В юности, когда я писала много портретов с натуры, прежде чем усадить модель в нужную позу, я к ней присматривалась, изучала темперамент и характер, подбирала удачный ракурс, задумывала образ и композиционное решение.
Для этого мы общались, вместе пили чай в мастерской, узнавали друг о друге чуть больше.
Сегодня такой подход к работе над портретом могут себе позволить единицы: уж очень он затратный по времени, силам, энергии. На помощь приходит фотография.
На завершающих занятиях нашего базового курса "Рисование с нуля до портрета на заказ" я рассказываю о том, как выбрать удачный референс, как его тактично использовать в рисовании портрета, какого он должен быть размера и качества. Но главное - этих референсов должно быть несколько.
Именно подбор фотографий портретируемого с разных ракурсов, в отличающемся друг от друга освещении и антураже, в различных эмоциональных состояниях помогает не только получше разглядеть детали, индивидуальные черты и характерные особенности, понять, в чём особое обаяние портретируемого и через что проявляется характер, но и создать удачный, узнаваемый художественный образ.
Нередко, рисунки и этюды, сделанные точно по фото, максимально детализованные, гиперреалистичные, выглядят застывшей маской или копией фото именно потому, что художником не была проведена эта подготовительная работа, использовался только один референс, диктующий свои правила ведения рисунка.
И дело здесь не в техническом мастерстве и точности детали - дело в подчинении художественных средств самому решению портрета, композиции в целом, образности. Невозможно рисовать одинаково младенца и старика, мужчину и женщину, холерика и флегматика, политика и творца.
У каждого своя жестикуляция, мимика, характерный поворот головы, быстрота движений - и это тоже нужно отразить в портрете при помощи характерных штрихов, мазков, экспрессии их наложения, качества цвета и тона, композиционной структуры изобразительной плоскости, стилизации, детали. И это без учёта точности пропорций и просто изобразительной грамотности и авторского мастерства художника: это само собой разумеющиеся компоненты хорошего портрета.
На изображениях подготовительные рисунки к портрету Рудольфа Нуреева из моей серии "Русский балет". Размер эскизов: А4-А2, размер итоговой работы: 50х70. Бум., кар..
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
2. Сохраните в закладки браузера.
3. Покупайте у нас крутые видеокурсы по рисованию https://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/videokursy