Эта книга попала мне в руки лет 5 назад, когда я задумывала несколько серий графических листов, посвящённых артистам балета, рисовала танцовщиков в статике и в динамике, изучала материал по теме.
Увидев её на полке в книжном, пролистав несколько страниц текста и просмотрев великолепные фотографии, я просто не смогла с ней расстаться. В памяти сразу воскресли видимые по телевизору знакомые образы: мощный, пугающий и гипнотизирующий своей харизмой Красс из "Спартака", великолепный Генри Хиггинс из телебалета "Галатея", невероятно утончённая и прекрасная птица - Джек Уиллер - из фильма "Четвертый"...
И, конечно, в книге весь он, Марис - противоречивый и гармоничный, искрящийся творческой энергией и собранно-холодноватый, жаждущий признания и щедро и честно платящий за свой успех, человечный и удивительно возвышенный, тонкий, чувственный в восприятии и созидании искусства (к слову, дорогие художники, мастер замечательно и с удоволтствием рисовал и занимался скульптурой!), творчески мудрый и внутренне свободный, зажатый в рамки времени и обстоятельств, смело разрушающий надуманные границы ради служения великому.
Художник от Бога.
Сиящий драгоценый камень в сокровищнице мирового балета.
И язык его записей, острый и точный, простой и восторженный. А размышления о судьбе и искусстве, эпохе и славе, достижениях и неудачах так близки и понятны, родственны по ощущениям, вдохновляющи, что во время чтения рука сама тянется к карандашу, чтобы выделить отдельную, особо близкую мыслефразу.
Особенно тёплым и глубоко личным дополнением в книге собраны воспоминания друзей и единомышленников, коллег и современников, 13 писем от поклонников и такое трогательное, бережное, полное любви вступительное слово дочери, Илзе.
Книгу очень приятно держать в руках, рассматривать, перелистывать - она создана с большим уважением, благодарностью и любовью к таланту, творческому подвигу самопожертвования и самому культурному явлению по имени Марис Лиепа.
Цитаты:
"Я люблю рисовать и лепить. Между балетом и изобразительным искусством действительно существует какая-то тайная связь. Хореографические композиции в балетах Петипа настолько красивы, что зрители аплодируют, видя на сцене изысканный рисунок построения кордебалета. Да, танцы давно по праву воспринимают как ожившую картину или гобелен. Тело балерины или танцовщика порой кажется волшебным изваянием природы, чудесной живой скульптурой. А как помогает артисту балета изучение античных статуй, хранящих спокойное величие, или русских икон, запечатлевших таинственные лики святых."
"Смежные искусства - живопись, хореография, скульптура — должны обогащать друг друга...
Как-то мы много говорили и спорили с моим другом,
художником Улдисом Земзарисом, и я, уже надоев ему тысячью глупых вопросов, вдруг задал тысяча первый: «Что же является самым главным, самым важным в любой картине?»
И я получил очень краткий ответ: «Вот эта точка. Точечка.
Ты поставил ее, и картина закончена»."
Слава иногда приходит к тебе совершенно неожиданно: она обрушивается на тебя подобно лавине именно в тот момент, когда ты чувствуешь себя уставшим, одиноким, покинутым, когда кажется - ты ничего не умеешь и ничего не можешь...
Двадцать три года назад я испытал такое ощущение. В то время, будучи начинающим солистом Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, я рискнул участвовать в I Всесоюзном конкурсе артистов балета, который проходил в 1957 году в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Участвовал один, без партнерши, танцевал вариации из «Лебединого озера» и «Корсара». Я еще был никем и даже не мечтал о победе...
"Когда же мне объявили, что я получил золотую медаль,
во мне родилось какое-то невероятное чувство счастья! Я вылетел из театра как на крыльях: не помню, что делал, как переходил улицы, как добрался домой, не угодив под машину или троллейбус. Я улыбался всей Москве, и все улыбались мне в ответ...
Такое мгновение, увы, больше никогда в жизни не повторилось. Хотя потом я получал много званий, наград и премий..."
"Может быть, нечто похожее испытал только лишь при получении премии Вацлава Нижинского, присужденной Парижской академией танца в 1971 году. Она не оценивается ни рублями, ни франками, ни долларами, к ней не прилагаются блестящие побрякушки, которые можно прицепить
к пиджаку. Просто в этом году ты признан лучшим классическим танцовщиком мира, а все остальные годы твое имя соседствует с самыми блистательными именами артистов современного мирового балета."
"А происходило все опять-таки очень просто. Как-то вечером мне сказали, что пришла телеграмма из Парижа, из Академии танца. Я не поверил, но все-таки зашел на почту. Конечно, мне уже давно было не 20 лет, но мне вдруг захотелось танцевать для редких поздних прохожих - вот тут, прямо на улице! Ужасно захотелось танцевать!
Но, наверное, важна лишь только та слава, которая побуждает тебя к новой работе. И как хорошо, что полученные мною награды носят имена великих людей, подлин-
ных творцов, трудяг и мечтателей: премия Станиславского, премия Нижинского, премия Петипа, Ленинская премия…"
"Значки, конверты, букеты цветов, тосты и поздравления в кругу друзей совершенно несравнимы с той сиюминутной настоящей радостью, которая затем передается моим
родителям, детям, друзьям, просто знакомым. Но я должен был сразу напомнить себе: «Марис, для такой славы ты уже немножко состарился! Ты должен стать более молодым, более интересным, должен не останавливаться на достигнутом, а искать, постоянно искать!"
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
2. Сохраните в закладки браузера.
3. Покупайте у нас крутые видеокурсы по рисованию https://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/videokursy