Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Художественный образ.

  Почему картины одних художников рассматривать интересно, а других нет? Почему некоторые произведения искусства остаются актуальными на протяжении десятилетий и столетий, а некоторые, даже сразу после создания не впечатляют? Вы ведь задавали себе подобные вопросы, правда?

  А всё дело в том, закладывал ли автор в свою картину собственное отношение к изображаемому, показывал ли он действительность осознанно, с позиции эстетического идеала (любого, речь не об этом) или просто рисовал спонтанно, для самовыражения. Чтобы было понятнее, расскажу историю, которую описал в своих воспоминаниях Корней Чуковский.

  Дело было летом на даче. А как известно писательские дачи находились рядом и все люди культуры так или иначе взаимодействовали друг с другом, охотно или вынужденно. Рядом работал на собственной даче Илья Ефимович Репин, который в представлении, я полагаю, не нуждается. Он общался с писателями, устраивал творческие встречи у себя, посещал музыкальные вечера и читки у Чуковских. В это же время к Чуковским стал приезжать молодой поэт Владимир Маяковский, влюбив в себя всех гостей и домашних. Зная неодобрение и даже неприязнь Репина к футуристам, называвшего все новейшие течения в искусстве “футурнёй”, Маяковского от признанного мастера тщательно скрывали. Но шила в мешке не утаишь, и в один из вечеров Илья Ефимович попал на читку с участием Маяковского.

  И так понравился 70-летнему “благостному старцу” - художнику 20-летний поэт своей страстью, энергией, брызжущей силой, что Илья Ефимович предложил ему позировать для портрета. “Я напишу ваш портрет”, - восхищённо воскликнул живописец. “А я - ваш” - парировал дерзкий оппонент и тут же сделал пару набросков, чем привёл Репина в полнейший восторг. “Какой типаж, какой матёрый реалист!”, - не уставал повторять художник - “И какие у него великолепные волосы!” Он уже создал в голове будущий образ молодого кипуче-темпераментного поэта. И приготовил огромный холст для своей идеи.

  В назначенное время Маяковский явился на сеанс к Репиным. Но предварительно зашёл в парикмахерскую и нарочно обрился наголо. Ну, не захотел строптивый литератор быть запечатлённым в образе бунтаря - предводителя революции. Репин был не то что расстроен, он был вне себя: “Как же так!? Где ваши прекрасные волосы?” Он взял маленький холст, попробовал писать этюд, но синий череп Маяковского его не вдохновлял. Не сложился образ.

  Мало видеть и наблюдать натуру, важно подмечать в ней самое характерное, передавать своё отношение к ней, помогать зрителю понять, что вас привлекло к именно этому сюжету, объекту, модели. В этом и заключается задача художника. Это и есть художественный образ. В контексте нашей истории, давайте рассмотрим некоторые портреты Владимира Владимировича и проанализируем каждый из них на использование изобразительных средств, композиции, техники исполнения, делающих образ поэта наиболее ярким.

1) Николай Соколов 1988 г.

Заострённые черты лица, чёткий силуэт головы, ясно очерченные губы, нос, характерный взгляд исподлобья, лёгкий поворот головы. Горящие глаза и спокойное выражение лица: в сочетании всё это передаёт внутреннюю энергию. Весь образ целиком напоминает до предела сжатую пружину, готовую вот-вот распрямиться. Сдержанная, почти ахроматическая гамма и сочные пятна чёрного и красного - тому подтверждение.

2) Юрий Могилевский. 1959 г.

Лаконизм средств и резкие края чёрно белого изображения придают лицу драматическое звучание. Спокойный взгляд больших глаз, чувственные губы - лирический герой нового поколения перед нами. Изображение напоминает посмертную маску - на чёрном фоне белое лицо без объёма, без полутеней - и скорбь, и величие, и монументализм одновременно. Ещё бы, линогравюра была создана почти через 30 лет после смерти поэта. Это как бы вывод, итог всего наследия поэта. Недаром этот портрет украшает фасад Театра Маяковского, как символ значимости личности.

3) Василий Кротков. 2012

Выполненный в стилистике кубофутуризма, портрет наглядно иллюстрирует эпоху и стиль языка поэта. Строгое, прямое, повёрнутое анфас лицо, явное портретное сходство, чеканная геометричная лепка - ясность, простота, нарочитая резкость, мощь. И опять сочетание чёрного, серого и красного. Но уже другое. Гамма облегчённая, высветленная, контрасты находятся только в самых важных ключевых местах (глаза, тени на лице, шрифтовая вставка сзади). Синий облегчает тяжёлую цветовую гамму, освежает, нивелирует драму, добавляет серьёзности, устойчивости, особенно в смеси с серыми оттенками. Даже орнамент на галстуке прописан - перед нами не символ, а живой человек со своим темпераментом, характером, убеждениями, страстями.

4) Александр Дейнека.

А теперь попробуйте описать сами то, что вы видите в портрете использую не описание сюжета, а анализ цвета, силуэта, соразмерности, фактуры, расположения элементов в холсте, расположения деталей или отказ от них, использования выразительных художественных средств. Напишите ваши размышления и озарения в комментариях, будет интересно узнать ваше мнение.

  Как видите, образы портретируемого очень разные, непохожие друг на друга, но везде поэт узнаваем, колоритен, ярок. Это говорит о профессионализме художников и соответствии их работ авторской идее. Образ может быть абсолютно любым - от лирики до экспрессии, он может варьироваться от сентиментальности до монументальности. Но без него произведение искусства бессильно. А мы ведь стремимся к созданию и постижению именно произведения искусства, правда.


  • Сайт
  • Магазин