Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

ИЛЛЮСТРАЦИЯ.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ - (от лат. illustratio - пояснение, наглядное изображение).

 

1) Иллюстрация - это картинка, сопровождающая текст (фотография, схема, рисунок, карта и т.д.).

2) Иллюстрация - это разновидность художественной графики, вид изобразительного искусства, напрямую связанный с художественной интерпретацией произведения литературы.

Как подвид изобразительного искусства, иллюстрация воспринимается как единое целое с текстом и является его непосредственным графическим истолкованием. Как прикладная разновидность графики, иллюстрация тесно связана с развитием книжного дела. Иллюстрация подразделяется на картинку, являющуюся непосредственной частью текста и авторскую интерпретацию текста, не используемую в книге непосредственно (например, иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова).
Виды иллюстраций по назначению: научно-познавательные (схема, чертёж, план, карта и т.д.) и художественно-образные.
  В зависимости от расположения в книге и связи с текстом, иллюстрации бывают следующих видов: полосная иллюстрация (на всю страницу), полуполосная, разворотная (на разворот - 2 соседние страницы), оборонная (в окружении текста), рисунки на полях, обложка, фронтиспис (изображение перед первой страницей или над текстом), заставка (изображение перед началом главы, часто орнаментальное), виньетка (небольшой декоративный элемент в начале или в конце текста), буквица (первая буква текста).

   По смыслу иллюстрации подразделяются на: художественный рисунок, декоративный и документальный.
   По внешнему виду иллюстрации бывают: цветными и чёрно-белыми.

  Иллюстрация выполняет 3 основные функции:

пояснительная;

эстетическая;

эмоционально-психологическая.

Это определяет стилистику иллюстрации, её размер, характер, специфику и т.д.
 Широко применение иллюстрации - в книжном деле, периодических изданиях разной направленности (газеты, журналы и т.д.), в технической документации, в производстве комиксов и графических романов, в рекламной индустрии, для сувенирной продукции, в веб-дизайне, дизайне игровых приложений и т. д.

  Иллюстрации выполняются как в традиционных изобразительных техниках, так и при помощи графических программ, часто художники-иллюстраторы сочетают несколько техник и подходов, чтобы достичь особой выразительности изображения.
 При разработке иллюстрации художнику необходимо учитывать множество факторов, влияющих на готовый продукт - формат издания, подбор и расположения блоков текста (шрифты), способ вёрстки, качество бумаги, на которой будет печататься изображение, цвет печатной краски, ритмичное чередование иллюстративных блоков, равномерность расположения картинок в тексте и т. д.
  Для мастерства художника-иллюстратора важны не только богатые изобразительные средства и оригинальные композиционные приёмы, но и система передачи пространства и времени в иллюстрации. Всё это, вместе взятое, формирует уникальность авторского стиля, индивидуальный почерк художника.

История иллюстрации.


  Древний Египет.
Первые иллюстрации появились около 1400 года до н. э. Это характерные для искусства Древнего Египта изображения, сопровождающие “Книгу мёртвых”.
 

Древняя Греция.

В позднеантичную эпоху небольшие изображения украшали манускрипты.

Древний Восток.
Китайская иллюстрация VI-VII веков выполнялась в технике ксилографии (гравюра на дереве). Широкое распространение получает такая иллюстрация в XII веке, а в XVI веке Китае появляется цветная ксилография, что помогает художникам создать тиражные произведения искусства, приближенные к визуальной реальности.
Японская книжная иллюстрация появляется в XVII веке, но наиболее популярной и мастерской она становится в XVIII - начале XIX веков. В этот период происходит расцвет творческой деятельности таких знаменитых художников, как Кацусика Хокусай, Китагава Утамаро, Судзуки Харунобу, Хисикава Моронобу. Тема природы и её изменчивости - основной источник вдохновения художников-иллюстраторов.

Эпоха Средневековья.

Рукописные книги иллюстрируются миниатюрами. Изначально это орнаменты, органично дополняющие текст, позже появляются буквицы, орнаментально украшенные и дополненные деликатно вписанными в орнамент персонажами. После 1000 года появляются миниатюрные иллюстрации, изображающие святых, Иисуса Христа и Девы Марии.
После изобретения печатного станка Иоганном Гутенбергом в 1450 году и начала книгопечатания иллюстрация получила новые возможности развития. Появляется тиражная иллюстрация, выполняемая в технике гравюры на дереве. Изначально иллюстрации вырезались на одной печатной форме с текстом, а потом и отдельно от него и могли выкладываться при печати, объединяя страничный блок.  Лаконичные плоскостные контурные изображения таких иллюстраций органично сочетались со стилистикой шрифта.

Эпоха Возрождения.
В XV-XVI веках в графическом искусстве Европы появляется тяга к передаче глубины пространства, свободы рисунка, разнообразию изобразительных приёмов. Выдающиеся мастера гравюры этого периода - Альбрехт Дюрер, Михаэль Вольгемут, Йост Амман и другие ксилографы.

XVII - XVIII века.

На смену ксилографии приходит гравюра на меди, что позволяет создавать более изящные по рисунку и более детализованные иллюстрации. Эпоха Барокко вносит в иллюстрацию свои характерные черты - динамические композиции (теперь иллюстрация не привязана к тексту, а может существовать совершенно самостоятельно), обилие деталей, пышность форм. Иллюстрации печатаются отдельно от книги и вклеиваются в специально отведённое место в тексте.
Появляется отдельное направление - научная иллюстрация. В развитии книжной иллюстрации постепенно формируются основные её виды - фронтиспис, виньетка и т.д. Появляются серии иллюстраций, для наилучшей передачи характеров, эмоций, взаимодействия героев книги и для демонстрации разнообразия ярких моментов произведения литературы.
Мастера иллюстрации этого периода - Антонио Тампеста, Стефано делла Белла (Италия); Жак Калло, Криспина ван де Пассе (Франция); Питер Пауль Рубенс (Фландрия), Уильям Хогарт (Великобритания) и т.д.

XIX век.
   Искусство иллюстрации находит своё развитие в новых, более удобных и дешёвых способах изготовления и техниках - торцовая гравюра на дереве и литография. Художниками создаются как отдельные самостоятельные иллюстративные композиции, так и скетчи, сопровождающие текст. Набирает обороты журнальная графика, позволяющая привнести острую сатиру в искусство иллюстрации (художники  Оноре Домье, Поль Гаварни, Жан Гранвиль).
Активно развивается естественнонаучная иллюстрация (Томас Бьюик, Джон Джеймс Одюбон).
В эпоху романтизма иллюстрации отражают стилистические черты произведений литературы, для которых создаются: накал эмоций, разнообразие чувств, юмористические детали (Гюстав Доре, Адольф фон Менцель, Фёдор Толстой, Александр Агин).
   Появляется множество новых техник и технологий создания иллюстрации. Фотомеханическая репродукция помогает тиражировать изображения в любом количестве, что увеличивает производительность и качество печати картинок. Стилистика модерна обогащает иллюстрации затейливой орнаментикой, изысканной стилизацией, возвратом к плоскостной выразительности (Обри Бердслей, Альфонс Муха, Иван Билибин и другие художники-иллюстраторы).

Иллюстрация на рубеже XIX-XX веков.

Особая роль придаётся связи иллюстрации и дизайна книги, соответствию размера и характера гарнитуры шрифта, книжного блока, качества бумаги и иллюстративного материала не только эстетически, но и смыслово и исторически. В России этим особенно были увлечены художники направления “Мир искусства” (Александр Бенуа, Лев Бакст, Евгений Лансере и другие).
Выдающимися мастерами иллюстрации этого периода являются: Михаил Врубель, Теофиль-Александр Стейнлен, Пьер Боннар, Пол Хогарт, Леонид Пастернак и другие.
 

XX век.
Иллюстрация отделяется от контекста книги, картинки становятся вольными ассоциациями художника с конкретным произведением литературы. Они разнообразны по технике исполнения, стилистике и возможностям трактовки зрителем (Аристид Майоль, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Рокуэл Кент, Реннато Гуттузо, Ханс Эрни, Франс Мазерель).

Советская книжная иллюстрация.
   Отдельным направлением в общемировой культуре является советская иллюстрация. Являясь средством одновременно идеологического и эстетического воспитания, она сочетает традиции классической иллюстрации с современными темами и стилистикой. В 20-х годах активно развивается советская ксилография (Владимир Фаворский, Алексей Кравченко), техники рисунка в иллюстрации (Владимир Лебедев, Николай Тырса). Идеи конструктивизма в сочетании с развитием технического прогресса (фотомонтаж), рождают характерные духу времени плакатные иллюстрации Родченко. Обновлённый подход к созданию книги и оригинальные дизайнерские решения, объединяющие идейно и стилистически текст и картинку, создают необычные авторские книги с иллюстрациями (Эль Лисицкий).
Основной упор в иллюстрации 20-30-х годов делается на реалистическую достоверность образов. В 30-50-х гг. по качеству и художественной ценности иллюстрация приближается к графическим станковым произведениям искусства (Дмитрий Шмаринов, Кукрыниксы, Евгений Кибрик и другие).

   В 50-80-е годы иллюстрируются книги разнообразной направленности: русская, советская, иностранная литература. Особый интерес у художников вызывает детская иллюстрированная литература. Высоко с точки зрения профессионализма и художественности ценятся работы таких мастеров детской иллюстрации, как Алексей Пахомов, Евгений Чарушин, Владимир Конашевич, Борис Дехтерев, Евгений Рачёв и многие другие.

 

Использовалась литература:

1. Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”;

2. “Популярная художественная энциклопедия.” Под редакцией Полевого В. М.; - Москва: “Советская энциклопедия”, 1986.

3. Сокольникова Н. “Краткий словарь художественных терминов для учащихся 5-8 классов”.

4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 1890-1907.

5. “Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.” Под редакцией проф. Горкина А. П., Москва: Росмэн, 2007.

6. Иллюстрированный энциклопедический словарь. -М.: Аутопан, Бородулин и др. 1998.

7. Большой энциклопедический словарь. 2000.

8. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. -М.: Гелла-принт. Стефанов С.И.. 2004.

9) Большая советская энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

 

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин