорела на своём первом пленэре: мы все обгорели. Вернее, обгорело всё то, что торчало из-под панамки: у кого нос, у кого уши, у кого губы и подбородок. А были и такие, кто нарядились в майки с тоненькими лямочками и шорты - лето ведь. Одну такую девочку мы даже загружали в автобус по пути обратно - сгорела сильно: лицо, руки, ноги. Даже температура поднялась. А кто не сгорел на своём первом пленэре, тот был покусан насекомыми, потому что нельзя надевать на пленэр кофточки в сеточку, даже самую мелкую - мошки и в них умудряются пролезть. Да, и от ветра такие кофточки не спасут, а только привлекут разговорчивых “женихов”.

  Вообще, на пленэре нужно быть максимально собранными и рассудительными, особенно девушкам. В одну из наших пленэрных поездок в Верхотурье, например, группа студенток пошла писать мужской монастырь. Солнце припекло, они разделись до купальников, у самых ворот монастыря встали - и пишут, наслаждаются процессом. Долго потом батюшка-настоятель бегал по всему посёлку, искал руководителя этого беспредела. Прямо Содом и Гоморра с доставкой в монастырь! В общем, живопись живописью, но здравый смысл терять не стоит.

Вам может понравиться статья: "Пленэр маслом: как донести написанную картину до дома в целости."

   Итак, шутки в сторону, давайте экипироваться на пленэр удобно, правильно, целесообразно: выделю основные правила сбора на пленэр.

   1) Экипировка походная. Вам должно быть, в первую очередь удобно, а уже потом красиво в вашей одежде - лёгкой и верхней. Одежду лучше выбирать ношенную, не новую, чтобы было не жалко её запачкать (ситуации могут быть всякие: сели на траву, на покрашенную скамейку, в палитру, нечаянно мазнули краской или вас обрызгала проезжающая машина). Хорошо подойдут для этой цели любимые джинсы и футболка с длинным рукавом или рубашка, можно надеть тонкий и лёгкий свитер. Обувь обязательно должна быть без каблуков, прочно сидеть на ноге и быть лёгкой: кеды, кроссовки, ботинки. Открытую обувь тоже лучше не надевать по причинам уже описанным выше. Удобная обувь, вообще, залог успеха на пленэре - можно идти куда угодно и сколько угодно, в гору и с горы и даже по камням. Она поможет передвигаться быстро, если нужно спастись, например, от дождя. Я вот, однажды, убегала от стада коров. Хорошо, что на мне тогда были любимые кроссовки.

   2) Одеваемся по погоде. Но лучше одеться потеплее, а если будет жарко - снять лишнее или расстегнуть пуговицы. Стоит помнить, что даже летом бывает достаточно прохладно и ветрено, поэтому болоньевая куртка или ветровка придутся очень кстати. В жаркий день тоже лучше захватить лёгкую курточку или летнее пальто, чтобы защищаться от палящего солнца или сквозняка. А свитер с высокой горловиной вообще незаменим в любом походе, в занятиях рисованием на природе в том числе. Помогает не замёрзнуть термобельё, предусмотрительно надетое под джинсы.

   3) Головной убор - обязателен. В любую погоду это непременное условие. Сомневаетесь? Попробуйте сами, но не говорите потом, что я вас не предупреждала. Летом - это небольшая панама с полями или шляпа - они защитят не только лицо, но и уши и, частично, шею, чего не сделает, например, бейсболка. В межсезонье или прохладным летом можно надеть вязанную шапочку или кепку с козырьком обязательно закрывающую уши. В этом случае, хорошо бы ещё накинуть капюшон куртки или хотя бы поднять воротник, чтобы защитить шею. Шарф в холодное время года тоже необходим. Горло у художника - едва ли не самая уязвимая часть тела. А почему, дуамете, художников всегда изображают в шарфе и берете?

   4) Летом выбираем одежду из х/б материалов. В любой синтетической майке или кофте будет смертельно жарко, и перегрев вам обеспечен, ну, плохое нерабочее настроение, как минимум. Лучше выбрать льняные брюки или тонкие джинсы и рубашку или жакет с длинными рукавами. Воротник лучше застегнуть наглухо, чтобы не сгореть частями. В качестве обуви тоже отлично подойдут полотняные тапочки или лёгкие кеды.

   5) Волосы на пленэре нужно убирать в пучок или хвост, чтобы не отвлекаться на развиваемые ветром пряди и не собирать с палитры попавшие в краску волоски. Если стрижка короткая, можно накинуть платок или бандану, но лучше всё же выбрать более качественный головной убор. Словом, ничего не должно доставлять лишнего неудобства, ничего не должно отвлекать от рисования.

   6) Зонтик. В сезон дождей - это ваш обязательный атрибут. Некоторые художники, рисующие с натуры, на пленэре используют также специальный большой зонт от солнца. Но на первых своих вылазках на этюды, держите при себе хотя бы обыкновенный складной зонт от дождя - мало ли чего может случиться. Однажды я, забыв дома зонт, бежала вприпрыжку по лужам от сильнейшего ливня с только что написанной картиной маслом в руках: брызги, удары дождевых капель, прилипший сор и грязь - мой этюд совсем не украсили, пришлось начинать всё заново.

  Если уж начали говорить об минимуме, который должен быть с собой у художника на пленэре, не забудем упомянуть перекусы. На свежем воздухе есть хочется сильнее, чем во время работы в мастерской, да и поездки на занятия живописью на улице могут быть длительные. Стоит брать с собой хотя бы пару бутербродов и термос с чаем (если холодно) или бутыль с чистой негазированной водой (если жарко).

   7) Рюкзак удобнее пакета. Да и нести его проще. Вообще, руки лучше оставить максимально свободными, хотя бы выходя из дома. За спиной рюкзак почти не заметен, а в руках, помимо вещей, обычно ещё находятся папки, этюдники, написанные работы, которые нельзя складывать в эти самые папки до полного высыхания, фотоаппараты, а некоторые художники ещё любят собирать гербарий по дороге, красивые веточки и камешки…

   8) Репеленты и средства от насекомых. Даже если вы рисуете у моря, где насекомых нет, лучше перестраховаться и положить с собой в рюкзак мазь от мошек и клещей, спрей или спираль, которую нужно сжигать(в этом случае ещё нужна зажигалка или спички, естественно). По опыту могу сказать, что духи с сильным запахом и любые средства на спирту тоже вас защитят от крылатых кровососов.

  Как видите, к пленэру, нужно готовиться основательно. У меня даже не распаковывается весь этот комплект, пока не закончится пленэрный сезон, чтобы ничего не забывать. Ну, и конечно, помимо всей этой амуниции, не стоит забывать об элементарной технике безопасности на улице, особенно в незнакомых местах. Будьте бдительны и осторожны, а не как один мальчик из группы моего папы.

Каждый пленэр с ним что-нибудь случалось: то он с дерева свалился, то ногу подвернёт на ровном месте, то в грязи по уши изваляется. Как только он выходил из школы - с ним обязательно что-то случалось. На первом пленэре, например, его собака покусала, прямо во дворе художественной школы, даже не успели никуда уйти. Его даже к стулу привязывали, чтобы он никуда не ходил, так он вместе со стулом ушёл: охота пуще неволи!

  Весёлого, творческого, продуктивного, безопасного вам пленэра! Учитесь у природы, наслаждайтесь живописью на открытом воздухе, но не забывайте об элементарной осторожности. Будьте умными художниками.


  • Сайт
  • Магазин