Картина - самостоятельное, законченное произведение станковой живописи. Картина выполняется художником на мольберте (станке) вручную.
Основа картины - холст, деревянная доска или плотный картон (иногда металл или камень). В отличие от произведений монументального искусства (росписи, фрески и т.д.) картина ценна и может существовать сама по себе, а также быть частью интерьера.
Готовая картина заключается в раму, которая концентрирует внимание зрителя на произведении живописи, придавая ему вид “окна” в иллюзорный мир. Рама подбирается под стиль, колорит, размер и характер живописи, а также под интерьер, в котором картина будет находиться.
Картина пишется художником в соответствии с его замыслом, идеей, обладает цельностью колорита и ясностью композиции. В отличие от этюда с натуры картина выполняется по подготовительным материалам в мастерской и несёт этическую, эстетическую, воспитательную, образовательную и др. нагрузки. В зависимости от идеи, заложенной художником картина пишется в крупном размере - от 1 метра и более по большей стороне. Для того, чтобы справиться с поставленной задачей, перед тем как писать картину, художник выполняет подготовительный эскиз, делает наброски композиции и этюды самых ответственных фрагментов будущего произведения (фрагменты пейзажа и интерьера, этюды голов и рук, складки драпировки и т.д., например, А.Иванов “Явление Мессии”). Но из этого правила есть исключения, когда натурный этюд перерастает в законченную картину (А. Саврасов “Грачи прилетели”)
Классическая картина имеет жанровый сюжет (изображение людей), но может быть выполнена и в любом другом жанре (портрет, пейзаж, натюрморт и т.д.). Беспредметная, абстрактная картина также имеет идейно-образную концепцию, как и сюжетно-тематическая картина, но исключает реалистическую предметную трактовку, заменяя её эмоционально-чувственной, ассоциативно-образной.
Написание картины предваряется подготовкой рабочей поверхности: проклейкой и грунтовкой (обезжиривание и пропитка холста или листа специальным составом для корректного нанесения красок). Красочный слой в картине укладывается постепенно послойно. Так как картина пишется за несколько сеансов (это обусловлено размером, особенностями технологии живописи и самой идеей картины, а также индивидуальным творческим методом художника) каждый слой краски тщательно просушивается перед нанесением последующего. После просыхания завершающего слоя краски, картина покрывается лаком для защиты от механических и климатических повреждений. Обрамление - последний этап создания картины.
ИСТОРИЯ КАРТИНЫ.
Первые картины появились в эпоху Возрождения, как альтернатива храмовой алтарной живописи. Постепенно, наравне с религиозными сюжетами, стали появляться картины светского характера (портреты). Первые картины писались на деревянных досках (XV век), а на рубеже XV-XVI века стали применять холст как основу для живописи. Для этого плотный холст натягивали на специальный деревянный подрамник, обрабатывали клеем для устранения крупных просветов между волокнами ткани, и грунтовали. Чаще всего применялся белый грунт из мела и гипса, а с появлением масляных красок стали грунтовать масляными белилами.
С конца XVI века стали применять цветные грунты, преимущественно тёплых оттенков (Рембрандт). Картина становится элементом интерьера не только храмовой и гражданской архитектуры, но и жилых помещений среднего экономического класса (голландские бюргеры). Благодаря этому активно развиваются жанры натюрморта и пейзажа: картина становится небольшой по размеру, реалистичность прописки усиливается.
В XVIII-XIX веках появляется традиционная многофигурная жанровая картина. Преобладают мифологические, религиозные, исторические, реже бытовые сюжеты. Монументальность формата подчёркивает глубину и силу авторской идеи художника.
Pierre August Renoir. 'Luncheon of the Boating Party' 1880-1881
На рубеже XIX-XX веков, с появлением импрессионизма и его концепции постоянной изменчивости мира, картина трансформируется из тяжеловесной салонной в небольшую и лёгкую интерьерную. Возвращается белая грунтовка холста для усиления звучания цвета и передачи воздушности, глубины, мимолётности происходящего. Также художники применяют светлые цветные грунты для картин и белые лаконичные рамы. Картина пишется быстро, этюдно, часто прямо с натуры.
Использовалась литература:
1. Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”;
2. “Популярная художественная энциклопедия.” Под редакцией Полевого В. М.; - Москва: “Советская энциклопедия”, 1986.
3. Сокольникова Н. “Краткий словарь художественных терминов для учащихся 5-8 классов”.
4. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
5. “Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.” Под редакцией проф. Горкина А. П., Москва: Росмэн, 2007.
6. Иллюстрированный энциклопедический словарь. -М.: Аутопан, Бородулин и др. 1998.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)