Как и в любом другом жанре, в рисовании портрета у начинающих художников есть характерные ошибки. Самая основная - рисование от куска.
Особенно она распространена в среде художников-самоучек, не получивших полноценной академической базы (увы, это видно на любом уровне детализации и натуралистичности изображения).
Это такой вариант ведения рисунка, как принтерная печать, когда разработка листа тоном складывается, пририсовывая один фрагмент к другому: глаз к носу, нос а щеке, потом губы, затем другой глаз и т.д.. Таким образом конструкция головы, форма частей лица и пространство не учитываются - внимание художника сосредоточено только на точности попадания в тон и характере пятна (похожесть черт, расположение светлых и тёмных). Объём в полной мере тоже не выявляется при таком подходе к рисованию портрета - это скорее срисовывание теней и полутеней, а учитывая, что на фотореференсах почти отсутствуют рефлексы, так необходимые для понимания большой формы головы, в портрете нарисованном от куска голова портретируемого практически во всех случаях влипает в фон.
Для реалистического портрета, претендующего на хотя бы начальный профессиональный уровень, нужна ясность больших отношений. Уже потом следует уделять внимание отдельным деталям и частям лица, характерным особенностям конкретной головы, материальности (качество бликов, текстура волос и прочее).
Эта ошибка (перестройка на рисование кусками) возникает от непонимания структуры головы, но чаще, когда художнику просто лень вставать с места и отсматривать работу издалека.
Рекомендуем наш книжный блог
При близком расположении относительно листа, изображение складывается из отдельных частей, глаз не видит модель в целом (в поле обзора попадает только часть изображения). Эти отдельно пририсованные части очень сложно органично соединить между собой. Все усилия художника в этом случае, уходят не на изучение модели и решение творческих задач (какие приёмы лучше использовать, как технически обогатить рисунок, чтобы сложился характерный визуальный образ), а на механическую срисовку узлов и их притирание их друг к другу. При этом копируются и оптические искажения снимка, и случайные или ненужные детали.
Разработка всего листа одновременно, безотрывное друг от друга рисование линией и пятном, периодический отход от рабочей поверхности на 2-3 или более размера листа, рисование от общего к частному и постоянные проверки на цельность изображения необходимы. Их игнорирование рушит большую форму, лишает изображение трёхмерности, ведёт рисунок от реалистичности и целостности к декоративности и дробности. Соответственно, от профессионального рисования к самодеятельности и наивности.
Если вам понравилась статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге с указанием обратной активной ссылки.
3. Покупайте у нас курсы рисования в Екатеринбурге.
Или если вы из другого города, то приобретайте наши видеокурсы рисования.