Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Скетчи: польза или вред.

Безусловно, есть некая прелесть в этих быстрых и точных рисунках, её ощущают даже те, кто совсем никакого отношения к рисованию и творчеству не имеет. Но не всё просто и весело с именно таким подходом к рисунку и живописи.

Дело в том, что сами по себе скетчи или наброски пользы начинающему художнику не приносят и даже могут помешать развиваться и обучаться рисованию. Сейчас всё подробно объясню.

1). Необходимо разумное сочетание тщательных длительных штудий, краткосрочных рисунков и работ средней степени длительности.

   Ставя однообразные, похожие задачи в рисовании, художник привыкает к излюбленному формату, использует одни и те же приёмы в рисовании, все рисунки выполняются за одно и то же количество времени с одинаковой проработкой. Это мешает развитию, художник становится заложником собственного вкуса, что на этапе обучения сильно мешает в развитии. Наброски хороши, но в сочетании с длительными многочасовыми рисунками, изучающими форму и объём, степень освещения предметов и их взаимодействие друг с другом (4-10 часов работы), и с рисунками средней степени сделанности (1-2 часа работы). Именно так они будут становиться не просто быстрой фиксацией момента, а точной передачей поставленной задачи в короткий срок.

2) Наброски дают чувство пропорций, но мешают тщательной проработке формы.

   Чрезмерное увлечение набросками лишает крупные длительные рисунки цельности и “сделанности” - они выглядят импульсивными, но как будто неоконченными. Только непосредственное постепенное изучение формы в среде и передача её посредством светотени в академическом рисунке позволяет создать подлинно реалистичные тональные изображения. Одними набросками этого не добиться, нужна комбинаторика: скетчи позволяют увидеть и передать на листе бумаги главное простыми средствами, а длительные обдуманные многосеансные рисунки придают этому главному реалистичный и завершённый вид.

3) Скетчи позволяют художнику передать точное впечатление от увиденного, но они исключают тщательный осознанный процесс рисования.
   В наброске выполняется всего одна конкретная задача, схватывается первое впечатление, фиксируется момент. В рисунке же не всегда важны эмоции, в большинстве учебных академических рисунков они только мешают начинающему художнику анализировать увиденное. Вот и получаются тональные отношения в рисунке условные, помимо основной задачи, другие игнорируются или выполняются не точно, построения или нет совсем или оно примитивно, т. к. времени на всё не хватает. Вот и получается вместо грамотного рисования - бац-бац, и мимо. Поэтому отделяем зёрна от плевел - наброски делаем для тренировки внимания, памяти и для фиксации момента, а в рисунке тщательно изучаем окружающую действительность, стремимся передать максимально точно конструкцию, форму, пространство, перспективу и т. д..

4) Наброски оставляют долю случайности (у начинающих - право на ошибку), а это расхолаживает (и так сойдёт, это же скетч).
   Чрезмерное увлечение скетчингом чревато - теряется цель рисования, скетчи рисуются ради скетчей, а мелкие небрежности и недочёты, милые и почти незаметные в набросках-идеях, становятся назойливо-однообразными в бездумных одинаковых почеркушках. Исчезает разнообразие, прелесть, правда жизни, а вот ошибки наслаиваются одна на другую. Остаётся только самовыражение с отговоркой - “и так сойдёт это же скетч”. А к нормальным, настоящим учебным наброскам и рисункам это никакого отношения не имеет. Ведь мы же с вами учимся, совершенствуемся в рисовании, правда?

5) Занятия набросками придают рисованию лёгкости, эмоциональности, но нарушают аналитику и логику.
   В идеале, если всего в меру, и быстрых точных набросков, и длительных тщательно продуманных и проанализированных штудий, то и волки будут сыты, и овцы целы - и прогресс в рисовании будет, и некое разнообразие задач и приёмов, и обучение рисунку станет интересным и полезным одновременно. Но повальная мода на “быстрые рисунки” вносит сильный диссонанс в занятия рисованием начинающих художников - марафоны и флешмобы по скетчам уводят от основной идеи - рисовать не просто ради собственного удовольствия, а для достижения результата, для реализации поставленной цели. Без цели и стремления её достичь ни о каком обучении рисованию и прогрессе речи быть не может. Одним количеством тут не взять, нужно ещё повышать и качество рисунков, а значит, нужна осознанность в рисовании.

6) Скетчи помогают придумать и наработать новые приёмы рисования, но сами по себе они не работают.

   Чем отличается, например, балет от гимнастики? Правильно, помимо спорта там есть ещё художественность, образность, повествование, размышление. Изобразительное искусство на то и искусство, что помимо технических особенностей включает в себя авторскую идею, эмоцию, логичность, соответствие одного другому. Поэтому кроме приёмов и способов рисования важна сама изобразительная грамота, отношение автора к изображаемому, набор вполне конкретных задач в каждом конкретном случае. Например, рисовали мы портрет в студии в натуры, стремились передать её характер, особенности освещения, форму. А потом перенесли эту же модель в условия пленэра (посадили в травку на улице) - всё выглядит уже совсем по иному: краски другие, свет другой, да ещё и модель щурится от яркого солнца и выражение лица у неё совсем другое. Все готовые и любимые приёмы живописи уже не работают в новых условиях.

7) Рисунки хорошо сохраняются в альбоме, но нарушается чувство формата при рисовании в ином размере.
   Конечно, наброски в блокноте хорошо хранятся и не теряются, но рисование только на одном формате и размере мешает начинающему художнику точно передавать пропорции и соотношения предметов в листе, даже элементарно закомпоновать более крупный или более мелкий рисунок становится сложнее. Поэтому, наброски в альбоме делать можно, но таких альбомов или блокнотов лучше завести сразу несколько, например, маленький (А6), средний (А4) и большой (А2). А лучше рисовать ещё и на отдельных листах с разными размерами и соотношениями сторон, например на квадратных или приближенных к ним.

8) Скетчинг - обязательное дополнение к академическому рисунку, но как самоцель он разрушает мышление художника.

   В комплексе всё работает прекрасно и только обогащает разнообразие изобразительных средств, развивает восприятие действительности художником, учит наблюдательности и точности. Но сам по себе скетчинг расхолаживает и все случайные, уникальные, подсмотренные детали и ситуации постепенно сглаживаются, превращаются в условные, однообразные, повторяющиеся из работы в работу. Это касается и композиции, и цвета, и текстур и даже характера моделей. Пожалуйста, не забывайте о назначении вашего занятия и цели и задач для каждого из набросков. Сочетайте длительные рисунки в мастерской и лёгкими зарисовками с натуры вне её стен.

9) При рисовании только быстрых зарисовок, особенно по представлению и воображению, есть соблазн уйти в примитив.
   Обобщая и игнорируя детали, необычные ракурсы, характер конкретной формы или случайный удачный свет, рисунки усредняются, огрубляются и уже почти ничего общего не имеют с натурой и правдой жизни. Помните, что в рисовании набросков и зарисовок скорость не главное - важнее точность и верность поставленной цели. Ну, и постараться тоже придётся, приложить усилия, осмыслить то, что рисуешь - конструкцию, освещение, движение, пропорции и т. д. Это важнее, чем рисовать просто человека, красивый цветочек или сферического коня в вакууме.


10) Наброски создают привычку рисовать постоянно, но чрезмерное увлечение ими создаёт рисование ради рисования.
   Всё-таки наброски и зарисовки - это способ изучения окружающего мира посредством графики. Такие рисунки создаются для того, чтобы понять как и что устроено в природе, предметах, архитектуре, человеческом теле и т. д.. Это не самовыражение, а постоянный поиск устройства мироздания и себя в нём художником. А иначе зачем рисовать? Просто чтобы занять свободное время или извести бумагу? Ведь даже чтобы выразить свои мысли карандашом на бумаге, требуются годы серьёзной кропотливой работы - рисования с натуры, освоения азов изобразительной грамоты, изучения и наблюдения элементов окружающего мира. По другому никак.

   В связи со всем вышесказанным хочется вывести некий итог: увлечение скетчами само по себе не даёт полноценного развития художественных способностей, а в некоторых случаях сбивает художника с истинного пути реалистического рисования. Но наброски необходимы как дополнение к длительным учебным рисункам, развивают внимательность, ловкость руки и точность глаза, а также чувство пропорций. В искусстве наброска есть свои тонкости и нюансы, по поводу которых лучше общаться с вашим учителем рисования. Ну а где что и как рисовать в конечном счёте не важно, если есть желание, возможность и вдохновение рисовать.
Смелых и точных рисунков вам, друзья!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин